Лабораторная работа: Технология вышивки гладью

Проблема

Приближается лето. Все, конечно же, будут показывать, и хвастаться новыми красивыми вещами. Мне тоже хочется выглядеть интересно.

Осознание проблемной области

Сумочка – одна из главных вещей современной девочки. Производители копируют идеи друг друга и в итоге все девочки ходят с одинаковыми сумками. Мне нужна сумочка, непохожая на других.

Выявление конкретной потребности

Летом погода на улице жаркая, солнце светит ослепительными лучами. У каждой девочки есть маленькие мелочи, которые она носит с собой постоянно. Иногда их бывает довольно много. А чтобы они все уместились для них нужно найти подходящее место. Это место – сумочки. Это значит что и мне нужна удобная сумочка.

Определение конкретной задачи и её формулировка

Мне нужна неповторимая, элегантная сумочка. Я решила вышить гладью сумку красного цвета.

Выявление основных параметров и ограничений

1) Время: времени для выполнения изделия у меня достаточно.

2) Материалы: выбирая изделие надо учитывать наличие материалов, я выберу изделие, чтобы оно удовлетворяло данному требованию.

3) Изделие должно быть достаточно сложным, красивым, нужным.

4) Я должна сделать что-то, как итоговую работу за год, т.е. показать все свои умения и знания.

Выявление традиций, историй, тенденций

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьём. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках. Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и сёдла. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н.э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением 3 века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году. Между замечательными вышивками Франции особенно известна, хранящаяся в музее, большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. Крестцовые походы способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время. Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством.

Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинте. В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. В вышивке появляются растительные орнаменты – ритмическое чередование элементов или группы элементов. Особенно широко орнаменты используются для украшения одежды, белья, скатертей, салфеток и т.п.

В России в старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Особенно нарядными были женские праздничные одежды. Они щедро украшались золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями, бисером, стеклами и зеркальцами. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь. Крестьянский дом украшали вышитыми скатертями, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. В праздничные дни развешивали вдоль стен полотенца – «убрусы», так же их вешали на окна и божницу. Домашняя вышивка в русской деревне была всецело женским делом. С 8–9 лет крестьянские девочки под руководством своих матерей начинали постигать это рукоделие. Они с детства уже готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на «народное искусство» и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. Европеизация дворянского быта повлияла и на вышивку. Появились новые виды техники вышивки: бисером, стеклярусом, синелью, теневой гладью. Дворянский костюм особенно богато украшали золотом и серебром, драгоценными камнями, изящной белой гладью, бисером, стеклярусом. В дворянском быту вышивка тоже играла огромную роль, ее использовали для оформления интерьера – вышивали ковры, обивки мебели, панно, портьеры, постельные принадлежности. Часто вышивку употребляли для украшения небольших бытовых предметов и дополнений к костюмам – сумочек, накидок, бумажников, письменных и туалетных принадлежностей.

Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу. Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов. Каждая вышивка имеет свое название. Оно произошло от места возникновения вышивки или от техники ее исполнения. Например, в районах Горьковской области шьют «горьковский гипюр», в поселке Крестцы Новгородской области выполняют «крестецкую строчку», в городе Александрове шьют «Александровскую цветную гладь», в Рязани – «рязанскую вышивку», а в поселке Тарусе выполняют вышивку, которая называется «цветная перевить». Название происходит от основного приема выполнения – перевития цветными нитками. Цветная перевить – особый трудоемкий вид шитья по сетке, выполняемый цветными нитями. Вышивка цветной перевитью распространена в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Тверской областях. В XIX веке, создавая вышивку, еще помнили значение орнамента. Орнамент (читай: язык народной вышивки) – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити. «Писать» в древности означало «украшать» и «изображать». В языке народной вышивки, кроме орнамента, главная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал «светить», «сиять», «блестеть». Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом (например, красный угол). В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце. В цветной перевитьи главные цвета красный и белый с дополнениями желтого, зеленого, синего. В настоящее время русская народная вышивка утратила смысловое и обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

