Курсовая работа: Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в п

Глобальные геостратегические сдвиги, связанные с распадом Советского Союза и окончанием "холодной войны", привели к изменению международного статуса США. Общепризнанно, что Соединенные Штаты во многом определяют развитие современных международных отношений. В то же время Российская Федерация как правопреемник СССР остается активным участником дипломатических процессов. Важнейшие внешнеполитические решения не принимаются без учета "фактора России". Поэтому современное международное положение и перспективы развития мирового сообщества в значительной степени зависят от характера российско-американских отношений. Современные российско-американские отношения невозможно объективно оценить и спрогнозировать вне исторического контекста и анализа их основных направлений.

Важный этап в советско-американских отношениях наступил в 70-е годы, когда произошла смена политики конфронтации на политику переговоров. На протяжении 1972-1975 гг. состоялись четыре встречи руководителей СССР и США для обсуждения и принятия решений по наиболее острым вопросам советско-американских отношений. Поиск взаимоприемлемых решений давно существующих проблем, а также способов завершить холодную войну, избежав «потери лица», шел медленно, с неизбежными сложностями и откатами назад. Примером такого "отката" явилась поправка к Закону о торговле, принятая Конгрессом США в декабре 1974 и связавшая выполнение торгово-экономических соглашений между США и СССР с соблюдением последним гражданских прав и свобод, включая свободу эмиграции. Именно эта поправка стала символом внешней политики США по отношению к СССР.

С распадом СССР тема отмены поправки Джексона-Вэника не утратила актуальности. После формального объявления в 1990 г. окончания холодной войны, обоим государствам осталось множество нерешенных проблем, неулаженных противоречий, неудачных компромиссов, неиспользованных возможностей и, самое главное, во многом застарелые представления об окружающем мире и друг о друге. Отсюда следовало, что в каких-то ситуациях США и Россия будут сотрудничать, а в каких-то будут неизбежны конфликты и даже серьезное противостояние. Поправка Джексона-Вэника, блокирующая предоставление Москве стандартного (общего для всех торгующих с США стран) статуса наибольшего благоприятствования в торговле не отменена до сих пор, хотя реально выступает не ограничителем экономических и торговых отношений, а одиозным символом "холодной войны" и былого противостояния двух государств. Проблема состоит в том, что в настоящее время отмена Конгрессом США поправки Джексона - Вэника, связывается с закреплением за Конгрессом права ратифицировать условия вступления России во Всемирную торговую организацию. Россия все еще не рассматривается США как страна с рыночной экономикой, что позволяет применять против нее более жесткие антидемпинговые правила, сохраняя поправку Джексона-Вэника.

Таким образом, российско-американские отношения на современном этапе отличаются наличием круга проблем и противоречий, как доставшихся в наследство от времен "холодной войны", так и накопленных за последнее десятилетие. Их устранение способно открыть путь для конструктивных двусторонних отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Опыт российско-американского взаимодействия последних лет становится фактором современной внутриполитической жизни обеих стран. Потенциал российско-американских торгово-экономических отношений не исчерпан. Есть немало перспективных сфер для взаимовыгодного сотрудничества. В свете этого изучение проблемы, связанной с влиянием поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения, является безусловно важным и актуальным как в научном, так и в практическом отношении.

Наше исследование, предпринятое в рамках дипломной работы, посвящено изучению темы, связанной с принятием и действием поправки Джексона-Вэника, ее влияния на взаимоотношения СССР и США, России и США.

Хронологические рамки исследования охватывают период от 1974 г. - времени принятия Закона о торговле и поправки к нему - до наших дней, когда действие поправки Джексона-Вэника уже отменено в отношении Китая и большинства стран Центральной и Восточной Европы, но сохраняется в отношении России.

В отечественной литературе первые общие работы о советско-американских отношениях, явившихся результатом перехода от конфронтации к политике развития двусторонних взаимоотношений, были посвящены анализу экономических связей и сотрудничества, либо представляли новую внешнеторговую стратегию двух стран[1] . В коллективном труде советских экономистов, посвященном торгово-экономическим связям СССР с Северной Америкой, отмечалась прямая зависимость данных отношений от политических факторов: "На протяжении всей истории связей Советского Союза с Соединенными Штатами Америки ухудшение политического климата вело к свертыванию торгово-экономических контактов. Напротив, развитие экономического сотрудничества всегда было следствием благоприятных политических условий"[2] .

