Курсовая работа: Закономерности воспитания
Введение. 3
Глава 1. Сущность, система и содержание принципов воспитания, и их значение в воспитательном процессе.4
1.1. Закономерности воспитательного процесса.4
1.2. Понятие и специфика принципов воспитания.10
Глава 2. Педагогическая характеристика принципов воспитания и пути их эффективной реализации в воспитательной работе.12
2.1. Общественная направленность воспитания.12
2.2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.15
2.3. Воспитание в коллективе, через коллектив.16
2.4. Опора на положительное.16
2.5. Гумманизация воспитания.17
2.6. Личностный подход.18
2.7. Единство воспитательных воздействий. 20
Заключение.22
Литература:23
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
Глава 1. Сущность, система и содержание принципов воспитания, и их значение в воспитательном процессе.
1.1. Закономерности воспитательного процесса.
Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и педагогическую инструментовку воспитательного процесса идают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике.
К этим закономерностям относятся следую щие:
1. воспитание личности происходит только в про цессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.
Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как то представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширили данное понятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
- Учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
- Гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
- Общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитии всех других сторон развития;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--