Лабораторная работа: Исследование шумозаглушающих свойств различных материалов
Министерство образования РФ
Псковский государственный политехнический институт
Кафедра "Инженерной защиты окружающей среды"
ОТЧЕТ
к лабораторной работе № 2
по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
ИССЛЕДОВАНИЕ ШУМОЗАГЛУШАЮЩИХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Студент: Пушкарева О.С.
Группа: 515-131
Преподаватель: Кильчевский С.А.
г. Псков 2009 г.
Цель работы: научиться оценивать эффективность шумозаглушающих характеристик различных материалов.
Теоретическая часть
Шумом принято называть совокупность звуков, различных по силе и частоте, возникающих в результате колебательного процесса.
Источниками сильных звуковых шумов являются преимущественно различные двигатели и механизмы. При работе механизмов, кроме основной частоты колебаний, равной числу оборотов двигателя в секунду, возникают колебания отдельных деталей. При этом каждая деталь колеблется с определенной частотой. Механическая энергия преобразуется в звуковую.
Кроме упомянутых шумов, которые принято называть механическими, при работе вентиляторов имеют место аэродинамические шумы, возникающие, например, в результате обтекания воздухом элементов вентилятора, и гидравлические - при движении жидкости по трубам.
По изменению во времени различают стабильные и прерывистые шумы. Особенно неблагоприятное воздействие на организм человека оказывают высокочастотные шумы.
Действуя на центральную нервную систему, шум оказывает влияние на деятельность всего организма человека: понижается световая чувствительность глаз до 20%, повышается кровяное давление, ухудшается деятельность дыхания и кровообращения.
Шум ослабляет внимание и затормаживает психические реакции, что может привести к несчастному случаю и к снижению производительности труда. Установлено, что при снижении шума на 20 дБ производительность труда возрастает на 5%, потери рабочего времени снижаются на 12% и брак продукции уменьшается на одну треть.
Шум от источника возникновения может распространяться непосредственно по воздуху, проникать через преграды, а также передаваться по строительным конструкциям.
В зависимости от пути распространения шума выбирается способ борьбы с ним. В помещениях для ослабления распространяющегося по воздуху шума применяют звукопоглощающие материалы, уменьшающие шум за счет поглощения звуковой энергии, 1 либо звукоизолирующие устройства, отделяющие источник шума от окружающей среды. При встрече с преградой звуковая энергия частично поглощается, в какой-то мере отражается и частично проникает через преграду.
Соответственно с этим акустические свойства изолирующих материалов характеризуются коэффициентами звукопоглощения, звукоотражения и звукопроводности. Коэффициент звукопоглощения равен отношению количества поглощенной энергии звука Эпога к падающей энергии звука Э и выражается формулой α = Эпога / Э. Шумопоглощающее свойство материала тем выше, чем больше значение коэффициента звукопоглощения. Коэффициент звукопоглощения для одного и того же материала зависит от частоты.
Наиболее высоким коэффициентом звукопоглощения (0.2-0.8) обладают пористые и волокнистые материалы (войлок, вата), а наименьшим - плотные (кирпич, бетон, дерево). Например, для кирпичной оштукатуренной стены коэффициент звукопоглощения для средних частот составляет 0.01-0.03.
Звукопоглощающие материалы применяются как в виде матов или плит для облицовки и выстилания стен, потолка и пола внутри помещения, например, акустическая штукатурка, технический войлок, минераловатные плиты, так и в виде объемных (штучных) поглотителей различной конфигурации (кубов, конусов), подвешиваемых непосредственно над источником образования шума.
В настоящее время промышленным способом изготавливаются специальные звукопоглощающие конструкции из пористых с перфорированной поверхностью материалов, обладающих высоким коэффициентом звукопоглощения. Применение звукопоглощающих облицовок наиболее эффективно в следующих случаях: если уровень громкости шума в цехе по мере удаления от источника возникновения не снижается или снижается очень незначительно.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--