Курсовая работа: Значение крестовых походов в истории средних веков
Ведение.
1. Причины и возникновения крестовых походов.
2. Первый крестовый поход.
3. Образование Иерусалимского государства
4. Духовно – рыцарские ордена и награды.
5. Второй и третий крестовый походы.
6. Четвертый поход. Завоевание Византии крестоносцами.
7. Последние крестовые походы.
Заключение.
Введение
Под именем крестовых походов имеют ввиду длительные военно-колонизационные экспедиции европейских феодалов происходившие с конца XI и до конца XIII в. Внешне экспедиции носили религиозный характер "креста против полумесяца", т.е. христианства против ислама, Целью походов официально считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня, который по верованию христиан находился в Иерусалиме. В действительности это были завоевательные походы, в которых европейские феодалы грабили восточные города, завоевывали целые королевства, приобретали себе новых плательщиков феодальной ренты. Но в крестовых походах кроме феодалов также принимали участие крестьяне и другие классы общества. Постараемся разобраться в конкретных причинах крестоносного движения.
Причины крестовых походов заключаются частью в переменах, происшедших во второй половине XI в. на ближнем Востоке.
На Востоке в XI в. создалась ситуация, весьма благоприятная для нападения на него крестоносцев. Могущественный когда-то Багдадский халифат окончательно распался в 1055 г. Другое крупное восточное государство – Византия при Комнинах также переживала тяжелое время. С севера на Византийскую империю нападали печенеги, вторгавшиеся на Балканский полуостров. С запада Византии угрожали сицилийские норманны. Но особенное опасными были турки – сельджуки, которые захватили большую часть Малой Азии и одно время имели своей столицей город Никею, по соседству с Константинополем. Новый император Византии Алексей Комнин 80-90-х годах XI в. не сколько раз обращался к папе и германскому императору с просьбой о помощи против турок, хотя единая ранее христианская церковь с 1054 года уже окончательно разделилась на две враждующие части – восточную (православную) и западную (католическую), но Алексей Комнин в политических целях готов был даже пойти на воссоединение церквей под главенством папы. Таким образом, две крупнейшие державы Востока – арабский халифат и Византийская империя – не казались крестоносцам сколько-нибудь серьезным препятствием.
Большое значение в крестоносном движении конца XI – начала XII в. имел крестьянский вопрос. В надежде на освобождение от крепостной зависимости, ликвидации долгов и получением земли на Востоке так представляли крестьяне и таким же представлением побуждали десятки тысяч людей подниматься со своих мест и идти в далекие страны, где многих из них ждала верная гибель. Среди крестьян вели пропаганду многочисленные монахи и другие бродячие проповедники, призывавшие крестьян принять участие в походах на Восток как в "божьем деле". Однако, крестьяне хотя и не сразу, разобрались в конце концов в положении дела. Если первые два похода на Восток включали в себя множество крестьян, то уже начиная с третьего похода крестьяне перестали в них участвовать. Все последующие крестовые походы были организованы феодалами.
Весьма активное участие в крестовых походах принимали итальянские города, особенно два из них: Генуя и Венеция. Их флот перевозил крестоносцев на Восток и снабжал продовольствием. Они же участвовали в дележе завоеванных территорий, стараясь в первую очередь захватить в свое владение восточные порты и рынки. Но все же города были не главной движущей силой крестовых походов. Католическая церковь, придавшая крестовым походам на Восток значение "священных войн" естественно стремилась использовать их в своих интересах. К этому времени папство достигло наибольшего могущества. Папство крестовые походы сулили много реальных выгод, во-первых политическое руководство в раздробленной феодальной Европе, сбор громадных пожертвований на долю крестоносного движения, миссионерскую деятельность среди мусульман Востока, которых католическое духовенство мечтало также обратить в католицизм. Вот почему папа УрбанII осенью 1095г. собрал в г. Клермонте, в южной Франции, многолюдный церковный собор на котором он выступил с речью, содержавшей призыв от правиться на Восток на борьбу с неверными. Главными призывами УрбанII были – возвращение христианам "гроба Господне" и освобождение "святой земли" – Палестины. Папа обещал участникам крестового похода отпущение грехов, но также говорил и о богатой добычи, ожидавшей крестоносцев на Востоке. На соборе присутствовали тысячи рыцарей, частью французских, частью из других стран. Этот факт многочисленного собрания феодалов наглядно доказывает, что еще до выступления папы среди рыцарства велась широкая пропаганда и часть его успела уже заинтересоваться планом крестового похода в Палестину и на Восток. Выступление папы должно было лишь организационно и идеологически оформить давно уже начатую экспедицию.
