Курсовая работа: Возрастные особенности игровой культуры русского народа
Содержание
Введение
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
1.1 Возникновение и развития народной игры
1.2 Сущность и функции игры
Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры
2.1 Игры детей младшего возраста
2.2 Игры подростков
2.3 Игры и забавы молодежи
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.
Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать е новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого- народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.
Степень изученности проблемы.
Голландский психолог Й. Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» - это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (В тени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней – «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»» [41].
Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, - и все чем богата жизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением».
«Опыт игрового поведения имеет каждый; культурно - историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр».
Объектом исследования: русская народная игровая культура.
Предметом исследования: возрастные особенности игровой культуры русского народа.
Цель исследования: раскрыть возрастные особенности русской народной игровой культуры.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующее задачи:
- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;
- рассмотреть сущность и функции игры;
- рассмотреть культурно-историческое своеобразие русской народной игры;
- рассмотреть возрастную дифференциацию народной игровой культуры.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--