Курсовая работа: Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня культуры общения детей
2.2 Организация работы по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных приемов воспитания культуры общения дошкольников.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста".
Цель исследования - выявление наиболее эффективных методов формирования общения у детей и разработка методической системы, направленной на воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т.е. воспитывать культуру общения детей, и это возможно через игровую деятельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и специфику общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности воспитания культуры общения у детей.
3. Проверить эффективность использования методов воспитания культуры общения у детей посредством игровой деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных педагогов-психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности, также исследование ряда работ авторов, которые изучали проблему взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре Коломинский Я.А., Эльконин Д.Б., Репина Т. А.и другие.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--