Курсовая работа: Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов
План
Введение............................................................................................ 3
Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова 13
1. Образы детей............................................................................... 13
2. Духовность как основа личности............................................... 21
Глава II . Доминантные компоненты жанра А. Платонова........... 31
1. Образы рассказчика................................................................... 31
2. Целостное восприятие мира....................................................... 33
Заключение...................................................................................... 38
Список использованной литературы............................................. 43
Введение
Всесторонний, комплексный анализ особенно важен, когда речь идет о литературном наследии писателей, чей эстетический опыт достаточно изучен. Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951).
Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения его переиздаются, экранизируются, переводятся на многие языки. О писателе спорят, проникаются его мыслями, настроениями, идеями.
Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества, одновременно отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двадцатых годов, художественно сформулирована сущность гуманизма литературы, повысившей ответственность личности за решение проблемы "человек - общество". А. Платонов, наряду с классиками литературы стремился к такому художественному постижению и изображению жизни, при котором углубление социального анализа, историзма и психологизма художественного исследования способствовало бы развитию правдивой по самой своей сути литературы. Эстетические достижения русской литературы выразили те гуманистические и нравственные основы человеческой жизни, которые составляют самую суть общественного идеала. Пожалуй, нет сегодня ни одного исследователя, который бы не разделял положения о том, что одним из писателей, в чьем творчестве особенно ярко проявилось стремление "поддержать лучшие качества человека", был Андрей Платонов.
История вопроса. Было время, когда определенная часть критики, первоначально связанной о РАППом, превратно истолковывала творчество А. Платонова, отрицала эстетическую ценность его произведений, настаивала на несовместимости отраженной в них концепции личности с общественным идеалом.
Качественно новый период изучения творчества А. Платонова приходится на 60-е годы. После первых откликов на переиздания произведений писателя, в которых преобладало желание "восстановить простую справедливость, признать значение писателя для нашей литературной, духовной жизни",[1] последовали попытки многогранного осмысления творчества этого художника слова. В научном отношении публикации эти разнообразны и многочисленны. Это и воспоминания современников о писателе, и статьи по различным проблемам творчества А. Платонова, и обстоятельные монографии. Углубленному изучению творчества А. Платонова посвящены обширные диссертационные исследования Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Л. А. Ивановой.[2]
Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А. Платонова явилась первая библиография его творчества, составленная Н. М. Митраковой.[3] Продолжается текстологическая и библиографическая работа.[4] Заслуживает внимания издание произведений А. Платонова, предпринятое в 60 – 80-е годы Е. А. Краснощековой и М. Н. Сотсковей, в котором, наряду с полным историко-литературным комментарием, приводятся обширные биографические и библиографические данные, а также текстологические примечания.[5] Новые интересные материалы содержатся в работах Н. М. Малыгиной, В. В. Эндиновой.[6]
В диссертациях Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Д. Я. Таран прослеживаются основные линии развития творчества писателя, исследуются пути овладения им индивидуальным методом интерпретируется художественный мир писателя, В этих работах на общирном историко-литературном материале убедительно доказано, что становление А. Платонова как художника проходило в русле магистральной линии советской литературы.
В несколько ином ключе написано диссертационное исследование Л. А. Ивановой. В этой работе иоторико-эволюционный подход подчинен системно-логическому, понятийному. Л. А. Иванова динамику развития творчества А. Платонова связывает с характером многостороннего и сложного конфликта. Несомненно, что после новаторской статьи Л. Шубина[7] - диссертация Л. А. Ивановой принадлежит к числу наиболее интересных и значительных работ о Платонове в 70-е годы. Однако определение основной направленности творчества А. Платонова этой исследовательницей вызывает некоторые возражения. Так, Л. А. Иванова пишет "Идеологический принцип "господства - подчинения" и есть тот "неодушевленный враг", с которым ведет борьбу писатель на протяжении своей творческой жизни.[8] Свести весь пафос творчества А. Платонова к критике определенного идеологического принципа - значит сузить и умалить гуманистический и нравственный потенциал творчества писателя. Главное значение творчества А. Платонова - в изображении положительных начал человеческой жизни на основе общественного идеала, с точки зрения которого осуществляется критика и негативных сторон жизни. Этот акцент на исследовании положительной программы творчества А. Платонова нам представляется кардинальным для правильной трактовки, понимания и оценки художественного наследия писателя, его вклада в искусство. В последнее десятилетие творчество А. Платонова рассматривалось[9] в аспекте становления его творческой индивидуальности,[10] структуры его художественного мира.[11]
Актуальность темы. Многие вопросы изучения творчества А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследователей. Особенности художественного мышления писателя, своеобразие его художественной системы недостаточно полно изучены и поныне. Исследование философско-эстетической концепции творчества А. Платонова - одна из задач современного литературоведения.
Цель и задачи исследования. В свете основной философско-эстетической концепции А. Платонова проанализировать произведения писателя в единстве формальной и содержательной стороны с тем, чтобы показать, как эта концепция воплощается в художественный образ, и какие наиболее типические поэтические средства при этом использует писатель, к каким жанровым формам обращается автор для реализации своих замыслов и в чем их своеобразие.
Методологические основы работы. Методологической основой работы являются труды классиков, работы по методологии литературоведения, общим и частным проблемам теории литературы.