Сегодня в цветной перевитьи используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Встречается в женской одежде. В сочетании с цветной перевитью применяют счетные швы – роспись, набор, гладь, крестик. Они придают вышивке нарядность. Характерная особенность цветной перевитьи состоит в том, что она выполняется по выдернутой сетке. Чаще по мелкой, то есть количество выдернутых нитей меньше количества оставленных. Перед тем, как начинать выдерг ниток из ткани, нужно произвести расчет количества клеток и определить размер клетки. Затем по размеру данного рисунка на ткани намечают границы вышивки. Для этого подрезают по одной нити с 4-х сторон. В зависимости от рисунка получается квадрат или прямоугольник. Еще одна операция – расчет нити материала на размер клетки. Берем по рисунку несколько клеток, измеряем их и наносим этот отрезок на ткань. Считаем нити и делим их на клетки. По образовавшейся линии прошиваем «вперед иголкой», считая захватываемые иглой нити ткани. Например, три нити поднимают на иголку и четыре нити пропускают. Если в одном направлении нити ткани тоньше, чем в другом, то, чтобы получить квадратные клетки, тонких нитей выдергивают на одну-две нитки больше. После того, как сделан расчет клеток, нитки подрезают и выдергивают в двух направлениях, – получается сетка. Для мелкой сетки выдергивают от трех до пяти ниток и оставляют на промежутке на одну-две нитки меньше выдернутых. Клетки около края сетки вытаскивают на одну нитку меньше, так как гладьевой валик оттягивает немного край. Сетка после продержки не обвивается, а сначала заполняется узором цветной или белой нитью. Заполнение не обвитой сетки называется стланью. Выполняется этот сквозной шов приемом штопки по не перевитой сетке путем переплетения толстых ниток, настилаемых по клеткам сетки в вертикальном и горизонтальном направлениях. Отличается от прямой штопки плотной единой фактурой узора. Существует во множестве вариантов. Преобладает белая, одноцветная, плотная и более легкая «сетчатая» стлань без контура. Встречается стлань с контуром белым, красным, красно-коричневым, цветным и дробным многоцветным. В некоторых местах стлань целиком выполняется цветными нитками: желтыми и оранжевыми с многоцветным перевивом сетки шерстяными нитками, иногда с яркими цветными разделками, очень редко с единым красным фоном. После заполнения рисунка стланью оставшаяся сетка густо перевивается цветной ниткой. Сетка обвивается по диагонали. В переходах от одного столбика к другому в местах пересечений нитей ткани делаем стежки, образующие крестик. Необходимо следить, чтобы верхний полукрест лежал в одном направлении. Квадратики пересечения могут быть и открытыми, что характерно для Тверской области. Нитки для обвивки сетки подбираются в соответствии с толщиной материала. Тонкий материал-сетка обвивается тонкими нитками (один-два раза в одну нитку мулине или одну катушечную нитку №80).На толстых тканях сетка делается крупнее и обвивается два-три раза толстой ниткой (две нитки мулине или х/б нитью №40) или шерстяной нитью. Обвивка сетки производится так: рабочая нить обвивает то вертикальный, то горизонтальный столбик и так двигается по диагонали от одного края сетки к другому. Дойдя до края, рабочую нить выкалываем напротив столбика за две нити материала, чтобы крой не осыпался. Двигаясь вверх и вниз, рабочая нитка обовьет всю сетку. Обвив сетки можно производить рядами по вертикали или горизонтали. Такой обвив используется при выполнении Аланецкого и Вологодского шитья. После того, как рисунок и обвив сетки закончен, производится обметка края. Крой цветной перевитьи отделывается гладьевым валиком или петельным швом. Гладьевым валиком обметывается ровный край квадрата или прямоугольника. Чтобы валик был выпуклым и края изделия более прочными, нужно проложить подкладную нить из пяти-шести ниток мулине. Стежки валика прокладываются ровные и очень плотные. Нить обвива прокалывается между нитями материала, затем в нитку материала, потом опять между нитками ткани. Таким образом, она плотно укладывается одна к другой. Обвивка края обязательно производится снизу вверх. Неровный или зубчатый край сетки обвивается петельным швом с использованием подкладочной нити. Нитку вкалывают сверху вниз, а выкалывают в петлю. Ширина гладьевого валика должна быть не более 3 мм, а петельный шов 4…5 мм. При выполнении цветной перевитьи чаще всего ошибки встречаются при расчете ниток продержки. Выдергивают лишние нити, прорезают материал и ошибаются в заполнении рисунка. При обвивке края делают широкий валик или наоборот – очень узкий, и край осыпается. Поэтому при выполнении цветной перевитьи требуется внимательность и аккуратность. Подбирать ткань следует с четким переплетением нитей и крупным рисунком. Город Торжок Тверской области издавна славится вышивками золотными нитями. Эту вышивку и сейчас называют «золотным шитьем». Золотное шитье занимает видное место в прикладном искусстве на Руси. Торжокские мастерицы вышивают золотом и серебром, а также на коже: рукавицы, сапоги, подушки, кошельки, кисеты. Выполняли мастерицы и заказы царского двора на вышивки для коронационных одежд. Золотным шитьем называют вышивку металлической нитью – золотой или серебряной. Вначале это было волоченное золото или серебро – тоненькая металлическая проволочка. Позднее вместо волоченных ниток стали использоваться пряденые нити (металлическая нить, накрученная на шелковую или льняную). Золотное шитье выполняют по настилу. Чаще такой настил составляют нити или картон, реже – берест, вата, бумага или кожа. Делается это для того, чтобы придать шитью рельефность, выпуклость. Швы, применяемые в золотном шитье, очень разнообразны. Например, наиболее типичными для Торжка являются литой или кованый шов, бабий, корзиночка, шов гусем, прикреп, волнистый, шов по веревочке. Кроме этих швов применяются мягкие швы из различных сеток, решеток. Украшается золотное шитье блестками, канителью, битью, бисером. Выполняется золотное шитье обязательно на пяльцах с помощью витейки, на которую накручивается металлическая нить, и шильца для прокалывания настила. Металлическая нить в шитье идет только по лицевой стороне изделия, с изнаночной стороны шитья проходит хлопчатобумажная нить. Близко лежащие параллельные стежки создают гладкую блестящую поверхность. Металлическую нить нужно прикреплять таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей. Богатство золотного шитья сделало его основным в церковном обиходе. Золотное шитье часто украшается жемчугом, перламутром, стеклярусом, бисером. Все эти материалы применялись для отделки одежд, головных уборов и предметов церковного обихода. Шитье жемчугом и перламутром выполняется по настилу из льняных или хлопчатобумажных ниток, которые называются «белью». Жемчуг и перламутр нанизывают на длинную нить, затем накручивают на витейку. Нитку накладывают на бель и иголкой с ниткой прикрепляют каждую бусинку. Такой способ в старину назывался «саженье». Этим шитьем создавали венцы, коруны, оклады, ряды и иконы. Вышивка стеклярусом выполняется так же, как и жемчугом – «саженьем», только без настила. Чаще всего такую вышивку использовали для оформления дворцовых интерьеров панно, потолков, стен и для отделки одежды. Вышивку сочетают и с гладью, которая выполняется цветными шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитями. Гладь может быть односторонней и двухсторонней. Эта вышивка требует предварительно нанесенного контура рисунка на ткань. Шьется она стежками, близко расположенными друг к другу. Гладьевая вышивка очень разнообразна: белая гладь, тональная, цветная, художественная. Она может шиться по настилу и без настила, может быть легкой, изящной и плотной, тяжелой. Это зависит от того, на каком изделии она применялась, и от местности, так как в каждой губернии вышивка имеет свои характерные черты, опирающиеся на местные художественные традиции.