Рассмотрению проблем советско-американских отношений в 70 - 80-е гг. XX в., анализу внешнеполитической деятельности администраций Никсона, Форда, Картера, Рейгана посвящены исследования Н.И.Лебедева[3] , Р.С.Овчинникова[4] , В.Г.Курьерова[5] , А.В.Куницына и Н.П.Шмелева[6] . Особый интерес представляет работа А.А.Сергунина[7] , в которой автор обращается к рассмотрению работы Конгресса США по ключевым проблемам, существовавших в отношениях между СССР и США, в частности, рассматривается установление для Советского Союза дискриминационного режима торговли с США вследствие принятия поправки Джексона-Вэника.

Проблемы российско-американских отношений во всем их многообразии представлены в работах российских историков: В.А.Кременюка и А.Д.Богатурова[8] , В.И.Батюка[9] , В.Л.Фролова[10] , Г.А.Трофименко[11] , И.Ю.Жинкиной[12] , которые критически подходят к рассмотрению сотрудничества двух государств, указывают причины разногласий, анализируют политику российско-американского партнерства, ее плюсы и минусы, определяют перспективы. Исследования С.М.Рогова[13] , А.И.Уткина[14] , Т.А.Шаклеиной[15] отличает фундаментальность, привлечение большого статистического и фактографического материала, выстраивание своих взглядов на возможные модели и дальнейшие перспективы российско-американских отношений. Перечисленные авторы согласны с тем, что в новой системе международных отношений, сложившейся после окончания холодной войны, интересы Москвы и Вашингтона не подталкивают их к конфронтации, отсутствуют политические и экономические причины для российско-американского столкновения. Но поддержание стабильности и устойчивости новой системы международных отношений требуют координации по ряду ключевых вопросов мировой политики.

Экономический аспект российско-американских отношений на протяжении последних 15 лет рассмотрен Р.И.Зименковым[16] . Важен вывод автора, который считает, что, несмотря на некоторые неблагоприятные тенденции в современных российско-американских взаимоотношениях, "сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов войдет в обозримой перспективе в более активную фазу"[17] .

Проблема устойчивости в развитии и динамике отношений между Россией и США в новых реалиях рассмотрена А.И.Кубышкиным[18] . Автором выделены проблемы, по которым группируются основные разногласия и проблемы в российско-американских отношениях. На наш взгляд, важным выводом является мнение о необходимости переноса "акцента российско-американского сотрудничества из сферы решения военно-стратегических проблем и вопросов безопасности …в сферу сотрудничества по экономической модернизации и включения российской экономики в мир глобального рыночного хозяйства"[19] . Такого же мнения придерживается В.И.Батюк, прогнозирующий, что "…гораздо более важное место во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона должны будут занять их торгово-экономические и научно-технические связи"[20] , а создание новой структуры российско-американских отношений будет способствовать не только прогрессу в этих отношениях, но и "укреплению положения России в "большой восьмерке"[21] .

Появившиеся в 1990-е годы статьи и научные монографии американских ученых показывают, что основными темами для обсуждения стали вопросы о новом мировом порядке, системе международной безопасности, лидерстве США. В значительной части исследований высказывалось мнение за более «демократическую» внешнюю политику, за участие России в процессах реформирования мира, против силовых методов урегулирования конфликтов, против расширения НАТО. Среди работ американских авторов назовем прежде всего две книги З.Бжезинского "Вне контроля (Глобальный беспорядок накануне XXI века)"[22] и "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)"[23] .

В книге “Вне контроля” автор указывает причины краха социалистической системы (естественно, в своем понимании), анализирует современное положение США и России, называя Америку "единственной сверхдержавой, не имеющей себе равных"[24] , не скрывает, что Соединенные Штаты намерены "продвинуть свое политическое присутствие в новые постсоветские республики Евразии"[25] .

В монографии "Великая шахматная доска" З.Бжезинский, анализируя ситуацию текущего десятилетия в мире, определяет положение России как "действующего лица" на "евразийской шахматной доске", которая остается крупным геостратегическим действующим лицом, лелеет амбициозные геополитические цели[26] .

Подробно рассмотрена история внешней политики США в фундаментальном труде бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера "Дипломатия". В последней главе своего исследования автор обращается к характеристике российско-американских отношений после 1991 г. Г.Киссинджер весьма сдержан в отношении американской политики поддержки экономической реформы в России, предостерегает, что политика эта не должна быть самоцелью, не должна подменять «серьезных усилий по сохранению мирового равновесия сил применительно к стране с длительной историей экспансионизма»[27] . Относительно прогнозов российско-американских отношений на рубеже XX - XXI вв. - автор предрекает возрождение старых моделей отношений, пусть иногда обеспечивавших более или менее длительную мирную передышку, но неизменно сменяющихся конфронтациями. Г.Киссинджер отмечает приоритеты американской дипломатии - превращение России в неотъемлемую часть международной системы через оказание поддержки позитивным российским внешнеполитическим стимулам и ограничение российских эгоистических расчетов[28] .

