Курсовая работа: Влияние этикета на формирование культурного уровня школьников
Введение
1. История возникновения и структура этикета
2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
Заключение
Библиография
Введение
О правилах хорошего тона написано множество книг. Быть культурным и воспитанным человеком не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановки - право и обязанность каждого человека.
Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и свидетельствует культуры чувств. Формы проявления культуры чувств, т.е. формы вежливости, развиваются и видоизменяются исторически – вместе с развитием общества. Поэтому некоторые из них сегодня имеют практический смысл, другие - чисто символический.
Воспитание дисциплины школьников, которым завтра предстоит трудиться и быть в ответе за дальнейшие развитие страны – одна из важнейших задач школы как социального института, учителя, который призван выполнять в ней все более интегральную функцию. Не только осуществлять руководство учебно-воспитательной работой в школе, но и координировать действия родителей, направленные на формирование у школьников ответственного отношения к труду, разумную организацию свободного времени. Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться? Правила существуют повсюду – в любом обществе, в каждом коллективе. Кое в чем они отличаются. Это зависит от условий, в которых живут люди. Зато сейчас существуют правила, каких не знали в старину. Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем. Ребята бывают разные. Есть такие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. Повсюду они ведут себя так, как им хочется и как им кажется удобнее, и не задумываются над тем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе в театре. Другие стараются вести себя примерно, но в душе считают, что всякие правила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими - то скучными дядями и тетями. К сожалению, все чаще выявляются факты грубого нарушений дисциплины учащегося, разрыва между пониманием требований социальных норм и анти - социальными поведенческими проявлениями, которые происходят из - за ослабления внимания педагога к проблеме воспитания дисциплинированности школьников.
Школьники непростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально - психологическом климате трудового коллектива, об этикете служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан. Академик Д.С. Лихачев, справедливо заметил, что « человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодежи отношение к человеку как к высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга». Эту лаконичную формулу представляется важным развернуть, шире представить в целостном воспитательно-образовательном процессе.
Всё вышесказанное определило выбор темы научного исследования. Объект исследования - является воспитательный процесс и социальное окружение.
Предмет – использование этикета в формирование общей культуры школьников.
Цель- рассмотреть влияние этикета на формирование культурного уровня школьника.
Задача:
1.Изучить теоретические данные об истории этикета и его значении в современном обществе.
2.Определить уровень знаний этикетных правил у школьников и отношение к их содержанию.
3.Выявить отношения школьников разных возрастных групп к соблюдению правил этикета.
4.Рассмотреть общественное мнение к соблюдению этикетных правил школьниками.
1. История возникновения и структура этикета
Этикет – это важнейший компонент культуры общества, который представляет собой особый способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Он представлен материально: в произведениях искусства, ремесла, промышленности. Умение сделать красивую и полезную вещь, элегантно и уместно одеться, вырастить овощи без нитратов – проявление культуры материальной. Духовная культура проявляется в знании литературы, истории, других наук искусств, навыков творчества. В усвоение традиций, постижении идеалов, следовании норм, т.е. правилам, выработанным обществом. Этикет – составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры – организация поведения людей в обществе. Следуя нормам этикета, человек экономит время, энергию, нервы. Правила этикета, нормы вежливости отражают исторический опыт общения людей и передаются из поколения в поколение. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых покоится здание этикета. Это – честь, порядочность, совесть, ими нужно дорожить так, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Поведение – это образ жизни и действий, формируемый на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. Различают поведение бытовое, преследующее прагматические цели и не имеющие никакого символического значения, и ритуализованное, содержащее определенные символы. Ритуализованное поведение является важной составляющей поведенческой культуры. Ритуал – это порядок обрядовых действий религиозного или гражданского акта. Обряды как совокупность установленных обычаем действий, воплощающих религиозные представления и бытовые традиции, постоянно сопровождали жизнь русского человека. Нередко ритуалом называли различные церемониалы, например ритуал приема послов или похоронный ритуал. Под церемониалом понимается определенный ход церемонии, ее распорядок. Сама же церемония означает установленный порядок совершения какого-либо события. Под понятием нрав подразумеваем характер, присущий человеку. На Руси говорили: « Нравом хорош, да норовом негож». Нравы присущи не только отдельному человеку, но и целому сообществу людей. Основаны нравы на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития. Стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, который складывается под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций и требует от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности, называется обычаем. Например, с далеких времен у многих народов существовал обычай гостеприимства. Древние славяне с радостью встречали любого человека и угощали его. Хозяин дома обязан был создать условия безопасности для гостя, в противном же случае его ожидала месть соседей. Обычай почитания старших с древности выражался в уважение к ним, в требовании не перебивать старшего, прислушиваться к его совету, предлагать ему везде и всюду лучшее, почетное место. Таким образом, молодое поколение, не знавшее жизни, принимало опыт старших. О неуклонном соблюдении обычаев свидетельствует русская поговорка « Обычай не клетка – не переставишь».
