Курсовая работа: Условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и специальных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
"Условия приобщения дошкольников к этнической культуре
средствами детских праздников и развлечений"
Тирасполь - 2005
План
Введение. 3
Глава I. Теоретическая часть исследования. 7
1.1 Содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре. 7
1.2 Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций. 11
1.3 Средства приобщения дошкольников к этнической культуре. 13
Глава II. Экспериментальная часть исследования. 20
2.1 Констатирующий этап. 21
2.2 Формирующий этап. 25
2.3 Контрольный этап. 27
Заключение. 30
Библиография. 31
Приложения. 33
Введение
Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот в 1972 году) [8, с.72], предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.
В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:
• народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;
• этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.
В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".
Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.
Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.
В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--