1. Первый крестовый поход
Начало крестовых походов относится к 1096г. Весной 1096г. в поход тронулись крестьянские массы Северной и Восточной Франции, частью Западной Германии. Во главе нафанатизированных крестьян встали монах Петр Амьенский и один малоимущий рыцарь Вальтер, по прозвищу Голяк. Толпы собравшихся крестьян были, естественно плохо организованы. В частности проходя через рейнские города, крестоносцы произвели там погромы (в Кельне, Майнце и др. городах). Грабежи продолжались и далее – в Венгрии и Болгарии, через которые они проходили. Когда толпы крестоносцев прибыли в Константинополь император опасаясь беспорядком и насилий с их стороны поспешил отправить их на малоазиатский берег. Здесь ополченцы вскоре встретились с турецким войском и были в большей своей части перебиты. Таким образом, крестьянский поход на Восток закончился полной неудачей.
Осенью 10 96г. в поход отправились рыцари, главным образом французские и итальянские, частью западногерманские. Этот поход возглавил Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, отправившийся на Восток со своими двумя братьями – Болдуином и Евстафием. Во главе северофранцузских феодалов стояли Роберт, граф Нормандский и Роберт, граф Фландрский, южно-французские феодалы своим вождем имели Тулузского графства Раймунда. Вместе с ним шел также епископ Адмар, один из южно-французских епископов, назначенный папой в качестве представителя церкви. Южно-итальянские феодалы возглавлялись Боэмундом, герцогом Тарентским, которого сопровождал его племянник граф Танкред.
Рыцари также шли на Восток через Константинополь, но разными путями. Некоторые шли той же дорогой, по Рейну-Дунаю, которые проходили крестьянские отряды под руководством Петра Амьенского. Другие отряды шли через серверную Италию и далее по Балканскому полуострову вдоль берега Адриатического моря. Третьи, пройдя через всю Италию потом на судах на Балканский полуостров и отсюда уже к Константинополю. Всего в первом походе участвовал около 30-40 тысяч рыцарей, но при них было много оруженосцев, прислуги, всяких торговцев, оставшиеся в живых крестьяне–крестоносцы первого крестового ополчения также примкнули к рыцарям.
Собравшись в Константинополе окончательно только весной 1097г. феодалы-крестоносцы долгое время упорствовали, отказываясь принести присягу византийскому императору. Им очень не хотелось давать императору обещания передать Византии земли, которые они отвоюют на Востоке у турок. На конец присяга была все же дана, хотя в тайне рыцари и не думали ее выполнять.
Лишь после этого летом 1097г. рыцарское ополчение переправилось в Малую Азию. Здесь в битве при Дорилее крестоносцы разбили турок, после чего они пошли дальше на юго-восток по направлению к Палестине. Дорога к гористой местности при нестерпимой жаре была для них чрезвычайно тяжелой. Многие из участников по дороге умерли. Поход мог бы кончится полной катастрофой, если бы крестоносцам не удалось найти союзников на границе Северной Сирии. Этими союзниками оказались армяне. Так называемая Малая Армения была заинтересована в их помощи, так как её отношения и с Византией и с турками были крайне враждебными. Один из европейских феодалов – Болдуин вскоре стал князем Эдессы, другой армянской колонии, расположенной на границе Сирии и Месопотамии. Захват крестоносцами Эдессы, имел важные стратегические последствия, так как Эдесса с севера прикрывала Сирию и Палестину от нападения турок. Летом 1098 г. крестоносцы захватили столицу Востока – Антиохию, князем которой стал Боэмунд Тарентский. Третьему крупному феодалу – Раймунду Тулузскому досталась область Триполи (к югу от Антиохии), Наконец, летом 1099г. крестоносцы достигли Иерусалима. 15 июня 1099г. Иерусалим был взят ими штурмом. крестоносцы жестоко разграбили город и зверски перебили большую часть его населения не щадя ни мусульман, ни христиан. В итоге своих завоеваний крестоносцы овладели всем восточным побережьем Средиземного моря, т.е. бывшей Финикией, Сирией и Палестиной. В их руках были города Иерусалим, Антиохия, Триполи, Эдесса, Тир, Сидон, Акра. Владения крестоносцев протянулись с севера на юг узкой полоской длиной в 1200 км.
