Курсовая работа: Взаимосвязь социального капитала с экономико психологическими характеристиками молодежи
Введение
На современном этапе развития научного знания наблюдается тенденция заимствования из смежных дисциплин. Этот ход позволяет по-новому интерпретировать устоявшиеся смыслы, получить доступ к объяснению той феноменологии, которая входит в рассмотрение другой науки, и при этом не потерять предсказательной силы собственных научных постулатов. Все это делается для лучшего объяснения существующих явлений и более точного прогнозирования их развития. Одним из характерных примеров заимствования является использование в социологии и психологии политико-экономического понятия «капитал». Распространенность употребления термина «социальный капитал», как весьма популярного изучаемого вида капитала, можно объяснить также и тем, что, несмотря на кажущееся статическое и объективированное состояние, «капитал» представляет собой нечто динамичное, развивающееся, что затрудняет выработку единых концептуальных основ объяснения его природы и функционирования. И все же стоит отметить, что все строгие научные термины часто проходили долгий и непростой путь своего становления от вольной метафоры до операциональных категорий.
В первой главе будут показаны различные подходы и «метафоры» социального капитала представителей различных дисциплин и направлений в научном мире, демонстрирующие различные понимания этого термина. Во второй главе будут представлены результаты проведенного эмпирического исследования, а в третьей главе они будут проанализированы.
Актуальность исследования. Актуальность исследуемой проблематики определяется спецификой процесса формирования в российском обществе рыночной экономики, сопряженного с трансформацией практик экономического поведения и формированием новых механизмов экономического взаимодействия. Функционирование новых правил и форм экономического поведения, необходимость пересмотра классической экономической теории рационального потребителя – все это нуждается в серьезном теоретическом переосмыслении. Концепция социального капитала является одной из теоретических разработок, которая обнаружила свою ценность при решении задача подобного плана.
Теоретическая значимость . Несмотря на распространенность термина «социальный капитал» в различных отраслях научного знания, вопрос о его структуре, взаимосвязи с другими операциональными конструктами и понятиями по-прежнему остается дискуссионным, а потому данное исследование по изучению связи социального капитала и экономико-психологических характеристик молодежи представляется весьма актуальным.
Практическая значимость. Исследование проблематики социального капитала имеет не только теоретическое значение, но и практическую значимость. Современный этап экономического развития российского общества с особенной остротой показывает актуальность такой проблемы, как дефицит доверия в экономическом взаимодействии. Следствием данной проблемы являются высокие транзакционные издержки, распространенность оппортунизма, коррупции и клиентизма, отсутствие надежной институциональной среды экономики. Разработка концепции социального капитала может служить основой для осмысления причин подобных проблем, измерения динамики доверия в повседневной практике в общем, в экономическом взаимодействии, в частности. Это поможет лучше понять специфику развития модели рыночных отношений на постсоветском пространстве и выработать способы социального структурирования экономических отношений.
Цель исследования: изучить связь между социальным капиталом и экономико-психологическими характеристиками молодежи.
Объект: социальный капитал молодежи
Предмет: взаимосвязь социального капитала и экономико-психологических характеристик молодежи.
Задачи исследования:
1. Построить семантическое пространство, характеризующее социальный капитал молодежи.
2. Провести корреляционный анализ между интегральным показателем социального капитала, а также отдельными его компонентами и величиной экономико-психологических характеристик изучаемой выборки.
3. Проанализировать направленность выявленных связей методом простого линейного регрессионного анализа.
Теоретическая гипотеза исследования: интегральная величина социального капитала положительно связана с экономико-психологическими характеристиками молодежи.
Исследовательские гипотезы:
1. Социальный капитал президента связан с позитивным отношением молодежи к социально-экономическим условиям жизнедеятельности.
2. Высокие показатели социального капитала органов правосудия будут положительно связаны с готовностью к экономическому риску.
3. Чем выше социальный капитал СМИ, тем более выраженным будет желание быть собственником.
1. Социальный капитал. Теоретические подходы, история эволюции понятия, структура
Социальный капитал является пока еще не совсем устоявшимся научным понятием, которое широко используется в современной науке. Существует множество определений и трактовок понятия социального капитала. Мы определим социальный капитал как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы (Лебедева, Татарко, 2002).
Появление концепции социального капитала продолжает традицию, намеченную в экономической теории работами Г. Беккера, Х.Дж. Джонсона, Т.У. Шульца, обосновавших в 1960-е годы включение в арсенал средств экономической теории категорию «человеческий капитал» (Беккер, 1993). Указанный подход пополнил экономическую науку пониманием того, что наряду с материальными средствами и финансами, культурные ценности, в частности образование, способны выступать в роли производительного ресурса, увеличивающего индивидуальную и общественную продуктивность экономической деятельности. Продолжением указанного подхода явилась разработка проблематики роли социальных связей как источника экономических ресурсов, – в этом значении термин «социальный капитал» эпизодически использовался в зарубежной социологии в 1960‑е и 1970‑е годы.
Современные социологические интерпретации концепции социального капитала провели французский социолог П. Бурдье и американский теоретик Дж. Коулмен.
Разработка понятия «социальный капитал» как самостоятельной и целостной социологической концепции началось в зарубежной социологии в 1980‑е годы. У выдающегося французского социолога П. Бурдье концепция социального капитала приобрела подлинно социологическое содержание, став «эффективным инструментом анализа процесса структурирования и воспроизводства социальных классов, в ходе которого экономический, финансовый, человеческий, культурный, символический и социальный капитал выступают в качестве форм взаимного превращения, объективации, структурирования институциализации неравенства» (Бурдье, 2002).
«Социальный капитал – это совокупность существующих или потенциальных ресурсов, связанных с наличием устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, или, другими словами, членства в группе» (Бурдье, 2002).
Свойства социального капитала:
1. внеэкономическая природа
2. в основе социального капитала лежат эмоционально позитивные и построенные на доверии связи: «необходимые и выбранные, которые предполагают длительные субъективно эмоциональные обязательства (чувства благодарности, уважения, дружбы и т.д.)» (Бурдье, 2002)
Бурдье обращает особое внимание на такой важный элемент социального капитала, как доверие: «пользуясь доверием и накопленным ими капиталом связей, люди способны, как говорят, «придя с пустыми руками, унести с собой весь рынок, имея вместо денег свое лицо, имя и честь», и даже «ручаться, независимо от того, есть у них деньги или нет» (Бурдье, 2001). «В своих исследованиях Бурдье показывает также взаимосвязь и «конвертируемость» различных типов капиталов в обществе, скажем, материального – в символический, и наоборот. Это тема, весьма плодотворная в рамках анализа, к примеру, формирования новейших политических и экономических элит в посткоммунистических обществах» (Степаненко, 2004).
Концепция социального капитала получила широкую известность благодаря исследованиям Р. Патнэма, предложившего оригинальную, хотя и несколько упрощенную, интерпретацию его сущности и функций в различных сферах человеческой деятельности. (Putnam, 1993)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--