Курсовая работа: Учет гендерных особенностей в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
Выполнила: студентка III курса
школьного отделения
Помазная Елена Владимировна
Научный руководитель:
Волкова Елена Сергеевна
г. Петропавловск-Камчатский
2005
Содержание
Введение
1. Особенности физиологии
1.1 Особенности развития на уровне зародыша
1.2 Особенности строения тела и организма
2. Особенности обучения
2.1 Раздельное обучение в советской школе
2.2 Совместное обучение в современной школе
3. Особенности воспитания
3.1 Влияние гендерных стереотипов на воспитание
3.2 Проблемы усвоения мужской половой роли
3.3 Проблемы усвоения женской половой роли
3.4 Учет гендерных особенностей в воспитательной работе
Практическая часть
Заключение
Приложения
Список литературы
мужской женский обучение гендерный
Введение
Каждый педагог стремиться не только дать детям определенную совокупность знаний, умений и навыков, но и раскрыть способности и таланты каждого. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но учет индивидуальных особенностей ребенка не может отдельно существовать без учета гендерных особенностей. Впервые различия между понятиями "пол" и "Гендер" обозначил психолог Р. Столлер в 1968 году. Гендер указывает на социальный фактор с точки зрения маскулиности и феминности. Гендерная принадлежность человека проявляется в том, что человек делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Ролевое гендерное поведение характеризуется определенным набором черт. К признакам маскулиности относят: агрессивность, стремление к риску, доминантность, ориентированность на индивидуальные достижения. Проявлениями феминности считается пассивность, мягкость, зависимость, ориентированность на других и т. д. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучении различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях считающихся типичными для них. Но учитывать гендерные особенности необходимо не только с целью воспитания настоящих мужчин и женщин, но и с целью их успешного обучения. Я выбрала тему "Учет гендерных особенностей в учебно-воспитательном процессе в начальной школе" потому что считаю ее актуальной и перспективной. Цель моей работы – исследование особенностей обучения младших школьников: мальчиков и девочек. Объектом является учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек. Субъектом – младшие школьники: мальчики и девочки. Гипотеза, которую мы выдвинули – учет гендерных особенностей способствует их успешности в школе и социальной жизни. В дальнейшем я планирую…
1. Особенности физиологии
1.1 Особенности развития на уровне зародыша
Соотношение мужского и женского начала в каждом из нас индивидуально. Австрийский ученый Отто Вейнингер считает, что "у человеческого зародыша до пятой недели нельзя определить пол, в который он впоследствии разовьется. Только поле пятой недели начинаются те процессы, которые к исходу третьего месяца беременности оканчиваются односторонним развитием первоначально общего обоим полам строения". Американский психолог Адриен Менделл утверждает, что биологическая разница между мужчиной и женщиной проявляется уже в первый момент после зачатия и со временем все больше увеличивается. Женский эмбрион содержит две Х-хромосомы, а мужской – хромосомы Х и У. В течение первых шести недель беременности мужской и женский эмбрионы развиваются совершенно одинаково. Точнее, в течение первых шести недель все эмбрионы являются физиологически женскими. На шестой неделе в мужском эмбрионе начинает работать У-хромосома, инициирующая организм плода вырабатывать гормон, который называется тотестероном. Тотестерон является мужским гормоном, без него все младенцы оказались бы девочками. Словом, в каждом человеке доля женского и мужского начала – независимо от пола различна. И если мы призадумаемся над этим вопросом, то обнаружим, что встречаются женщины, у которых мужских черт больше, чем женских, и ли наоборот, мужчины – с преобладанием женских черт. Зачем природе нужны мужские и женские качества в людях?
Доктор биологических наук генетик В.А. Геодакян считает, что в эволюции борются две противоположные тенденции: первая – необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны и передать их по наследству. Эту функции выполняет женский пол. Вторая тенденция – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям. Это функция возложена природой на мужской пол. Это значит – женский пол является хранителем генетической памяти и ориентирован на выживаемость, а мужской пол является "экспериментом" природы: он легко теряет старое, приобретает новое, т.е. ориентирован на прогресс.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--