Лабораторная работа: Дисперсия. Наблюдение спектров

В вакууме световые волны с различной длиной волны распространяются с одинаковой скоростью с = 300 000 км/с . Но в каком-либо веществе (среде) скорость света меньше, чем в вакууме. В результате этого наблюдается явление преломления света при переходе света из одной среды в другую.

Абсолютный показатель преломления среды n показывает во сколько раз скорость света в вакууме больше чем в данной среде .

Кроме того, скорость света в среде зависит от его длины волны v = f ( l ). Это явление называется дисперсией .

Дисперсия приводит к тому, что показатели преломления для света различных длин волн различны. Например, для воды nкр (красныйсвет) = 1,331 , nф (фиолетовый свет)= 1,344 .

Явление дисперсии можно наблюдать с помощью призмы (рис. 1), в которой световые лучи преломляются дважды на передней и задней поверхности призмы. С помощью призмы свет разлагается в спектр .

Вид спектров от различных источников света весьма разнообразен.

Спектры излучения можно разделить на три типа:

· Непрерывные (или сплошные ) спектры дают светящиеся тела, находящиеся в твердом или жидком состоянии, а также плотные газы. В сплошном спектре нет разрывов, что означает присутствие в излучении света всевозможных длин волн. Сплошные спектры дают, например, лампы накаливания.

· Линейчатые спектры дают все вещества в газообразном атомарном (но не молекулярном) состоянии. Такие спектры – это «частокол» цветных линий различной яркости, разделенных темными промежутками. Для наблюдения линейчатых спектров используют свечение газов или паров веществ в пламени или электрической дуге, а так же газовый разряд в трубке, наполненной исследуемым газом или паром при низком давлении.

· Полосатые спектры состоит из отдельных полос, разделенных темными промежутками. Полосы образуются путем наложения большого числа близко расположенных линий. Полосатые спектры создаются не атомами, а молекулами, и наблюдаются в твердых и жидких образцах.

Если пропускать белый свет сквозь холодный газ, жидкость, раствор, прозрачное твердое тело, то на фоне непрерывного спектра источника наблюдаются темные линии или полосы. Такие спектры называются спектрами поглощения (абсорбции).

Спектры несут огромную информацию об их источниках. Изучение спектров позволяет определить температуру излучающего тела, его химический состав, характер движения источника, энергетические характеристики атомов и молекул и т. д.

Монохроматор – это один из видов спектральных приборов, предназначенный для разложения излучения в спектр с целью последующего определения физической природы источника этого излучения. Для этого спектр должен быть «растянут» настолько, чтобы в нем не перекрывались узкие участки (линии) спектра. Количество, положение и относительные интенсивности этих лини строго индивидуальны и характерны для каждого вещества.

В настоящей работе изучается монохроматор УМ2 (универсальный монохроматор, модель 2), предназначенный для спектральных исследований видимого и, частично, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Разложение света здесь осуществляется на основе явления дисперсии. Диспергирующим элементом в нем является стеклянная призма Аббе.

Оптическая схема монохроматора показана на рис. 2. Здесь: 1 - исследуемый источник света; 2 - конденсорная линза, предназначенная для увеличения яркости освещения щели. Ширина входной щели 3 регулируется микрометрическим винтом 4. Объектив 5 формирует параллельный пучок света и направляет его на переднюю грань призмы. Точная настройка (подвижка) этого объектива производится при помощи микрометрического винта 6. Призма Аббе 7 установлена на столике 9, который приводится во вращение барабаном 8. При помощи объектива 10 зрительной трубы изображение входной щели монохроматора формируется вблизи фокальной плоскости окуляра 12. В этой же плоскости помещен визир 11 – острие иглы. Это позволяет при визуальном наблюдении через окуляр одновременно видеть резкие изображения входной щели (вертикальные полоски света) и визира. Когда столик 9, на котором укреплена призма 7, барабаном 8 поворачивается относительно вертикальной оси, спектр также поворачивается, перемещаясь горизонтально, и в поле зрения

окуляра попадают разные участки спектра.

2. Экспериментальная часть

Задание 1. Подготовка монохроматора к работе

1. Осмотрите монохроматор, проверьте соответствие комплекта установки рисунку на планшете, который прилагается к прибору. Прочтите имеющиеся на приборах информационные таблички. Пользуясь рисунком на планшете, уясните назначение узлов и ручек управления монохроматором. Рассмотрите блок питания, ртутную и неоновую лампы.

2. На блоке питания включите тумблер "Сеть". На основании монохроматора расположены тумблеры включения освещения шкал и окулярного визира.

3. В поле зрения окуляра наблюдается окулярный указатель - визир 11, вертикальное острие иглы. Вращая обечайку окуляра, сделайте визир максимально резким. Поворачивая диск со светофильтрами наверху окуляра, можно менять цвет подсветки визира. Следует использовать цвет, ближайший к цвету наблюдаемого участка спектра. Интенсивность подсветки визира подбирается регулятором, расположенным рядом с его выключателем.

4. Изучите шкалу отсчетного барабана. Деления на барабане нанесены в градусных единицах j ° (2 ° /дел). Убедитесь, что при прохождении всего барабана, отсчетный флажок с риской не сходит с направляющей канавки барабана (при вращении барабана флажок желательно придерживать пальцем). Отсчет делений ведется по специальной риске с точкой на флажке.

5. Установите на рельс ртутную лампу вплотную к входной щели монохроматора. Питание лампы осуществляется от специального блока.

Внимание! Ртутная лампа наряду с видимым светом излучает ультрафиолет, вредный для глаз. Во избежание ожогов сетчатки глаза, лампа помещена в непрозрачный футляр с окошком, направленным в сторону щели монохроматора.

6. Раскройте входную щель на достаточно большую ширину (ручка микрометрического винта 4). Рукоятку затвора поставьте в положение "Откр.".

7. Приблизив глаз к окуляру монохроматора, вращением барабана 8 пройдите вначале весь спектр в любом направлении. В поле зрения должны наблюдаться вертикальные полосы от красного до фиолетового цветов.

8. Вращая барабан 8, найдите в спектре и установите в поле зрения окуляра яркую двойную желтую линию. Постепенно уменьшая ширину щели и пользуясь ручкой фокусировки 6, добейтесь, чтобы линии стали максимально контрастными – тонкими и яркими. «Желтый дублет» ртути должен четко различаться.

9. При просмотре всего спектра ртути по краям барабана должен оставаться некоторый запас делений.

Задание 2. Градуировка монохроматора

Цель: Градуировка любого измерительного прибора - это установление однозначного соответствия между значениями наблюдаемой физической величины и показаниями прибора. В частности, при градуировке монохроматора, необходимо установить зависимость между длинами волн линий, наблюдаемых в хорошо изученных (эталонных) спектрах и показаниями барабана 8: l = f( j ) . Эта зависимость должна быть отображена в виде градуировочного графика. В дальнейшем градировочный график может быть использован для определения длин волн в неизвестных спектрах.

Градуировкавыполняется по линейчатым спектрам газов, длины волн спектральных линий которых уже известны. В настоящей работе монохроматор градуируется по спектрам паров ртути и инертного газа неона.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 526
Бесплатно скачать Лабораторная работа: Дисперсия. Наблюдение спектров