Курсовая работа: Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития
Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ.
Оценка готовности образования к развитию в единой образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам "климата". Наиболее существенными препятствиями на пути развития являются проявления глобального кризиса образования, состоящие в проблеме обеспечения равных возможностей в получении образования (системный кризис развития Кумбса [Coombs Ph., 1968]), который по отношению к ИКТ проявляется в "цифровом разрыве" между различными группами населения в зависимости от региона, оснащенности учебного заведения, материальных возможностей и пр. А также в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро изменяющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях и навыках (цивилизационный кризис Тофлера [Toffler A., 1978]) [Уваров А.Ю., 2002]. В России проявления обоих кризисов в образовании выражены предельно ярко. Так, отечественный сектор ИКТ в 2002 г., в соответствии с данными UBS Warburg, более чем в четыре раза уступал странам Северной Америки и более чем вдвое - Западной Европе, и сопоставим со странами Латинской Америки. Российский преподаватель и студент в одинаковой степени ощущают на себе влияние обоих кризисов, испытывая проблемы доступа к ИКТ и необходимость получения и обработки новой информации в своей профессиональной области. Преподавателям по отношению к студентам фору в несколько шагов дает только привычка к самообразованию. Злой, но имеющей на то основание шуткой является высказывание, что преподаватель отличается от студента только тем, что нашел и прочитал необходимое учебное пособие на день раньше студента (английский вариант фразы: "We're lucky if we're two jumps ahead of our students!"). Таким образом, в положении ученика находятся и преподаватель, и студент, т.к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области. Поэтому реформирование системы образования должно быть направлено как на задачи "информационно-коммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого делового климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды.
Отметим, что вопрос пятилетней давности - нужны ли ИКТ в обучении, решен положительно, во главе угла стоят другие вопросы: как организовать широкий всеобуч участников электронной образовательной среды от административных работников до студентов, каковы эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения? К решению этих проблем подключено множество государственных программ, проектов коммерческих организаций и благотворительных фондов. Так, в 2002 году информатизация образования в России проходила как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающей вызовам XXI века - включению в мировое образовательное сообщество, основой которого являются знания. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах, таких как "Электронная Россия" (2002-2010 гг.) и "Развитие единой образовательной информационной среды" (2002-2005 гг.), "Компьютеризация сельских школ" "Компьютер в каждую школу" (2001-2005 гг.)". Несмотря на то что, на сегодняшний день весь бюджет России сопоставим с бюджетом федеральных органов власти США на информатизацию (48 млрд. долл.), по образовательной федеральной программе будет выделено около двух миллиардов долларов, причем самые большие выплаты приходятся на 2003 год. Кроме федеральных программ инициированы и другие, такие как благотворительные академические проекты ЮКОС "Федерация Интернет-образования" - "Обучение для будущего, "Поколение.ru" (повышение квалификации учителей), корпорации INTEL - "Обучение для будущего" (преподаватели и студенты педагогических вузов).
В конце 2002-го - начале 2003 г. к проекту INTEL присоединилась корпорация Microsoft, со-финансируя проект и оказывая помощь в программном и учебно-методическом обеспечении открывающимся центрам. Известны концепции Microsoft в области интеграции ИКТ и образования, такие как "Connected Education Society", "Connected Learning Community", в которых окружающий мир рассматривается как постоянно обновляемая среда обучения, а практический опыт использования ИКТ расширяет возможности обучения. В педагогике такой подход к познанию как социально-опосредованной деятельности разработан в теории социального конструктивизма Л.С. Выготского и известен как зоны ближайшего развития. Возможности для формирования учебного, исследовательского сообщества на основе такой открытой электронной среды обучения практически не ограничены и во многом зависят от творческой фантазии и энергии членов сообщества. Примерами могут служить представленные в этом выпуске журнала статьи Е.Н. Зайцевой [Зайцева Е.Н., 2003] о создании открытой, интегративной, интерактивной, многоаспектной информационно-обучающей среды для обучения идеографическому японскому языку для роста профессиональной и общекультурной компетенции студентов естественнонаучных, социально-экономических и других неязыковых специальностей, а также статья Е. Патаракина о включении материалов цифровых коллекций видео-произведений, изображений и описаний животных в учебную деятельность, о создании школьниками коллективного гипертекста из цифровых коллекций медиа-объектов, представляющих жизнь деревень нижегородской области.
Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом. На сегодняшний день в Рунете насчитывается уже более 12 000 веб-сайтов образовательной направленности. Но состояние информатизации отечественного образования в целом можно охарактеризовать как начальный адаптационный этап, который не предполагает высокой интерактивности в процессе обучения, скорее, развития навыков самостоятельной работы, причем компьютер рассматривается в большей степени как объект изучения. Многие преподаватели прошли обучение по одной из программ повышения квалификации или обучились самостоятельно, но не более 5% из них используют ИКТ в преподавании. Этот этап можно определить как компьютеризацию образовательных учреждений (например, в школе на сегодняшний день не более 2 ПК на 100 человек) и преподавание информатики в качестве общеобразовательного предмета. Так, основными задачами курса информатики являются формирование алгоритмического мышления, ознакомление с различными ИКТ и освоение правил поведения в информационном обществе или информационная компетентность [Уваров А.Ю., 1999].
Следующие шаги информатизации образования, которые можно охарактеризовать как использование компьютера в качестве средства обучения с более широким освоением электронных (компьютерных) учебников по различным предметам, компьютерного тестирования и контроля приведут к расширению содержания, форм и методов обучения. Этот этап характеризуется более широким привлечением преподавателями-предметниками ИКТ в обучение, усилением интеграционной компоненты информатики с другими предметами, необходимостью решения психолого-педагогических задач информатизации и всеобуча, а также эффективности использования компьютерных средств обучения различным дисциплинам с дидактической точки зрения (компьютерная дидактика). При этом необходимо соблюдение некоторого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новыми образовательными технологиями, чтобы сформировать преемственную и дидактически целесообразную образовательную среду обучения. Так, образовательный проект компании-разработчика мультимедиа-продукции "Кирилл и Мефодий" "Медиа-образование" проводит в 30 городах России методические семинары и конкурсы по использованию образовательных мультимедиа пособий - учебников, репетиторов, энциклопедий и справочных изданий в естественнонаучном, гуманитарном образовании, самостоятельной работе. Компания делает акцент на расширение представлений участников педагогического процесса - учащихся, учителей, библиотекарей, руководства школы, родителей о возможностях различных электронных изданий, на новых методологических подходах и решениях, организации обратной связи с пользователями образовательной продукции через дистанционные консультации, чаты, форумы на сайте "http://edu.km.ru/", список рассылки и он-лайн журнал "Медиацентр".
Подобные специализированные образовательные WebQuest'ы и порталы по областям знаний объединяют высококачественные учебные материалы ведущих специалистов и различные высокотехнологичные возможности доступа и интерактивности. Многие образовательные порталы концентрируют и упорядочивают главные информационные составляющие учебной среды - учебно-методические комплексы по различным предметам: стандарты учебных программ; планы и методические разработки; содержательные материалы; задания, вопросы, практикумы; контрольные тесты и критерии оценки знаний. Так, компанией "Физикон" позиционирован первый в России полнофункциональный Интернет-портал для дистанционного обучения школьников и профессиональной подготовки молодежи. Портал включает в себя более 3000 тестов, Интернет-учебники, методические материалы для учителей, обзор Интернет-ресурсов, интерактивные учебные модели, обучающие игры и другие учебно-методические материалы.
