Курсовая работа: Всеобщее среднее образование в СССР

1. Вступление …………………………………………………………. 2-4

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию……………………………………………………….. 4-23

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР….. 24-36

4. Заключение………………………………………………………… 36

5. Литература………………………………………………………… 37

6. Нормативно – правовые акты…………………………………… 37-40

1. Вступление

Актуальность темы данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.

Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и современного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.

В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.

В-четвертых, череда реформ в сфере образования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дня не получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно по использованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Без промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, каким и является образование.

Цель работы рассмотрение законодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану раз­вития СССР предложил провести в области дальнейшего развития школьного дела два важнейших мероприятия:

всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение[1] .

Съезд партии предлагал завершить к концу пятилет­ки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подго­товить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.

Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению была обеспечена возможность получить среднее образование.

Советская власть, декла­рируя введение всеобщего обучения, гарантировала его осуществление путем организации ряда мероприятий, да­ющих детям и подросткам действительную возможность получить соответствующее образование.

Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сети школ и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места житель­ства учащегося, а при отдаленном расстоянии — наличием интерната, в котором мог бы жить ученик; хорошо подго­товленными для занятий с детьми учителями; возможно­стью приобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимой бесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщее обучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению, организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста[2] . В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза, обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. При всеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание пред­метов на родном для детей языке.

Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенно меняется содержание среднего об­разования. XIX съезд КПСС предложил: в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко­лу, условий для свободного выбора профессий—присту­пить к осуществлению и проведению мероприятий, необ­ходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению в средней школе[3] .

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию

Требование о введении в стране всеобщего обязатель­ного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бед­ноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.

«Только даровое и обязательное обучение всех детей,—писал он,—может избавить народ хотя бы отча­сти от теперешней темноты»[4] . В программу РСДРП, при­нятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровом и обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет го­сударства.

Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще­ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель­ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ­ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак­тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче­ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа­листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар­компроса, совершенствованием его структуры, разработ­кой Положения об этом органе управления.

Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процесс станов­ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения[5] .

На первом этапе развития советской школы шла боль­шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере­живала стадию становления, влияние различных буржуаз­ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми­рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.

В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.

Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми­тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч­ти поголовная неграмотность населения, особенно в де­ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ­ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар­ского управления. Порабощенные великодержавным гне­том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально­стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо­дились культурно отсталые национальности, державшие­ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже­ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их[6] .

В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя­зательного обучения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 314
Бесплатно скачать Курсовая работа: Всеобщее среднее образование в СССР