Курсовая работа: Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности
Содержание:
Введение
Глава 1. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности
Глава 2. Применение игровых приемов на занятиях музыки
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
Заключение
Список литературы
Введение
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
В методике слушания ведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику музыкального образа.
В рамках теории и методики музыкального образования был проведен ряд исследований по выявления путей развития музыкальной культуры учащихся. Так, плодотворно работали в этом направлении Н.А. Терентьева, И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая. В результате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обучения и воспитания.
Именно поэтому, как справедливо замечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Коников, общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, более всего уделяется внимание деятельностному аспекту – фрагментарному включению детей в разные виды музыкальной деятельности.
В целом можно констатировать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала, необходимого для успешного решения проблемы формирования музыкально эстетической культуры детей, а также достаточно поверхностно рассмотрены аспекты влияния музыки на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
3. Проанализировать особенности применения игровых приемов на занятиях музыки
Глава 1. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность [2; 36].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--