Сумки, как любые предметы дизайна, рассказывают нам не только об уровне технического прогресса, но и об образе жизни и психологии различных социальных групп. По мнению психологов, о характере женщины может рассказать её сумка. Маленькая, туго набитая сумочка в соседстве с пластиковым пакетом говорит о слабом воображении хозяйки. Большие сумки носят дамы, склонные к пессимизму. Яркие сумочки предпочитают легкомысленные, но наделанные фантазией женщины. Старая, изношенная, грязная или разорванная сумка в руках элегантной дамы – признак полного отсутствия логики или наличия множества проблем при внешнем благополучии. Появление сумки связано с необходимостью носить с собой различные мелкие предметы, которые не должны связывать руки.

У африканских народов сумкам придавалось магическое значение.

В Европе сумками начинают пользоваться с 11 века, В то время они представляли собой маленькие сумки – кошельки, прикреплённые к поясу, в которые знатные дамы и кавалеры клали разменные монеты для раздачи милостыни.

Сумки – кисеты для табака были принадлежностью мужского костюма. В зависимости от ранга и имущественного состояния их владельца эти сумки делали из простого полотна, мягкой козьей кожи, замши, сукна, парчи, богато украшали вышивкой, жемчугом, разноцветными бусами и т.д.

В 13 веке наряду с подвесными сумками появляются и ручные, в основном плоские, квадратные или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура, которые служили футляром для молитвенников. Сумки расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали маленькими бубенчиками и кистями.

До 15 века роль сумки в костюме меняется. Начинают различать мужские и женские сумки. Сумка становится предметом, популярным во всех слоях общества. Женщины носили сумки в виде мягких кошельков, расшитых шёлком, подвешенные на длинном шнуре или цепочке к поясу.

Мужские Сумки изготовляли из грубой кожи, их крепили к поясу кожаными петлями, сзади на сумке имелась петля, в которую вставляли кинжал.

В начале 16 века появились сумочки с рамочными замками, конструкции которых сохранились до наших дней.

В 17 веке маркизой де Помпадур была изобретена дамская сумочка под названием «ридикюль». Это была мягкая сумочка из бархата и кружева, богато украшенная. Её носили в руках, прикрепляли к поясу, вешали на шею.

Ридикюль был моден вплоть до 19 века.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 243
Бесплатно скачать Лабораторная работа: Технология вышивки гладью