Работы литературоведов - Д. Маркова, Б. Сучкова, Л. Новиченко, Л. Тимофеева, М. Храпченко, В. Хализова и других, в которых широко обсуждаются важнейшие общетеоретические и методологические вопросы, связанные с изучением генезиса и типологии жанровых форм, позволяют полнее выявить эстетические и жанровые особенности творчества писателя и обобщить его вклад в обогащение художественных форм. Интерес к жанру рассказа в современном литературоведении велик. Малая повествовательная форма - рассказ, новелла, сказ - активно и всесторонне изучается. Широко известны исследования малой повествовательной формы М. Чудаковой. А. Чудакова, В. Скобелева, Э. Шубина, Н. Грозяевой, А. Нинова, И. Крамова, Т. Заморий, М. Роменец и целого ряда других авторов. Внимание исследователей к этим жанровым формам объясняется их идейно-эстетической значимостью в литературе, поэтому нам представляется правомерным исследование художественного мира, созданного А. Платоновым-рассказчиком.
Материал интерпретации. Философско-эстетическая концепция А. Платонова нашла свое наиболее цельное художественное выражение в произведениях различных периодов. Для А. Платонова, мыслителя и писателя, Великая Отечественная воина имела особый смысл. Исход ее показал, насколько жизненно убедительным и правдивым был сам художник в изображении нравственной сущности человека, готового пожертвовать жизнью во имя других людей. Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся "труд души", особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое "я" и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир. Лейтмотивом творчества А. Платонова является "труд души" героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. В этом смысле Великая Отечественная война - это борьба индивидуальностей с индивидуалистами, одухотворенных личностей с неодушевленным врагом. Период Великой Отечественной войны знаменовал собой новый этап в творчестве А. Платонова. Рассказы А. Платонова военных лет представляют собой творения зрелого мастера, итог эстетических исканий всей жизни художника. Анализ этих рассказов позволяет лучше понять и раннее творчество писателя. Акцент на этих рассказах тем более важен, так как в нашем литературоведении недостаточно освещено творчество А. Платонова именно периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. В таких рассказах, как "Возвращение", "Афродита", "Сампо", "Никита", А. Платонов предстает во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы. Выбор этих рассказов и их анализ обусловлен желанием показать, что в них наиболее ощутимо эпическое начало платоновского реализма, достигшего в изображении "величия простых сердец" такой широты охвата жизни, такой глубины, которая была под силу только выдающимся мастерам русской прозы.
К решению выдвинутой темы привлекаются произведения А. Платонова, написанные в разное время, но в центре внимания - рассказы военных и послевоенных лет. Тематически их можно объединить в две группы - рассказы, героями, которых являются дети, познающие мир и свое место в мире, и рассказы о ратном подвиге человека в годы Великой Отечественной воины.
Рассказы А. Платонова отличаются особым ракурсом осмысления событий, сосредоточенностью на нравственной стороне происходящего. Такой подход позволил писателю избежать "облегченной", поверхностной трактовки событий, нередко встречавшейся в прозе военных лет. Если одной из главных задач литературы в военных условиях было становление характера перед лицом опасности, то в прозе А. Платонова акцент переносится на художественный анализ первопричин, определяющих проявление нравственного героического начала в человеке, воине. События военных лет под таким углом зрения сообщают рассказам А. Платонова психологичностъ, жизненную достоверность, полноту и многогранность постижения жизни.
Основные результаты и их научная новизна. В центре внимания писателя изображение сложного процесса духовного и нравственного раз-вития человека, формирование гармонической, универсальной личности. Идея универсальной личности связана с пониманием человека как универсального родового существа. Всеобщность и универсальность - высший уровень в становлении личности, идеал человека. Уровень раз-вития личности характеризуется мерой ее приближения к этому идеалу. А. Платонов в формах словесного творчества изображает нелегкий путь героя - человека становящегося, нравственно формирующегося - к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности. Нелегко и непросто преодолеть центростремительные силы эгоцентризма, пробиться к другим людям. Платоновский герой, постепенно переключая свою деятельность на другого человека, обретает самого себя как лицо, как личность. Писатель изображает такие ситуации, в результате которых происходит коренная перестройка сознания героя, что влечет за собой изменение самих масштабов понимания и видения жизни героем, изменение понимания героем самого себя и своего назначения в мире ("Возвращение", "Третий сын", "Сампо"). Писатель создает своего героя в аспекте пробуждения и освобождения в нем нравственных сил. В идеале писателя на первый план выдвигается проблема этических черт человека, признающего свою нравственную подлинную сущность. Поэтому в эстетике А. Платонова прекрасный образ выступает как символ нравственности, как выражение благородной и чистой человечности. От-личительные черты поэтики А. Платонова особенно подчеркивают широ-кий универсализм, и историзм, понимание национального и исторического в рамках общечеловеческого, неотделимого от высоких идеалов.
Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова
1. Образы детей
Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределяет в творчество А. Платонова выбор изображаемых событий, характер конфликта и способ его разрешения, своеобразие характера. В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в человеке.
В рассказах "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", "Цветок на земле", "Корова", "Маленький солдат", "На заре туманной юности", "Дед-солдат'', "Сухой хлеб", создавая образы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве.
«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», 1965, № 9. «Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли — тот?»,—записывал Платонов в своих заметках. Воспоминания о своей первой учительнице А. Н. Кулагиной приобретают в платоновской прозе присущий ему высокий символический смысл. «Мать» в мире художественной платоновской прозы—символ души, чувства, «нужной родины», «спасения от беспамятства и забвения». Вот почему «еще мама»—та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--