Курсовая работа: Защита чести и достоинства
Оглавление
Введение
Глава I. Правовая характеристика чести, достоинства и деловой репутации
1.1 Понятие чести и достоинства
1.2 Понятие деловой репутации, ее взаимосвязь с честью и достоинством
1.3 Содержание чести, достоинства и деловой репутации
Глава II. Защита чести, достоинства и деловой репутации
2.1 Условия, необходимые для гражданско-правовой защиты чести достоинства и деловой репутации
2.2 Порядок рассмотрения спора о защите чести, достоинства и деловой репутации
2.3 Решение по делу о защите деловой репутации
Заключение
Список используемой литературы и нормативных источников
Введение
В последние годы российская судебная статистика неизменно фиксирует рост поступления в суды исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Такие иски обычно предъявляют юридические лица и граждане, которые считают, что в средствах массовой информации или каким-либо иным способом о них распространены порочащие, недостоверные сведения, ущемляющие их права и законные интересы.
Развитие рыночных отношений, неизбежная при этом конкуренция делают достаточно актуальным вопрос о защите чести достоинства и деловой репутации. Особенно в случаях распространения порочащих сведений средствами массовой информации.
Все дело в том, что рассматривая дела данной категории, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционного права на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и права на свободу слова — с другой. Соответственно в каждом конкретном случае возникает необходимость тщательно исследовать текст и определить, соответствуют ли действительности содержащиеся в нем сведения, наносят ли они вред чести, достоинству и деловой репутации; допустимо ли распространение таких сведений в свободной дискуссии и возможно ли их опровержение по суду.
В последнее время особо наблюдается значительный рост интереса к институту защиты деловой репутации юридических лиц, о чем говорит в первую очередь постоянно увеличивающееся число дел о защите деловой репутации, рассматриваемых в арбитражных судах страны. Можно прогнозировать, что по мере укоренения и развития рыночных традиций в России данный институт, несмотря на относительную молодость (он не насчитывает и 10 лет), будет развиваться и в дальнейшем.
Субъекты рынка, занимаясь предпринимательской деятельностью, нуждаются в таком правовом механизме, который обеспечил бы им возможность нормального развития, подразумевающего, в том числе, формирование правильного, не искаженного общественного мнения об этом субъекте. Вместе с тем при применении норм о защите деловой репутации на практике возникает немало неясностей, что вызвано, прежде всего, довольно слабой правовой регламентацией института (одна статья в Гражданском кодексе РФ) и отсутствием разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по этому вопросу. В таких условиях приходится ориентироваться, главным образом, на судебную практику, которая во многих случаях неоднозначна и противоречива.
Целью данной работы является определить правовую природу защиты чести достоинства и деловой репутации.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования данной работы входит:
- дать понятие чести достоинства и деловой репутации как гражданско-правовых категорий, требующих защиты;
- выявить условия необходимые для защиты чести достоинства и деловой репутации.
- охарактеризовать порядок рассмотрения споров о защите чести достоинства и деловой репутации.
Глава I . Правовая характеристика чести достоинства и деловой репутации
1.1 Понятие чести и достоинства
Честь, достоинство и репутацияотносятся к нематериальным благам личности или к так называемым личным неимущественным правам, приобретаемым человеком с момента рождения[1] . Особенность данных прав заключается в том, что они лишены имущественного содержания, то есть не могут быть оценены в денежном выражении. Личные неимущественные права, в том числе и право на честь, достоинство и репутацию, неразрывно связаны с личностью человека и непередаваемы другим лицам[2] .
По своему содержанию честь и достоинство — это очень близкие понятия. Их различия заключаются лишь в субъективном или объективном подходе к оценке общественно значимых качеств личности: если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих — речь идет о чести, а если самооценка — о достоинстве личности.
Понятия чести и достоинства основываются на признании самоценности каждой человеческой личности независимо от ее социального положения и всегда рассматриваются со знаком «плюс».
Таким образом, честь личности — социально значимая оценка моральных и иных черт и свойств конкретной личности; нравственное чувство, включающее в себя и чувство гордости в связи с признанием обществом его личных заслуг, достоинства; честь личности непосредственно связана с самой личностью человека. Достоинство же, это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--