Курсовая работа: Внешняя торговля Италии
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут определены следующими положениями. В последние два десятилетия Италия присоединилась к ряду наиболее развитых стран. Резко по сравнению с национальным производством возрос экспорт итальянских товаров. Доля Италии в мировом экспорте достигла в 1996 году 7 %, а в 1960 году она составляла 3,2 %. По темпу роста доли мирового экспорта среди ведущих стран Италия уступает лишь Японии. По росту производительности труда и дохода на душу населения страна уступает Японии и Корее.
Опыт Италии особенно интересен по нескольким причинам. Компании этой страны лишь в редких случаях имеют конкурентные преимущества в нескольких отраслях. Страна более известна хаосом в правительстве, низким качеством телефонной связи и других общественных услуг, неэффективными государственными предприятиями и постоянными субсидиями. Италия - одна из стран, которой в наследство досталось очень мало выгодных факторов производства. Ей приходится импортировать значительную часть энергоресурсов и сырья, она даже является чистым импортером продовольствия.
Тем не менее Италия достигла заметного результата в динамизме и способности поднять свои конкурентные преимущества в промышленности. В первые послевоенные годы Италия была страной, где единственным преимуществом в большинстве отраслей промышленности была низкая заработная плата. К началу 80-х годов многие отрасли достигли успеха за счет сегментации, дифференциации и процесса нововведений. Опыт Италии, как и Японии, свидетельствует о силе растущего выравнивания национальных условий и влияния стандартов глобальной конкуренции.
1. Влияние структуры экономики Италии на развитие ее внешней торговли
В настоящий период экономического развития цивилизации Италия входит в число ведущих промышленно развитых стран. При населении в 57 млн чел. она производит 4,3% совокупного ВВП мира и около 18% ВВП стран ЕС. В прошедшее десятилетие она сократила разрыв в уровне экономического развития, показателем которого является ВВП в расчете на душу населения со странами Западной Европы. В 80-90-е гг. итальянская экономика проявила динамизм, превосходя по темпам роста ведущие страны Западной Европы. В 1966 г. Италия, опередив Великобританию по объему ВВП, вышла на пятое место в числе промышленно развитых стран. По объему промышленного производства опережает Францию.
Качественно изменилась производственная база. В частности, по применению роботов, распространению гибких производственных систем страна входит в число ведущих. Упрочилось ее положение в мировом станкостроении - доля страны составляет 8,8%. По экспорту станков Италия занимает второе место в ЕС и четвертое в мире уступая Японии, ФРГ и США. Крупнейшей станкостроительной компанией является «Комау», контролируемая группой «Фиат». Она выступает одним из крупнейших мировых поставщиков гибких производственных систем. Итальянские фирмы занимают второе место в Западной Европе по производству промышленных роботов после ФРГ. На долю Италии приходится 4,2% мирового производства легковых автомобилей.
Вместе с тем, в сравнении с другими ведущими странами итальянская экономика отличается значительными структурными диспропорциями. В промышленности видное место занимают традиционные производства, которые сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны НИС и других развивающихся стран. Но именно наибольшие сдвиги были достигнуты в производстве продукции традиционных отраслей. Италия занимает твердые позиции на мировом рынке швейных и текстильных изделий. В отличие от других индустриальных стран Запада она увеличила производство в этих отраслях в 70-80-е гг. Сохраняются достаточно большие различия в уровне экономического развития между северными и южными районами страны. Доход на душу населения составляет там лишь 56,1% соответствующего показателя на Севере. На Юге сосредоточено 36% населения, но он дает всего 1/4 часть ВВП страны. Уровень безработицы на Юге в три раза выше, чем на Севере. Эта старая для страны проблема осложняет экономическое и социальное развитие страны.
Имеет свои особенности социально-экономическая структура хозяйства. В обрабатывающей промышленности преобладают мелкие (до 100 чел.) предприятия, на которых сосредоточено 58,8% всех занятых. Отставая в уровне концентрации средств производства от Германии, Франции, Великобритании и ряда других стран, Италия не уступает им в уровне централизации. Ограниченное число крупнейших компаний, которые составляют долю процента от общего числа в той или иной сфере хозяйства, занимают внушительные позиции в экономике страны - от 18% производства в промышленности до 74% на транспорте и в связи. В горнодобывающей промышленности господствует «Финсидер» и «ЭНИ», в химической промышленности - «ЭНИ» и «Монтэдиссон», «Пирелли» и «Сниавискоза», в автомобильной промышленности - «фиат», который после поглощения ряда компаний стал практически монополистом в своей отрасли.
