Курсовая работа: Жизненный путь личности в работах Эрика Эриксона
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Формирование и развитие личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Психологическая структура личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
II. Теория личности Эрика Эриксона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Психосоциальные стадии по Эриксону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Понятие эго-идентичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Доверие и недоверие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.4. Достижение равновесия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.5. Предприимчивость и чувство вины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.6. Умелость и неполноценность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.7. Идентификация личности и путаница ролей . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.8. Близость и одиночество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.9. Общечеловечность и самопоглощенность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.10. Цельность и безнадежность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. Исследование специфики протекания зрелого возраста . . . . . . . . . . . . 30
3.1. Выбор метода исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.2. Проведение исследования. Анализ полученных результатов . . . 33
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ВВЕДЕНИЕ.
На протяжении последних двух десятилетий в России происходят серьёзнейшие изменения в разных областях жизни, трансформируются экономическая, социальная, идеологическая cферы, и это неизбежно влияет на психологический облик наших соотечественников.
В самом начале реформ внимание учёных обращалось на необходимость изучения психологических эффектов социальных процессов. Правомерность этого призыва сейчас очевидна и в целом ряде работ авторы указывают на изменения в ценностях, стереотипах, картине мира, формах и содержании активности современной личности, кризисе её идентичностипо сравнению с советским периодом. Между тем всё ещё недостаточно эмпирических исследований, позволяющих эти идеи детализировать и понять, в каких направлениях и с каким темпом происходят изменения личностных особенностей россиян, что в этих процессах стабильно, а что нестабильно, какой тип или типы личности формируются. Ответы на поставленные вопросы позволяют учесть фактор социальных изменений в психологических исследованиях, о важности которого учёные пишут всё чаще.
Хорошо известен тезис Б.Г. Ананьева: психологическое изменение структуры личности, её характера и таланта в ходе индивидуального развития нельзя представить вне категории исторического времени. Для разных социальных и возрастных категорий людей «вписывание» в историческое время происходит по-разному: одни адаптируются к социальным изменениям лучше, другие хуже, поэтому для психологии личности важно учитывать социально-возрастные дифференциации людей. Накопление соответствующих эмпирических данных и теоретических обобщений – необходимое условие для построения теории личности в условиях социальных изменений, с одной стороны, и теории личности во времени жизни и времени истории с другой стороны. Высказанные соображения соответствуют утверждающейся методологии исследования развивающейся личности в изменяющемся обществе.
Первые версии деления человеческой жизни на возрастные этапы дошли до нас из глубоких времен. Так, согласно древнекитайской классификации, первый период жизни – молодость – охватывал интервал от рождения до 20 лет. Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания своих заблуждений – до 50 лет; завершающий период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70 лет. А после наступала старость.
Многие ученые внести большой вклад в создание теорий развития человека: Карл Густав Юнг, Джон Флэвелл, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд, Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин, Борис Германович Ананьев. Одной из самых полных и признанной на сегодняшний день считается возрастная периодизация Эрика Эриксона. Его заслуга состоит в том, что он рассмотрел человеческую жизнь не только до подросткового возраста, он охватил всю человеческую жизнь от рождения до смерти очень тщательно и подробно, показал какие задачи решаются на каждом возрастном этапе жизни.
Актуальность периодизации возрастов человека состоит в том, чтобы помочь людям, занимающимися проблемами здоровья человека и просто ищущему человеку, найти правильное решение жизненных задач, объяснить состояние и поведение человека на каком либо его возрастном этапе, помочь человеку жить полноценной жизнью, видеть и знать особенности поведения других людей и уметь жить с ними в согласии и понимать их.
На каждом историко-культурном этапе меняются методы и способы воспитания, изменяются идеологическая, экономическая и политическая ситуации. Меняются, в связи с этим, и культурно-нравственные ценности человека, критерии оценок его поступков. И для того, чтобы научные знания о человеке не устаревали, были всегда актуальны, необходимо их пополнять новыми научными изысканиями, наблюдениями, исследованиями, экспериментами, проводить сравнительный анализ прошлого, настоящего и, в идеале, уметь прогнозировать будущее.
Исходя из актуальности видно, что проблема состоит в следующем: насколько репрезентативны, валидны, эффективны, жизнеспособны и доступны к применению на практике данные о возрастных периодах, полученные психологами прошлых лет и из разных стран.
Учитывая, что на данный момент наиболее используемой является периодизация Эрика Эриксона, то соответственно, его теория должна отвечать всем критериям научного знания, как: объективность, достоверность, истинность, проверяемость, инвариантность.
Известно, что сложившаяся идеологическая система в России в начале 20 века не разрешала, точнее, запрещала психологам, педагогам и социологам заниматься проблемами развития взрослого человека. Во времена Зигмунда Фрейда морально-нравственные устои также тормозили процесс формирования психологических знаний о человеке. Нужно принимать во внимание, что сложно совместить возрастные периоды человека разных стран и народов, так как на процесс развития, социализации, формирования человека оказывают свое воздействие, как говорилось выше, политическая система, культурный уровень развития нации, менталитет, продолжительность жизни и многое другое.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--