Для перехода к интерактивным методам взаимодействия в электронной образовательной среде потребуется развитая инфраструктура телекоммуникаций в системе образования в целом, широкое освоение новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов. Благодаря реализации различных проектов по освоению ИКТ во многих образовательных учреждениях и крупных городах уже формируется локальная высокотехнологичная образовательная среда, включающая открытое информационное пространство и средства коммуникации, в которую вовлекаются все участники образовательного процесса, задействуются все уровни педагогического и административного взаимодействия. Объединение локальных пространств учебных заведений и центров в Интернет на третьем этапе позволит сформировать открытую образовательную среду, что позволит решать учебные задачи на занятиях, вне занятий и за пределами учебного учреждения. Студенты смогут заранее просматривать учебные планы, знакомиться с содержанием курсов, сравнивать свои знания с требованиями по предмету, чтобы во время занятий высвободилось время для обмена идеями, обсуждения различных точек зрения. Примеров создания и поддержания образовательных сред в России не так много, тем не менее, таковым является объединение цифровых образовательных ресурсов города для организации коллективного доступа к материалам цифровых коллекций, разработка механизмов встраивания коллекционных записей в учебную коммуникацию в региональном сетевом сообществе городской сети Переславля-Залесского. Ссылка на эту сеть дана в статье Е. Патаракина, представленной в этом выпуске журнала (tower.botik.ru). Таким образом, открытую единую образовательную среду составит объединенное электронное информационное, коммуникационное и физическое пространство образовательных учреждений отечественной и мировой системы образования в целом.
Педагогическое взаимодействие в единой образовательной среде
В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы. Преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения группы или конкретного ученика, исходя из предыстории их обучения. Однако, электронная образовательная среда способствуют формированию и его новой роли. В такой высокоинформативной среде преподаватель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Задачами преподавателя-наставника становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным мировым сообществом навыков - глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных результатов (см., например, таблица 1).
Таблица 1. Соотношение между информационным содержанием обучения и интеллектуальными навыками.
Содержание | Интеллектуальные навыки |
Факты | Осмысление |
Идеи | Анализ |
Принципы | Применение |
Мнения | Синтез |
Взаимосвязи | Реструктуризация и модификация |
Критерии | Оценка |
Проблемы | Принятие решений |
Под адаптацией к изменениям понимается умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Развитие самостоятельности в обучении подчинено смене концепции образования как "обучения на всю жизнь" на "обучение в течение всей жизни". Изучение процесса адаптации участников коммуникации (преподавателей и студентов) в образовательной среде является одной из задач представляемого здесь исследования.
Если вопросы содержательной информационной, методологической или технологической составляющих образовательной среды довольно широко рассматриваются образовательным сообществом, то вопрос обучения коммуникации, в данном случае в электронной образовательной среде практически не ставится. Тем не менее, именно такие новые знания, умения и навыки компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication) становятся востребованными обществом. Отметим, что по коммуникативным характеристикам мы различаем две модели: "человек-компьютер-человек" и "человек-компьютер" [Розина И.Н., 2002]. Вторая модель человеко-компьютерного взаимодействия (human-computer interaction), согласно Э. Холла, относится к низко-контекстуальной культуре [Griffin E.A., 2000], т.к. имеет заранее заданные логические основы взаимодействия и более жесткие информационные ограничения интерфейса в символах, тезаурусе, диалоге, действиях, обратной связи. Так, понимание компьютером сообщения введенного в тестовую программу возможно только при абсолютно точном выполнении соответствующей допустимой команды, инструкции и соглашения. Например, программой может быть не воспринята команда, имеющая лишний пробел, неправильный синтаксис, задержку выполнения по времени, размещение в другой строке и пр., т.е. командное сообщение должно быть однозначным и точным. Возможно развитие систем обучения и сред, основанных на инженерии знаний, естественно-языковых интерфейсах, распознавании образов, самообучении, интеллектуальных агентах, моделях текущего эмоционального состояния пользователя постепенно расширят это ограниченное подмножество элементов человеко-компьютерного вербального и невербального взаимодействия в образовательной среде. Человеко-компьютерное взаимодействие автора текстовой информации, размещенной на образовательном веб-сайте, и читателя мы рассмотрим в связи с использованием гипертекста в образовательной среде.
В целях исследования педагогического взаимодействия по первой модели "человек-компьютер-человек" мы вводим понятие учебной компьютерно-опосредованной коммуникации. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация представляет собой научную область, в которой исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (компьютерных) сообщений для формирования понимания в электронной образовательной среде в соответствующих обучению контексте, информационной и коммуникативной культуре. Данная область является практически ориентированной на цели эффективного использования электронной среды и развития этики этого вида коммуникации в образовательной деятельности. Поэтому наиболее важным является получение коммуникативных навыков, которым студенты обучаются, наблюдая за преподавателями и другими студентами, более компетентными в компьютерных технологиях, моделируя свое коммуникативное поведение, основываясь на наблюдаемых примерах. Но пока, согласно полученным данным компаний, специализирующихся на сетевых исследованиях (АРПИ, "Комкон", РОЦИТ), в исследуемых выборках русскоязычного сообщества пользователей Интернет образовательное сообщество составляет сравнительно малый процент. Так, учащихся школьного и студенческого возраста - менее 20%, представителей науки и образования - около 15%.