По своей экономической мощи промышленные группы уступают соединениям других стран. В списке 500 крупнейших промышленных компаний мира в начале 90-х гг. числилось только 7 итальянских объединений (1983 г. - 14). В банковской сфере позиции итальянского капитала более внушительны. Среди 500 крупнейших банков мира 42 итальянских (ФРГ - 40, Британия - 16, Франция - 12), в том числе «Институте банкарио Сан Паоло ди Турине» (27-е место) и «Банко национале дель лаворо» (43-е место).
Важнейшим агентом внешнеэкономических отношений выступает государство, которое не только опосредствует хозяйственные отношения через финансы, законодательство, но выступает крупным собственником средств производства. Развитие государственного сектора исторически было обусловлено слабостью частного предпринимательства, которое оказывалось не в состоянии решать сложные проблемы экономического развития страны. Широкие мероприятия государства по спасению от банкротства и оздоровлению частных компаний и банков привели к созданию и расширению государственного сектора. В случаях, когда компании, получив от государства финансовую помощь, оказывались не в состоянии погасить свою задолженность, они переходили под контроль государства. В результате «ползучей» национализации под государственный контроль перешли такие крупные группы, как «Иноченти», СИР, «Ликуикимика», «Оникс» и другие.
Государственный сектор расширялся за счет нового строительства как на национальном, так и муниципальном уровне, а также в результате национализации, в частности, электроэнергетических предприятий и покупки контрольного пакета акций. В результате в конце 80-х гг. государственные предприятия производили свыше 30% ВВП, что значительно превышало соответствующие показатели в других ведущих странах. В ряде отраслей государственные предприятия производят основную массу продукции: в горнодобывающей промышленности - около 90%, в электроэнергетической - 98%, в химической - 45%, машиностроении - 30-32%, в легкой промышленности - 20%, па железнодорожном транспорте - 99%, в морском транспорте - свыше 70%, авиационном - 85%, в строительстве - 36-38%. Как видно, государственный сектор образует ядро всего комплекса, представляющего Италию во внешней торговле.
Особое место во внешней торговле Италии занимает предпринимательская мафия, являющаяся составной частью традиционной мафии. В этом секторе сочетаются методы насилия, внеэкономической эксплуатации с элементами рыночных отношений. Мафиози все шире внедряются во внешнюю торговлю и промышленность не только на юге, но и в других районах. Они стремятся к широкому сотрудничеству с крупным капиталом, проявлением чего явилась деятельность Банко Амброзиано в 80-х гг. Длительное время стоявшие у власти партии христианских демократов и социалистов в обход органов государства создали особый инструментарий, который стал орудием их экономического и политического влияния. С его помощью они широко использовали финансовые средства государства в своих интересах. Эта система строится на связях и зависимостях группы людей от влиятельных деятелей фирм, государственных органов и различных организаций.
Итальянская экономика активно участвует в международном разделении труда, хотя ее экспортная и импортная квоты несколько ниже соответствующих показателей других ведущих стран ЕС (19-25%). На долю Италии приходится 5% мирового объема экспорта (1980 г. 4%), Несмотря на повышение доли экспорта в 90-е гг., темпы его прироста в отличии от прошлых десятилетий были ниже средних показателей стран ЕС. Успехи итальянских экспортеров в значительной мере связаны с легкой промышленностью, доля продукции которой в общем объеме экспорта возросла с 10% в 1980 г. до 18% в 1990 г. Значительное место в этой группе товаров занимает обувь (50% экспорта всех западных стран) и изделия из кожи. Однако, основу экспорта составляет общее машиностроение, продукция которого характеризуется высокой конкурентоспособностью. Сюда относится металлообрабатывающее оборудование, оборудование для легкой и автомобильной промышленности. Сильные позиции итальянские производители занимают на рынке сельскохозяйственной техники, автомобилей. Вместе с тем, удельный вес высоко технологичных товаров в экспорте Италии меньше, чем в среднем по ЕС (5,9%).
Укрепление позиций итальянских экспортеров на мировых рынках базировалось на значительном росте производительности труда в обрабатывающей промышленности. По его показателям Италия опережала все ведущие страны за исключением Японии и Великобритании. Однако по уровню производительности труда она значительно отстает от Германии и Франции (соответственно 74 и 81,3%). Сдерживающим фактором во внешнеторговой экспансии был быстрый рост стоимости рабочей силы, который превышал соответствующие показатели ведущих европейских стран. В 1991 г. по уровню издержек на рабочую силу Италия уступала только ФРГ. Их повышение способствовало увеличению стоимости экспортной продукции.
