Курсовая работа: Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Психические особенности младших школьников и новообразования учащихся начальных классов:
1.1. Особенности обучения в начальных классах……………………6
1.2. Произвольное внимание как одно из центральных новообразований младшего школьного периода и другие психические функции у младшего школьника……………………...10
1.3. Личностная рефлексия как одно из новообразований в младшем школьном периоде…………………………………………………….16
1.4. Интеллектуальная рефлексия у младших школьников………...17
1.5. Развитие внутреннего плана действий у младших школьников….................................................................................21
Глава II. Экспериментальное изучение связи успеваемости и успешности обучения младших школьников с развитием свойств внимания:
2.1. Методы исследования…………………………………..............23
2.2. Полученные результаты………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………........30
Библиография………………………………………………………………........33
Приложение……………………………………………………………………...35
Введение
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет [5], [13]. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот "период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника" [17, C.183]. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходитья выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности [3, C.32].
Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы .
Младший школьный период - это "этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности" [17, C.183]. На данном периоде у учащихся начальных классов основными новообразованиями являются личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи, самоконтроль,произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения [13].
Цель работы: рассмотреть новообразования младшего школьного возраста и определить место учёбы и труда в деятельности учащегося начальных классов.
Объект исследования: развитие учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические закономерности обучения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: связь успеваемости и успешности обучения младших школьников с развитием свойств внимания.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие трактовки центрального психологического новообразования младшего школьного периода развития.
2. Изучить взаимосвязь центральных психологических новообразований младшего школьного возраста с новообразованиями дошкольного возраста и психологическим новообразованием кризиса семи лет.
3. Рассмотреть условия развития этих новообразований.
Методы исследования: Для проведения экспериментальной части работы подбор методов осуществлялся в соответствии с целями и задачами исследования. Были использованы методика изучения внимания у школьников третьих-четвёртых классов[15], методика «Да и нет». Для изучения особенностей развития произвольного внимания применялась «Корректурная проба» (тест Бурдона) [9, C. 78].
Глава I . Психические особенности младших школьников и новообразования учащихся начальных классов
1.1 Особенности обучения в начальных классах
"Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах" [14, C. 43]. "В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек" [16, C. 616]. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. На этом этапе появляется много психических новообразований, совершенствуются и развиваются старые. "Школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др" [17, C.185].
Обычно ученик начальной школы с охотой идёт в это учебное заведение. "Для учащихся первых-третьих классов характерным является стремление к положению школьника (80-63% ответов). С момента поступления в школу центральное место – социальный мотив – стремление к новой социальной позиции школьника" [17, C.185]. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт, приобретённый ребёнком дома. Раньше маленький дошкольник был единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он попадает в среду, где вокруг него такие же "уникальные и единственные". Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым требованиям, осваивать пространство школы, овладеть способами самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--