Курсовая работа: Возрастные особенности игровой культуры русского народа

Содержание

Введение

Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен

1.1 Возникновение и развития народной игры

1.2 Сущность и функции игры

Глава II. Возрастная дифференциация народной игровой культуры

2.1 Игры детей младшего возраста

2.2 Игры подростков

2.3 Игры и забавы молодежи

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования.

Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.

Народная игра – важнейшая школа жизни, поэтому необходимо изучать ее и делать все возможное, что бы дать е новую жизнь. Ведь народная игра всегда была тем механизмом, который способствовал вовлечению человека в жизнь социума, как в психологическом, так и в бытовом плане. Игра помогла человеку ощутить себя честью большого целого- народа, давала ему возможность испытать себя, воспитывала, учила, развивала. Сейчас, когда мы заботимся о возрождении народного самосознания, возвращаемся к опыту прошлого, невозможно обойти вниманием народную игру, которая является важнейшей частью этого опыта.

Степень изученности проблемы.

Голландский психолог Й. Хейзенг утверждал, что культура не рождается в игре, а возникает как игра, первоначально играется. Он считал, что категория «игра» - это основное свойство всякой культуры (теория «человека играющего»). Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Игра старше культуры, культура «возникает и развивается в игре, как игра» Homo ludens (Человек играющий), (В тени завтрашнего дня. 1992), имеет игровой характер. Хейзинга подчеркивает, что большинство исследователей игры опускают или недооценивают, что она преимущественно располагается «на территории эстетического» и главное в ней – «эстетическое содержание», и последовательно показывает и обосновывает игровые принципы основных составляющих культуры, включая не только сферы религиозных культов, искусства, праздника, спортивных состязаний, но и философию, правосудие, войну, политику. Краткая дефиниция игры по Хейзинге гласит: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь»» [41].

Советский ученый А. Лосев подчеркивал, что «в игре есть все достоинства искусства: и идеал, и мудрость, и высокое, и трагическое, и комическое, - и все чем богата жизнь». «Игра человека есть социальный и эстетически- культурный феномен, а его содержание и многообразие порождены тем же, чем порожден сам человек и его культура - трудом и общением».

«Опыт игрового поведения имеет каждый; культурно - историческом плане мир не знает культур, народов или эпох, не знающих игр».

Объектом исследования: русская народная игровая культура.

Предметом исследования: возрастные особенности игровой культуры русского народа.

Цель исследования: раскрыть возрастные особенности русской народной игровой культуры.

Исходя из цели исследования, можно выделить следующее задачи:

- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;

- рассмотреть сущность и функции игры;

- рассмотреть культурно-историческое своеобразие русской народной игры;

- рассмотреть возрастную дифференциацию народной игровой культуры.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава I. Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 286
Бесплатно скачать Курсовая работа: Возрастные особенности игровой культуры русского народа