Углубление международного разделения труда, зависимость страны от внешних поставок сырья обуславливает большие масштабы импорта. Италия в большой мере зависит от ввоза минерального сырья. За счет импорта она покрывает 80% своих энергетических потребностей - вдвое больше, чем в среднем по Западной Европе. После референдума 1987 г. в стране было приостановлено строительство АЭС. Крупные позиции в структуре импорта занимают сельскохозяйственные и химические товары, продовольствие.
В географическом отношении внешнеторговые связи Италии концентрируются на странах ЕС, в которые направляется около 60% итальянского экспорта. Главными торговыми партнерами являются Германия, на долю которой приходится 17%, и Франция - 16% экспорта. Большой удельный вес в торговом обороте занимают США - 8,6% экспорта, и доля их быстро увеличивалась (1996 г. - 4,9%).
Развивающиеся страны являются традиционными поставщиками на итальянский рынок топлива и промышленного сырья. Основные поставки осуществляются из стран Африки, Ближнего и Среднего Востока. Их доля сократилась, в том числе доля африканских стран с 10,2 до 4,8%.
Италия - активный участник международного обмена технологическими достижениями, выступая в нем как чистый импортер. Наибольшие платежи связаны с импортом лицензий и использованием «ноу-хау» из США. По количеству закупаемых там патентов и лицензий она занимает одно из ведущих мест в Западной Европе. Основная часть приобретаемых лицензий приходится на общее машиностроение, электротехнику и химическую промышленность. Итальянские компании участвуют в осуществлении проектов в рамках «Эврика» и СОИ.
Длительное время в области НИОКР страна ориентировалась в основном на прикладные исследования и разработки, основанные на заимствовании зарубежного опыта. По сравнению с другими странами в Италии менее развита база НИОКР, что находит отражение в производственной специализации страны. Для обрабатывающей промышленности характерно производство продукции малой и средней наукоемкости и преобладание в производстве трудоемких и капиталоемких товаров. Переход на новую технологическую базу промышленного производства и усиление конкуренции на мировых рынках способствовал активизации собственных НИОКР. В 80-е-90-е гг. темпы роста расходов на НИОКР опережали динамику ВВП, в связи с чем их доля в валовом продукте непрерывно росла. В 1980 г. она составляла 0,75% ВВП, а в 1995 г. поднялась до 1,5 %. Однако до сих пор Италия значительно отстает по относительной величине расходов на эти цели от других стран. Основные расходы на НИОКР несут государство и государственные компании. Одной из особенностей структуры выделяемых средств является их раздробленность по многим направлениям.
Вывоз капитала из Италии долгое время сдерживался такими обстоятельствами, как напряженность кредитной системы и существование валютных ограничений. По размерам экспортированного капитала она значительно уступает не только крупным, но и некоторым малым странам Западной Европы - Швейцарии, Нидерландам, Бельгии. В 80-е гг. итальянские компании резко увеличили свои капиталовложения за границей. В 1982 г. общая сумма итальянских прямых инвестиций превысила объем иностранных вложений в стране. Большое значение сохраняется за инвестициями в развивающихся странах, на долю которых приходится до 2/5 объема прямых капиталовложений. В Западной Европе значительная часть итальянских инвестиций сосредоточена в Швейцарии и Лихтенштейне.
До середины 50-х гг. в силу существовавших законодательных ограничений участие иностранного капитала в итальянской экономике было скромным. После либерализации условий ввоза прямые иностранные вложения непрерывно росли. По размерам ввезенного капитала выделяются компании Швейцарии и Лихтенштейна. Это связано с тем, что в эти страны в больших размерах идет итальянский капитал, который обычно возвращается обратно в виде иностранного. На долю Швейцарии и Лихтенштейна приходится свыше 30% всех иностранных инвестиций в Италии.
На втором месте по объему капитала находятся американские корпорации. Они особенно активны в наукоемких отраслях. Дочерние компании американских ТНК занимают ведущее место в электротехнике, в производстве ЭВМ, средств связи, приборостроении. Последние контролируют 30% выпуска электротехнических товаров и, в частности, 80% производства ЭВМ. В этом секторе лидирует «ИБМ Италия». Высока доля иностранного капитала в торговле, химической, пищевой промышленности и в машиностроении. В крупных компаниях этих отраслей он занимает преобладающие позиции, что обеспечивает ему широкое влияяие в итальянской экономике.
Внешнеэкономические расчеты страны хронически сводятся с отрицательным сальдо. В его основе лежит дефицит внешнеторгового баланса. Он образуется за счет таких товаров как топливо и химические товары, транспортные средства и продовольствие. Дисбаланс в торговле наполовину обусловлен превышением импорта из ФРГ. Крупные средства переводятся из страны в форме процентов и дивидендов. Долговременный характер дефицита платежного баланса предопределяет неустойчивое положение лиры на валютных рынках. Важным фактором в этом процессе выступает инфляция.