Положению США в период после "холодной войны", их отношениям с Россией и другими странами посвящены книги Залмэй М. Хализада "От сдерживания к глобальному лидерству: Америка и мир после "холодной войны"[29] и Ричарда Куглера "К опасному миру. Стратегия национальной безопасности США в эпоху грядущего неспокойствия в мире"[30] .

В статье историка Стивена Коэна "Американская политика и будущее России"[31] анализируется политика США в отношении России. Автор считает, что сколько-нибудь продуманной и практически осуществимой политики в этом плане у Соединенных Штатов нет и не было со времен распада Советского Союза.

Американская внешнеполитическая доктрина в период "постхолодной войны" проанализирована в статьях главного редактора журнала "ForeignPolicy" Ч.Мейнса. Следует отметить, что в статье Мейнса "Реальный характер доктрины Клинтона" дается критическая оценка стремлений США к мировому лидерству, слишком большой активности Америки[32] .

В статье американских политологов Ч.Лейна и Б.Шварца "Американское лидерство без врага" анализируется внешнеполитическая стратегия США, целью которой, по их мнению, является сохранение экономического преобладания страны в мире[33] .

Американский историк Дж.Мэтлок в статье "Сотрудничество с Россией в беспорядке" называет те сферы международного сотрудничества, в которых интересы США и России совпадают. Это - "борьба с международным терроризмом, преступностью и ухудшением состояния окружающей среды". Но он считает, что "даже в то время, когда основные интересы находятся в гармонии, возможны разногласия по поводу способов достижения общей цели, вызванные столкновением основных и второстепенных интересов (как партнера, так и своих собственных)"[34] .

Дж. Шлезингер в статье "Размышления о внешней политике после "холодной войны" критикует внешнюю политику США, вскрывает двойственность и непоследовательность проведения Соединенными Штатами политики защиты прав человека, демократии, и что, на наш взгляд очень важно, осуждает применение экономических санкций ограничения международной торговли[35] .

Анализ отечественной и американской литературы показывает, что накоплен значительный материал и опыт изучения взаимоотношений двух стран в разные периоды истории конфронтации и сближения. Данный материал представляет солидную опору для исследования темы дипломной работы, но в то же время показывает отсутствие специальных работ, рассматривающих влияние на взаимоотношения СССР и США, России и США поправки Джексона-Вэника.

Настоящее исследование базируется на разнообразных по своему характеру и содержанию источниках. Использованные источники можно разделить на следующие группы:

1. Материалы конгресса, связанные с российско-американскими отношениями. Данные стенограмм Конгресса помогают определить ключевые проблемы двусторонних отношений. Кроме того, они позволяют лучше уяснить суть обсуждавшихся вопросов, варианты внешнеполитических решений и аргументы участников обсуждения, высказывавшиеся в их пользу, а также контуры основных платформ по вопросам внешней политики, на которых объединялись конгрессмены.

2. Межправительственные российско-американские документы, отражающие развитие двусторонних отношений в рассматриваемые годы. Особый интерес для исследования представляют, в частности, те документы, которые стали предметом дебатов в конгрессе США.

3. Опубликованные внешнеполитические доктрины двух стран. Они позволяют выявить общие принципы и приоритеты внешней политики США и России в современном мире.

4. Документы законодательной власти двух стран, которые применялись для обеспечения советско-американских и российско-американских отношений.

5. Статистическая информация, которая отражает развитие внешнеэкономического и торгового взаимодействия двух стран.

6. Материалы российской и американской прессы по проблемам взаимоотношений между Россией и США. В работе использованы публикации американских и российских периодических печатных изданий. Важное значение имеют содержащиеся в них заявления, публикации и интервью членов конгресса, депутатов Государственной Думы. Эти материалы рассчитаны на широкую аудиторию и поэтому в популярной форме отражают обсуждавшиеся проблемы и подходы к ним членов законодательных органов двух стран. Кроме того, публикации печатных средств массовой информации содержат анализ узловых проблем российско-американских отношений.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 161
Бесплатно скачать Курсовая работа: Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в п