2. Иерусалимское королевство
На захваченной территории крестоносцы образовали свое государство. Это государство получило название Иерусалимского королевства. Королем его сначала был избран Готфрид Бульонский, но окончательно оформилось Иерусалимское королевство при его преемнике Болдуине (1100-1118). Эдесское княжество Болдуин уступил другому феодалу Болдуину Буржскому.
В Иерусалимском королевстве была составлена особая феодальная конституция, регулировавшая отношения младших феодалов к их сеньорам – баронам и самих баронов и князей к королю. Также все земельные владения в Иерусалимском королевстве носили военный характер т.е. феодалами. Таким образом, на Востоке европейцы создали государство, где феодальные отношения выступали в наиболее отчетливой классической форме.
Но новое государство образовавшееся на Востоке, было, однако не прочно. Власть короля была слабой. Рыцари были своевольны и не дисциплинированы. Местное население не ненавидело насильников – франков (так по имени французов на Востоке называли всех западноевропейцев). Рыцари даже и не жили в деревнях среди местного сельского населения, они находились в городах, частью во вновь построенных замках, не ведя никакого хозяйства и лишь получая с крестьян денежную ренту. Значительные земельные владения получило западное католическое духовенство. Иерусалимский патриарх был вторым лицом в королевстве после короля. Большие выгоды в результате завоеваний крестоносцев получили итальянские города. Генуэзцы и венецианцы захватили всю торговлю в Сирии и Палестине, оттеснив на второе место арабов и византийцев. В противоположность феодалам итальянские горожане сами занимались хозяйством на полученных землях. Они разводили здесь плантации наиболее ценных культур: хлопок, сахарный тростник, маслины и т.п., используя в качестве рабочей силы большей частью рабов.
3. Духовно-рыцарские ордены
После окончания первого крестового похода в 1099-1100гг. часть рыцарей вернулась обратно в Европу. В Палестине осталось всего несколько тысяч рыцарей. Тогда в помощь им были созданы духовно-рыцарские ордены. Это были монахи и рыцари в одно и тоже время. У них были особый монашеский устав и особые одновременно духовные и военные начальники – магистры орденов.
Ордены подчинялись непосредственно папе. Поверх рыцарских доспехов "Братья-рыцари" носили особые монашеские плащи – мантии. Но в основном это были настоящие рыцари, проходившие обычное военное обучение, сидевшие прекрасно на коне и искусно владевшие мечом и копьем. Как правило, и по социальному происхождению это были преимущественно выходцы из рыцарских семей. На Востоке были организованы три ордена. Первым организовался в 1119г. французский орден Тамплиеров или Храмовников, потому что его посещение находилось на территории, где когда-то по преданию стоял древний еврейский храм царя Соломона. Вскоре же за образованием ордена Тамплиеров был создан по его образцу и итальянский орден Госпитальеров или Иоаннитов. Первоначально Госпитальеры действительно ставили своей целью обслуживание госпиталей – больниц, в которых лечились паломники. Позднее третий орден, состоявший из немцев был основан в 1190г. и носил название Немецкого или Тевтонского ордена. Он был основан значительно позднее других орденов и пробыл в Палестине не долго. В начале XIII в. Тевтонский орден переехал в Европу, выбрав местом своей деятельности берега нынешней Вислы, куда его пригласили польские феодалы для борьбы местных "язычников" – пруссов. Завоевав Пруссию и изменив в результате этого само название "Тевтонский" на "Прусский" орден превратился в довольно обширное Прибалтийское государство, серьезно угрожавшее в дальнейшем независимости самого Польского королевства.