Существующая модель экономики с активным участием государства в предпринимательской сфере обеспечила Италии наиболее высокие темпы экономического роста в ЕС за последние два десятилетия. В последние годы она подвергается большому давлению извне, так как не способствует целям интеграционных процессов, направленных на создание экономического и валютного союза в Западной Европе.
2. Традиционная структура, ее причины и следствия во внешней торговле Италии
С древнейших времен Италия как была, так и осталась страной контрастов. Ее национальные показатели представляют во многих отраслях впечатляющие успехи, а в других -провалы. Дальнейшее развитие итальянской экономики начинает наталкиваться на такие ограничители, которые будет нелегко преодолеть. Таблица 1 представляет 50 ведущих отраслей Италии на 1985 год по доле в мировом экспорте. Присутствие в списке виноделия, обуви и шерстяной одежды, быть может, и удивительно. Более интересным представляется выпуск бытового оборудования и ряда машиностроительных изделий. На долю этих 50 видов производств приходится 27 % итальянского экспорта, что ниже, чем в других странах (то же самое характерно и для доли всего экспорта, приходящегося на 50 ведущих видов экспортной продукции, что отображено в табл.
Таблица 1. 50 ведущих итальянских отраслей по удельному весу в мировом экспорте, 1995 г.
Отрасли | Доля в мировом экспорте (в%) | Стоимость экспорта (в тыс. долл.) | Стоимость импорта (в тыс. долл.) | Доля в итальян- ском экспорте (в%) | ||||||||||
Овсяная крупа, пшено и другие крупы | 69,5 | 159 765 | 3631 | 0,20 | ||||||||||
Обработанный строительный камень | 62,2 | 701208 | 5319 | 0,89 | ||||||||||
Виноградные вина (аперитив) | 58,1 | 75754 | 513 | 0,10 | ||||||||||
Глазурованная керамическая плитка | 56,6 | 866 879 | 16437 | 1,10 | ||||||||||
Ювелирные изделия | 49,6 | 2 288 256 | 19978 | 2,90 | ||||||||||
Замороженные фрукты | 45,5 | 247 385 | 10159 | 0,31 | ||||||||||
Резиновая и пластиковая обувь | 41,9 | 452 469 | 20402 | 0,57 | ||||||||||
Чесаные шерстяные ткани | 41,8 | 278 003 | 34861 | 0,35 | ||||||||||
Стиральные машины | 38,2 | 396 595 | 32123 | 0,50 | ||||||||||
Стальные трубы высокого давления | 35,9 | 319193 | 11271 | 0,40 | ||||||||||
Свитеры из синтетических тканей | 34,0 | 631213 | 5419 | 0,80 | ||||||||||
Сумки | 33,7 | 343 408 | 3978 | 0,43 | ||||||||||
Шерстяные свитеры | 33,1 | 499 221 | 55 460 | 0,63 | ||||||||||
Кожанаяяобувь | 32,8 | 3 285 427 | 178156 | 4,16 | ||||||||||
Текстильные изделия | 32,3 | 510145 | 48634 | 0,65 | ||||||||||
Шелковые ткани | 31,7 | 215 629 | 53632 | 0,27 | ||||||||||
Цемент, искусственные стройматериалы | 31,2 | 124 617 | 4224 | 0,16 | ||||||||||
Стулья и др. | 30,6 | 686124 | 29894 | 0,87 | ||||||||||
Фурнитура для готовой одежды | 27,8 | 251618 | 24303 | 0,32 | ||||||||||
Свежий виноград | 27,8 | 235 494 | 7105 | 0,30 | ||||||||||
Морозильники | 26,8 | 80738 | 3379 | 0,10 | ||||||||||
Женская верхняя одежда | 26,2 | 491478 | 50159 | 0,62 | ||||||||||
Холодильники | 26,1 | 314 900 | 16353 | 0,40 | ||||||||||
Мебель деревянная | 25,5 | 1026 911 | 40390 | 1,30 | ||||||||||
Деревообрабатывающие и керамико-обрабатывающие станки | 24,7 | 485 500 | 35141 | 0,61 | ||||||||||
Кожа | 24,6 | 452 233 | 266 542 | 0,57 | ||||||||||
Прочие свитеры, пуловеры | 24,5 | 641799 | 16830 | 0,81 | ||||||||||
Лигнитовый кокс и шихта | 24,2 | 323 | 1159 | 0,00 | ||||||||||
Неотбеленная целлюлоза | 23,3 | 20576 | 36907 | 0,03 | ||||||||||
Обувная фурнитура | 23,0 | 198 785 | 11270 | 0,25 | ||||||||||
Оливковое масло | 22,4 | 131742 | 283 534 | 0,17 | ||||||||||
Мебель и фурнитура | 22,3 | 186 395 | 14522 | 0,24 | ||||||||||
Мужские костюмы | 22,2 | 145 837 | 17341 | 0,18 | ||||||||||
Оправа для очков | 22,2 | 164124 | 30899 | 0,21 | ||||||||||