Таким образом, только небольшое количество студентов и преподавателей обучаются и используют коммуникативные навыки в ходе получения образования и обучения, или через самостоятельную практику работы на компьютере и общения в Интернет. Например, в двух учебных заведениях, в которых преподает автор (ИУБиП, РГПУ) все студенты и преподаватели имеют свободный доступ в Интернет и/или адрес электронной почты, но для учебных целей ни информационное наполнение сервера, ни коммуникативные возможности технологий в обозначенном смысле единой электронной образовательной среды не используются (www.iubip.ru, www.rspu.edu.ru). Поэтому для целей определения перспектив развития ИКТ и компьютерно-опосредованной коммуникации в области образования мы будем опираться на сравнительно репрезентативные исследования пользователей Интернет-сообщества в целом. При выработке рекомендаций по использованию этих технологий в образовании мы будем исходить из обоснованной педагогической целесообразности.
Считается, что 75% своего времени мы проводим в том или ином виде коммуникации, из этого времени 17% уходит на чтение, 14% на письмо. "Мы слушаем книгу в день, наговариваем книгу в неделю, читаем эквивалент книги в месяц, пишем эквивалент книги в год" [Buckley, M.H., 1992]. В традиционном обучении устная (языковая, вербальная) коммуникация составляет большую часть педагогического взаимодействия (около 70%). Если оценить общий объем компьютерно-опосредованной коммуникации, то, согласно опросам "Комкон" среди пользователей Интернет, около 50% респондентов проводят в Интернет до 2 часов, около 17% - 2-4 часа, около 15% - 1-2 часов в неделю, остальные от 4 до 16 часов и более. Таким образом, можно констатировать, что компьютерно-опосредованная коммуникация в образовании пока занимает сравнительно небольшой процент по сравнению с другими видами коммуникации, но, несомненно, будет эволюционировать под воздействием развития ИКТ и Интернет-сообщества в целом. Не следует, по-видимому, ожидать быстрых перемен в этой области. Так, П. Саффо, директор института будущего в Калифорнии, в задачи которого входит исследование истории вхождения технологических инноваций за последние пять веков, определил, что время, требуемое для полного вхождения новых идей в общество, составляет около 30 лет (правило 30 лет) [Fidler R., 2002].
Традиционный консерватизм образовательной системы, отягощенность старомодной структурой даже при наличии государственной поддержки и инвестиционных коммерческих проектов, тем более не ускорят процесс освоения ИКТ в отечественном образовании, следовательно, ожидать быстрых перемен в образовании не приходится.
Коммуникативный подход
Рассмотрим состояние и перспективы развития образовательной среды с позиций современной теории коммуникации, в рамках которой развивается компьютерно-опосредованная коммуникация, на эти предполагаемые специалистами ближайшие 20 лет (около 10 лет освоения ИКТ уже прошли). В становлении современной теории коммуникации, выделяют три этапа, привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации - информационный (Шеннон, Вивер, 1948 [Craig R.T., 1999]), психологический (Бейтсон [Craig R.T., 1995], группа под руководством Вацлавика [Watzlawick P., et al., 1967]) и современный социальный этап, характеризующийся различными исследовательскими школами и направлениями, такими как теория систем, социальный конструктивизм, критическая теория, культурология, постмодернизм, диалогизм, семиотика, феминизм, социолингвистика, дискурсивный анализ, прагматика, социология и многие другие [Матьяш О.И., 2000]. Несмотря на столь широкое разнообразие направлений, можно обобщить наиболее важные положения, разделяемые этими школами во взглядах на коммуникацию. Коммуникация - социально-созидающий, смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие. Эти положения справедливы и для компьютерно-опосредованной коммуникации, как процесса, протекающего в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видео-файлов оцифрованной речи и изображения), инициирующего формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации.
