Курсовая работа: Восприятие сказки детьми дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы восприятия сказки детьми дошкольного возраста
1.1 Сказка как метод народной психологии
1.2 Психологические особенности ребенка
1.3 Понятие восприятия у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.1 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.2 Организационная работа по формированию восприятия сказки детьми дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности реализуемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый нами в данной работе вопрос восприятия сказки детьми дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Восприятие сказки детьми дошкольного возраста".
Цель исследования - выявить и обобщить психолого-педагогические условия, необходимые для более эффективного усвоения сказки.
Объект исследования –дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – восприятие сказки детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе проведения специально организованных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств восприятия дошкольников.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--