Фурнитура для вязаной одежды | 22,2 | 186 366 | 25954 | 0,24 | ||||||||||
Металлическая мебель | 21,5 | 5174 076 | 11804 | 0,22 | ||||||||||
Сухие вина | 20,7 | 803 915 | 75121 | 1,02 | ||||||||||
Антибиотики | 20,5 | 321442 | 228 622 | 0,41 | ||||||||||
Керамическая декорировка | 20,3 | 114451 | 23432 | 0,14 | ||||||||||
Пряжа с полиамидом бесцветная | 20,3 | 97,411 | 64949 | 0,12 | ||||||||||
Расфасовочные и разливочные | ||||||||||||||
машины | 19,8 | 464 507 | 55063 | 0,59 | ||||||||||
Пальто мужские | 19,8 | 435 710 | 99379 | 0,55 | ||||||||||
Раковины, унитазы | 19,5 | 77117 | 3781 | 0,10 | ||||||||||
Бытовые плиты, кухонные принадлежности | 19,5 | 199 544 | 27309 | 0,25 | ||||||||||
Саженцы, материалы для прививки | ||||||||||||||
и др. | 19,3 | 26045 | 2750 | 0,03 | ||||||||||
Осветительная арматура | 19,1 | 275 239 | 26915 | 0,35 | ||||||||||
Швейные станки для изделий из кожи | 18,6 | 425 736 | 100 203 | 0,54 | ||||||||||
Двуокись натрия | 18,3 | 35690 | 1711 | 0,05 | ||||||||||
Ткани из синтетического волокна | 18,1 | 753 426 | 189 393 | 0,95 | ||||||||||
Итого | 27,16 |
Бросается в глаза большое количество экспортеров и то, что нельзя выделить явных лидеров. Однако все наиболее успешные отрасли организованы по приоритетному признаку. Наиболее важный приоритет для внешней торговли Италии связан с текстилем и предметами обихода (например, обувь, одежда, сумки, дорожные принадлежности, а также необходимые специализированные поставки и соответствующее оборудование). Следующим важным приоритетом является производство домашнего оборудования, в том числе различной техники, мебели, светильников, керамических изделий, раковин и ванн, посуды, изделий из натуральных и искусственных камней, а также необходимых сырья и машин. Далее следует приоритет, связанный с производством пищи и напитков, в том числе вина, оливкового масла, макаронных изделий, переработанных овощей (в частности, томатов), хотя Италия и является чистым импортером продовольствия, особенно непереработанных продуктов. Позиции Италии в пищевой промышленности сильны, как и в производстве оборудования и машин (например, для виноделия, в виде небольших сельскохозяйственных приспособлений), а также в выпуске готовой продукции.
Другим важным приоритетом является выпуск предметов индивидуального пользования, в частности украшений, а также оправ для очков и пишущих ручек. Италия имеет сильные позиции в ряде относительно специализированных металлических изделий и специфических материалов и связанного с ними оборудования. Позиции Италии часто слишком узки по ряду категорий, которые даже невозможно отразить в статистике в качестве отдельной строки.
Италия занимает довольно скромные и все слабеющие позиции в транспортном секторе, хотя ее наибольшие успехи приходятся на машины и компоненты (например, компания "Пирелли"), а также на специальные автомобили ("Феррари", "Ламборджини", "Мазерати"). Основная сила ФИАТа состоит в производстве маленьких компактных автомобилей - единственной категории, по которой его удельный вес не сводится к нескольким процентам на европейском рынке. ФИАТ защищен от японской конкуренции на национальном рынке, где его позиции являются доминирующими .
Приоритеты наиболее успешных производств итальянской экономики концентрируются на выпуске готовых потребительских товаров, находящихся на нижней строчке приоритетной схемы. На конкурентоспособные отрасли потребительских товаров приходятся 47,5 % всего итальянского экспорта. Италия являятся ведущим мировым экспортером текстильной продукции и одежды, домашней утвари, товаров личного потребления, а также стоит третьей в ряду рассматриваемых нами стран по выпуску продовольствияяи напитков.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--