Отличающийся особой устойчивостью обычай становится традицией. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Например, в традиции древних славян пиры – братчины, устраиваемые в честь богов. На братчины как бы приглашали богов, чтобы они становились сотрапезниками людей. Эта традиция в несколько измененном виде перешла и в христианство: на праздник русский человек обязательно приглашал к столу близких, а первое слово говорил в благодарность богу: « Даст бог день, даст бог и пищу». На Руси долгое время сохранялась традиция празднования дня ангела, почитаемого защитником человека, данным ему от бога. Отмечая празднование нового года, мы соблюдаем традицию, заведенную в нашей стране с начала XVIII в. Соблюдение традиций упорядочивает нашу жизнь, и сохранят преемственность развития, утверждая единство прошлого и настоящего как неразрывный процесс. Привычка – сложившийся способ поведения, ставший для человек обычным и постоянным. По привычке человек механически совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли ему выполнять и как это следует делать. « Привычку, не рукавичку – говорили в народе, - не повесишь на спичку». Через привычку человек не только реализует себя, но и раскрывает свою сущность. Недаром говорят: « Привычка – вторая природа». Во второй половине XVIII в. В России получило распространение новое понятие поведенческой культуры – этикет, который определялся как соблюдение порядка поведения, построенного на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами. Современное понимание слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявление человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Поведенческая культура начала складываться во времена, когда человек, осознав свое место в природе, задумался над важнейшими вопросами выживания в условиях полнейшей зависимости от природных явлений и роли человеческого сообщества и его собственной в этом сообществе. Тогда и возникли первые правила поведения. С развитием эти правила усложнялись, регламентировались, становились определяющими в человеческих взаимодействиях. История оставила немало сведений о развитии поведенческой культуры древних народов. Например, в Древнем Египте примерно в 2350 г. до н. э. появилась книга « Инструкция по поведению». Содержание ее до нас не дошло, но название говорит об общественном интересе к правилам поведения. В античном мире были выработаны церемонии приема чужеземных послов и направления своих собственных посланников в другие земли. Древние греки вручали своим послам жезлы Гермеса (покровителем послов считали греческого бога Гермеса) и инструкции по ведению переговоров – дипломы. К обвитому лавром (знак почета и славы) жезлу сверху прикреплялись крылья птицы, символизировавшие маневренность и быструю подвижность. Римляне выдавали своим послам золотые перстни, являвшиеся знаком мощи римского государства и посланника, которые позволяли беспрепятственно провозить багаж посла через границы государств. В эпоху Средневековья формировались поведенческие правила, отражавшие жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Этикет как органическая часть поведенческой культуры является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит в общепринятые поведенческие принципы. В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Он создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, полоролевым установкам. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями и коллегами по работе, общаться малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.
Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время, преодоления острого конфликта между этикетом как поведенческой основой общества и реальной действительностью. Между реальным поведением людей и правилами этикета нередко возникает расхождение. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: человек не знает правил этикета; не хочет их соблюдать, так как не видит в этом целесообразности для себя; сознательно эпатирует общественные поведенческие установки. Для нормального функционирования общества необходимо создать условия не только нравственного, но и экономического порядка, при которых расхождение этикета и реального поведения не вызывало бы конфликта, связанного с намеренными поступками, противоречащими принятым обществом поведенческим установкам. Поэтому этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Решить эту социокультурную задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов нашего общества. Рассмотрим структуру современного этикета, т.е. выделим его формы, виды и разновидности. По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владения нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. не умея определить место и допустимость выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. Очень распространено, например, такое выражение, как я извиняюсь. По сути, оно демонстрирует стремление человека извиниться за причиненные неудобства, ошибки и т.п., но по форме означает, что я себя сам извиняю за причиненные вам неприятности, а уж вы как хотите. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все наши действия или поступки, так или иначе характеризуют нас как людей, хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе. Соблюдение этикета особенно важно для человека, постоянно находящегося под внимательным взглядом широких народных масс, постоянно оценивающих его как лидер – профессионала. Важность этого настолько осознанна в нашем обществе, что появилась профессия имиджмейкера, помогающего отработать стиль поведения. Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, общегражданский (для всех граждан). Можно говорить об этикете в каждой конкретной профессии (юриста, врача, учителя, депутата, министра и т.п.) одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Этикет можно разделить по разновидностям на деловой, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, свадебный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др. Это деление чисто условное, так как правила этикета выступают не сами по себе, а в неразрывной совокупности. Участвуя в деловых переговорах, мы соблюдаем правила речевого этикета, не забывая при этом мимику, жесты, позы. Находясь на деловом приеме, мы пользуемся знанием правил столового, гостевого, подарочного, речевого этикета. В общение с сотрудниками нам нужны правила всех разновидностей этикета, проявляющиеся в самой тесной связи. Во всех сложных ситуациях нам помогает этикет, являющийся, выражаясь словами классика, не догмой, а руководством к действию. Среди всех этикетных правил есть такие, которые являются основными и пронизывают все поведение человека. Важнейшие из них – стараться не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере, делать это как можно реже; другое пришло в этикет из Нагорной проповеди Христа: « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость, которая смягчает нравы, предупреждает ссоры и усмиряет противников. Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы современного этикета, которые, словно прочные опоры, держат на себе современную поведенческую культуру. Во-первых, разумность и необходимость соблюдения правил этикета. Каждое этикетное правило строится на целесообразности и необходимости его соблюдения. Например, перебивая своего собеседника, мы не только проявляем себя плохо воспитанным человеком, но и можем упустить важную нить размышлений и не узнать что-то значительное для дела и для себя. Следовательно, неразумно перебивать собеседника, что и является важным правилом речевого этикета. Во-вторых, в основе любого поведенческого правила лежат нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Действительно, такие качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Человеколюбие помогает нам найти правильный выход из сложного положения, лучше понять человека и принять его таким, каков он есть. В-третьих, при соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер. Ошибочно думать, что нет необходимости во всех спорных ситуациях соблюдать правила эристики, не обязательно постоянно проявлять уважение к женщине или оказывать помощь нуждающемуся, не стоит тратиться на комплименты сотрудникам и друзьям, потому что при необходимости все это легко можно проделать. Если нет привычки к поступку, в нужный момент он не получится. В-четвертых, следует помнить, что в этикете нет мелочей. Они всегда нас подводят. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид (цветовое сочетание костюма, обувь, аксессуары, прическу, косметику и др.), так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, расстегнутая под галстуком верхняя пуговица рубашки, руки в карманах, сигарета во рту во время разговора, мятая одежда и т. П. – все это свидетельствует о небрежности человека в отношении к окружающим людям. В-пятых, важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение, как свое, так и других лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения. В-шестых, необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов. В связи с этим особенно недопустимы в публичных выступлениях антисемитские или фашистские высказывания. Современный этикет устанавливает нормы общения в современном обществе в самых различных ситуациях. Его главное правило – всегда уважать других людей. Никогда не поставить человека в не ловкое поведение. Для того , чтобы соблюдать нормы этикета, необходимо обладать важнейшим качеством – вежливости. Вежливость – моральное качество. Характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Вежливый человек всегда внимателен к людям, доброжелателен, готов оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатен и тактичен. Вольтер отмечал: « Вежливость для ума, что красота для лица». Вежливость оказывает большое влияние на состояние общества. Она смягчает нравы, предупреждает ссоры, снижает раздражение и усмиряет ненависть.
2. Пути формирования этикета, культуры поведения, дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь школьного учреждения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после, напоминая, третьи — только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам».
Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.
Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.
Культура поведения - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--