Лабораторная работа: Исследование имиджа Макарьевского монастыря
Краткое описание объекта исследования.
Макарьевский монастырь находится на территории Нижегородской области (населённый пункт Макарий, Лысковский район). Монастырь – действующий, женский. Объект исследования представляет собой духовную, историческую, эстетическую ценность.
Обоснование выбора данного объекта исследования.
Для своей практической работы я выбрала Макарьевский монастырь по следующим причинам:
1. В течение последних лет образ (имидж) монастыря активно развивается в СМИ.
Информацию о нём я встречала в местных и центральных новостях (репортажи о реставрации и о праздновании дня Макария, а значит и дня самого монастыря), в газетах различного уровня (небольшие заметки о дне Макария, более значительные статьи об истории монастыря).
2. Макарьевский монастырь знаком мне по личному опыту.
Я была там дважды – в 2004 и 2005 годах – оба раза в день Макария 7 августа.
Историческая справка.
Макарьевский монастырь возник в 16 веке на левом берегу Волги в 88 км ниже Нижнего Новгорода.
Основателем монастыря считается Макарий (1482 - 31. 12. 1563), церковный и политический деятель, архиепископ новгородский с 1526, митрополит московский и всея Руси с 1542. Убеждённый сторонник усиления самодержавной власти, представитель иосифлян, отстаивал позиции сильной воинствующей церкви.
Под влиянием Макария Иван IV в 1547 принял царский титул.
Макарий предпринял канонизацию пантеона русских «святых» с целью унификации местных культов.
Макарий способствовал открытию первой русской типографии.
В советское время название монастыря упоминается в исторической литературе в связи с Макарьевской ярмаркой - одной из крупнейших ярмарок в России.
Торг на Макарьевской ярмарке производился ежегодно в июле. Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральных районов государства, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья, Средней Азии, Ирана, Индии. С 20-х годов 17 века Макарьевская ярмарка способствовала складыванию всероссийского рынка. На ярмарке сбывались пушнина, ткани, рыба, изделия из металла, зерно. В конце 17 века привоз товаров достиг 80 тыс. рублей, к концу 18 века — 30 млн. рублей. В 1816 пожар истребил основные ярмарочные строения. С 1817 торг перенесён под Нижний Новгород, где была учреждена Нижегородская ярмарка.
2. Целевая группа.
Я считаю, что Макарьевский монастырь (ММ) может быть интересен следующим группам:
- верующие (посещают монастырь как паломники);
- туристы;
- историки;
- церковные деятели.
Для каждой из вышеуказанных групп образ монастыря будет складываться из различных составляющих. Конечно, в образе монастыря для разных целевых групп будут и общие черты, однако даже это общее будет иметь различное значение. Например, расположение монастыря в живописном месте для верующего будет символизировать благодать Божью, а для туриста – красоту природы.
В данной работе я рассмотрю имидж Макарьевского монастыря применительно к целевой группе туристы.
3. Методы исследования
- наблюдение.
Говорить об использовании данного метода можно лишь с определённым уточнением: оценка данных наблюдения производилась отсрочено во времени.
- интервью (см. Приложение).
Критерии отбора интервьюируемых:
- не относят себя к глубоко верующим людям (цель: исключить влияние имиджа Макарьевского монастыря как церковной святыни);
- в список увлечений входит путешествие по разным городам, посещение музеев и выставок.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--