Курсовая работа: Внеклассная работа по географии

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии........................ 6

1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение......... 6

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии...................................................................................................................... 8

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии....... 14

2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.. 14

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии............... 18

2.2.1. Географические кружки.................................................................. 18

2.2.2. Географические факультативы....................................................... 20

2.2.3. Школьные музеи.............................................................................. 22

2.2.4. Географические клубы.................................................................... 24

2.2.5. Географические олимпиады............................................................ 27

2.2.6. Географические вечера................................................................... 29

2.2.7. Проведение конференций по географии........................................ 30

2.2.8. Устный журнал................................................................................ 32

2.2.9. Географические викторины и игры................................................ 33

2.2.10. Неделя географии в школе............................................................ 35

2.2.11. Школьные географические издания............................................. 39

Заключение................................................................................................ 42

Литература................................................................................................ 44


Введение

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.

Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия[1] .

Во второй половине XIX в. бурно развиваются географические науки. В 1864 г. Д. Д. Семеновым, учеником К. Д. Ушинского, создана первая хрестоматия по географии – «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России.

Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать учителями географии внеклассное чтение учащихся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная внеклассная работа, главным образом коллекционирование.

В советской школе внеклассная работа по географии развернулась с первых дней Советской власти. Принятая в 1918 г. Декларация о единой трудовой школе призывала учителей развертывать детскую инициативу, творчество. С этой целью рекомендовалось организовать среди школьников кружки, издавать газеты, устраивать выставки и т. д. В Положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 г., на внеклассные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. Особенно активно развивалась краеведческая работа.

Следует отметить, что в этот период еще не было проведено четкой границы между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.

В 20-х годах вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б. Е. Райкова).

С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по предмету.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 608
Бесплатно скачать Курсовая работа: Внеклассная работа по географии