В формировании новой электронной социальной среды, в динамике развития сетевых технологий хорошо прослеживается взаимовлияние технических (аппаратно-программных) средств и практики компьютерно-опосредованной коммуникации. Мы рассматриваем это влияние по аналогии с однофакторной идеей технологического детерминизма М. Маклюэна, согласно которой выстроен ряд электронных устройств, последовательно повлиявших на человеческую коммуникацию в целом: телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, компакт диск, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем и Интернет [Griffin E.A., 2000]. Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди таких ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать следующие сетевые аппаратно-программные средства: компьютерная сеть (проект ARPANET, 1969), электронная почта (Р. Томлинсон, 1972), глобальная сеть Интернет (США, Англия, Норвегия, 1973), сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции (Usenet, 1979), форумы, IRC, ICQ, а также WWW (Т. Бернерс-Ли, 1989), Gopher (1992), графический браузер (1994), динамический HTML и интерактивные технологии (1999) [Bucy E., 2002] Подтверждением такого влияния могут служить некоторые факты исследования 1995 г. в США, согласно которым электронные сообщения составили больший объем информации, чем объем, передаваемый через американские почтовые службы; было продано больше персональных компьютеров, чем телевизоров; объем передачи данных на дальние расстояния превысил объем голосовых сообщений [Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B., 1999].
Исходя из наличия такого влияния, к важным задачам исследования коммуникации в образовательной среде мы относим нижеследующие:
выявление характеристик современных ИКТ, которые способствуют эффективной коммуникации;
изучение процесса адаптации участников коммуникации к использованию ИКТ в образовании.
Характеристики компьютерно-опосредованной коммуникации
Традиционно считается, что одной из особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere) по формуле 24x7x356, т.е. - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 356 дней в году. Эта особенность равноправного участия наряду с целенаправленным формированием учебных сообществ способствует развитию социальной составляющей процесса обучения. Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного общения - с одним собеседником (личная электронная переписка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). Крайней формой проявления компьютерно-опосредованной коммуникации считается переход ее в форму Интернет-аддикции (патологической или феноменологической зависимости от коммуникации в Интернет). Так, согласно исследованиям К. Янга 1998 г. [Young K.S., 1998] такая зависимость появляется у 25% аддиктов через полгода после начала работы в Интернет, у 58% - в течение второго полугодия, у 17% - после первого года [Войскунский А.Е., 2000].
Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам - времени и места нахождения участников коммуникации (физическое или виртуальное). Комбинация этих параметров дает следующие четыре варианта технологий, различающихся с точки зрения процесса реализации компьютерно-опосредованной коммуникации:
одно время / одно местонахождения (виртуальное) - чаты (Internet Relay Chat, IRC);
одно время / разное местонахождения - ICQ, Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видео-конференцсвязь;
разное время / одно местонахождения (виртуальное) - веб-форумы, гостевые книги;
разное время / разное местонахождения - электронная почта, списки рассылки, телеконференции.
Таким образом, несмотря на то, что эти виды ИКТ изначально не предназначались для использования в образовании, функционально практически все они могут быть успешно использованы в обучении, т.к. по своей сути они поддерживают необходимые коммуникативные, познавательные и социальные процессы, которые сопровождают процесс обучения.
Коммуникация на основе электронной почты
Начиная с самых первых шагов развития Интернет, электронная почта являлась самой популярной технологией (создана Р. Томлинсоном в 1972 г.). Количество новых пользователей электронной почтой в мире возрастает ежегодно на 72 % по сравнению с 42 % прироста пользователей Интернет. По данным АРПИ только около половины пользователей Интернет в России используют электронную почту, из них более двух третей ограничиваются одним письмом в день и менее. Понятны основные причины столь широкой популярности электронной почты - сравнительная дешевизна и феноменальная скорость. Например, гипотетически можно разослать за сравнительно символическую стоимость доступа к Интернет неограниченное число сообщений любым из миллионов пользователей электронной почтой в мире. Кроме того, большинство электронных сообщений передаются адресату в любой точке планеты в течение 5 минут с момента нажатия кнопки "Отправить".
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--