Курсовая работа: Защита интересов работников при банкротстве предприятия

Правоведами отмечено, что в иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед исследователями различных отраслей права, включая трудовое, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата. Данная проблема особенно актуальна в условиях реформирования трудового законодательства и развития права о предпринимательстве.

Понятие социальное партнерство было введено в нормативную лексику с момента подписания Указа Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г. N 212 (Cм.: Ведомости народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 890.). Оно используется федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях" (См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 455.) (ст.13, 21), "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Cт. 148.) (ст.15) и другими нормативными актами. К числу последних можно отнести, например, акты, в которых были закреплены положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утверждено Указом Президента Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 21 января 1997 г. N 29 (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 4. Ст. 521.)); порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден постановлением правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и порядке ротации представителей федеральных органов государственной власти в этой комиссии" от 30 апреля 1997 г. N 518) (См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Cт. 4558.), а также утверждена Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. (Указанная Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222 (см.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 10. Cт. 1173).) Однако законодатель до сих пор не ввел в указанные законы соответствующую дефиницию. То же самое можно сказать и о понятиях "работник", "социально-трудовые отношения", "условия труда" и др.

В данном случае, говоря о термине работник, имеется в виду отсутствие дефиниции в трудовом законодательстве. В то же время следует отметить наличие широкого толкования понятия "работник" в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку международная практика использует общий термин "трудящиеся". Поясним тезис о необходимости переосмысливания не очень удачного раскрытия понятия "работник", закрепленного в указанном законодательном акте.

К работникам кроме физических лиц, выполняющим трудовые функции на основании трудового договора (контракта), отнесены лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью (чьи отношения с нанимателем регулируются гражданским законодательством) и обучающиеся в образовательных учреждениях (для данной категории действует административное законодательство). Бесспорно то, что трудовое законодательство и смежные отрасли права должны стыковаться между собой и содержать безупречные дефиниции - единые, сквозные, охватывающие социальные реальности и адекватные рыночным отношениям. Однако проблема выходит за границы исследования, и поэтому отметим, что наряду с термином "работник(и)" будет использоваться и термин "трудящиеся".

Некоторые из указанных понятийных пробелов восполняются путем нормотворчества на региональном уровне. Так, например, во многих краях и областях приняты законы о социальном партнерстве, раскрывающие данное понятие. В этой связи отметим, что, по нашему мнению, наиболее приемлемым определением сути социального партнерства является то, которое разработано законодателями Ставропольского края. "Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями, исполнительными органами государственной власти (включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. - А.В.) и местного самоуправления... с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросами, обеспечения социальной стабильности, общественного развития и выражающимися во взаимных консультациях, пе-реговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений" (Социальное партнерство в современных условиях: сравнительно-правовой обзор // Биб-ка профсоюзного активиста. 1998. N 4. С. 20.).

В контексте рассматриваемой темы в понятии "социальное партнерство" важно то, что круг отношений партнеров описан наиболее полно. Дело заключается в том, что в условиях несостоятельности (банкротства) помимо социально-трудовых отношений речь идет о сопряженных экономических отношениях. Например, работники организации-должника с правовой точки зрения не находятся в трудовых отношениях с арбитражным управляющим (временным, внешним, конкурсным), поскольку его юридический статут отличен от статуса представителя работодателя, т.е. руководителя должника.

Субъекты или стороны социального партнерства - группы людей или лиц, олицетворяющих и реализующих в своей деятельности данный тип отношений.

Согласно законодательству, к их числу относятся, с одной стороны, работники и их полномочные представители, включая объединения профсоюзов, с другой - работодатели и их объединения, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Уровни социального партнерства - совокупность различных степеней регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов субъектов данного типа общественных отношений (федеральный уровень; уровень краев, территорий, областей, городов; уровень организации) (Перечисленные уровни определены нормами Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (в ред. 1995 г.), ст.10-19.).

Работодатель - физическое либо юридическое лицо, с которым работник заключает договор найма для выполнения трудовых функций Представитель работодателя - руководитель организации или другое лицо, уполномоченное надлежащим образом представлять интересы организации. Под надлежащей процедурой передачи полномочий работодателя следует понимать их закрепление в уставе или положении об организации, а также в иных соответствующих правовых актах.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации (филиала, представительства) с работодателем.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и социально-экономические отношения между работниками и их полномочными представителями, включая объединения профсоюзов, и работодателями и их объединениями, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Федеральным законом (N 6-ФЗ), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом (N 6-ФЗ).

Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

Защита требований работников - комплекс мер, направленных на сохранение рабочих мест и организации в целом, а также на охрану заработной платы работников за выполненые объемы работ и услуг и некоторых видов выплат, входящих в категорию "оплата труда".

В связи с тем что для экономики нашей страны проблемы несостоятельности (банкротства) и регулирования взаимодействия между участниками отношений, являющимися нестандартными - экстремальными, в достаточной степени не изучены, то нами избран своеобразный путь рассмотрения темы исследования.

Первоначально уделим внимание опыту зарубежных стран, а потом обратимся к особенностям отражения предмета в российском законодательстве.

2. Международный опыт защиты интересов работников в условиях проведения процедур несостоятельности

Опыт США

Одной из актуальных проблем законодательного регулирования несостоятельности является вопрос об отказе исполнения текущих контрактов. Речь идет не только о контрактах, заключенных и подлежащих исполнению в отношениях между организацией-должником и третьими лицами (по отношению к которым стороны либо еще не успели выполнить обязательства, либо это контракты с длящимися правоотношениями, как, например, договоры аренды или лицензионные отношения), но и о трудовых договорах (контрактах) найма работников.

Важным и основополагающим условием регламентации законом отказа от исполнения соответствующим лицом трудовых договоров (индивидуальных и коллективных), заключенных между работниками и работодателем до момента введения определенной процедуры несостоятельности, является надлежащее определение стадии несостоятельности. Это означает, что следует отличать отношения при проведении процедур доверительного, внешнего или конкурсного управления от отношений при непосредственном банкротстве.

Последнее означает наступление периода проведения собственно процедур по ликвидации организации-должника.

Управляющему организации-должника (доверительному, внешнему, конкурсному) предоставляется право отказаться от выполнения обязательств по договорам, не исполненным на момент начала соответствующей процедуры несостоятельности, полностью или частично. При предоставлении такого рода права добросовестность контрагента не имеет значения. В соответствии с нормой закона (См.: Параграф 365 USBC // Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 73.) управляющий имеет право самостоятельно выбрать из числа всех текущих контрактов те, которые целесообразно (и возможно.- А.В.) исполнить в интересах продолжения ведения бизнеса или его завершения, а также те, от которых лучше отказаться (business judgement test). Обращается внимание на то, что решение об отказе или подтверждении силы договора принимается управляющим на основании оценки возможной выгоды для целей реабилитации организации-должника или увеличения конкурсной массы.

В международной практике при разработке правил, посвященных отказу от исполнения договоров (контрактов), принимаются во внимание несколько основополагающих факторов. К их числу относятся:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 344
Бесплатно скачать Курсовая работа: Защита интересов работников при банкротстве предприятия