4. Второй и третий крестовые походы
Однако, несмотря на дополнительную силу в виде духовно-рыцарских орденов положение иерусалимского королевства было очень нестабильным. Наибольшей силы Иерусалимское королевство достигло в 30-40 годах XII в., но уже в 1144г. значительная часть его владений была захвачена турками. Иерусалимский король обратился к папе с просьбой призвать на помощь против турок новых рыцарей из Европы. Ответом на это был второй крестовый поход 1147-1149гг. Второй крестовый поход имел в числе своих участников французского короля ЛюдовикаVII и германского императора КонрадаIII. Но, несмотря на значительные военные силы, двинутые в поход, он закончился полной неудачей. Крестоносцы пытались взять Дамаск, угрожавший Иерусалиму, но это им не удалось. Положение Иерусалимского королевства не улучшилось, и во второй половине XII в. оно еще более ухудшилось. Крестоносцами был утерян и сам город Иерусалим. В 1187г. Иерусалим был взят турками во главе с султаном Саладином, курдом по происхождению. Саладин образовал большое государство с центром в Египте. Он владел всем Египтом, частью Сирии, частью Месопотамии и стремился полностью ликвидировать Иерусалимское королевство.
Против Саладина в Европе был организован новый третий крестовый поход. Третий крестовый поход был широко задуманной экспедицией. В нем участвовали три европейских государя: французский, английский и германский. Германским императором был знаменитый Фридрих I Барбаросса из династии Штауфенов, дол этого ведший много воин в Италии. Но Барбаросса не дошел до Палестины, утонув в 1190г. при переправе через одну горную сирийскую речку. Немецкие отряды, потеряв короля, большей частью вернулись обратно в Европу. Два других короля французский ФилиппII Август и английский РичардI Львиное сердце были давними врагами друг с другом. Действия их в Палестине были мало согласованными так как каждый из них не доверял другому.
Наиболее активным в войне на Востоке показал себя РичардI, который прежде всего сумел захватить большой остров Кипр, после чего английские войска вместе с французскими осадили важную крепость Акру на побережье Средиземного моря. Акра была взята союзниками, но после этого ФилиппII Август покинул Палестину и возвратился во Францию. Ричард оставался в Палестине еще целый год. В битве при Яффе Ричард нанес Саладину серьезное поражение, но Иерусалима ему взять не удалось. Он смог лишь заключить с Саладином договор, в котором европейским паломникам предоставлялся свободный доступ в священные для христиан города – Иерусалим, Вифлеем, Назарет и др.
Наиболее важным результатом третьего походы было упомянутое выше завоевание западноевропейцами острова Кипра. Сюда позднее переехал из Акры иерусалимский король со своим двором. Кипрское королевство оказалось наиболее прочным из всех владений крестоносцев. Оно просуществовало до второй половины XVв., т.е. свыше 250 лет.
5. Четвертый поход. Завоевание Византии
В начале XIIIв. папа ИннокентийIII призвал Европу к новому крестовому походу. Это был четвертый крестовый поход, который длился два года с 1202 по 1204 гг. Четвертый крестовый поход был своеобразным походом, связанным лишь по названию с другими крестовыми походами, но откровенно раскрывшем всю захватническую сущность всего крестоносного движения. До Палестины участники четвертого похода даже не дошли. Крестоносцы на этот раз направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. Особенно большую роль в истории четвертого похода сыграли венецианцы, которые изменили и сам маршрут похода. Феодальные руководители крестоносцев первоначально предполагали идти на Египет, во владения турецко-египетского султана. Венеция торговавшая выгодно с Египтом но заинтересованная в ослаблении Византии, отклонила крестоносцев от их первоначального намерения и толкнула их на завоевание своего соперника и конкурента по торговле – Константинополя. В 1204г. крестоносцы захватили Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова новое государство под названием Латинской империи. Как Иерусалимское королевство это было также типичное феодальное государство. Во главе империи был поставлен северофранцузский феодал Болдуин граф Фландрский. В составе империи имелось несколько крупных вассальных владений: Фессалоникийское королевство, герцогство Афинское, княжество Афейское и др.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--