Лабораторная работа: Возрастная физиология и школьная гигиена
План
I. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе
1. Режим школы
2. Анализ расписания уроков
3. Выводы
II. Оценка состояния здоровья детей одного класса
1. Анализ данных медицинских осмотров, зафиксированных в карточках
2. Выяснение учета состояния здоровья детей в учебном процессе
3. Выводы
III. Гигиеническая оценка урока
1. Один из уроков анализируемого класса
2. Провести наблюдение за учащимся во время урока
3. Выводы
Литература
I. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе
Практическая работа по исследованию данной проблемы проводилась в СШ № 14 г. Пинска Брестской области.
1. Режим школы
а) сменность (чередование классов по сменам)
Для начала хотелось бы отметить, что, согласно исследованиям Н. И. Красногорского, кора больших полушарий головного мозга у детей оптимально возбуждена утром, и такой уровень сохраняется до полудня. Поэтому обучение детей предпочтительно в первую смену.
Исходя из этого было установлено, что 1, 2, 5 и выпускные классы СШ № 14 как наиболее сложные в смысле адаптации и учебы в соответствии с гигиеническими нормативами и приказом министра образования учатся в первую смену. Остальные классы учатся во вторую смену.
б) расписание звонков
Обучение в школе начинается с 8 часов, продолжительность урока в средних классах не превышает 45 минут. В графике предусмотрены две большие перемены: (10 – 10 – 20 – 20 – 10).
в) организация перемены в школе:
- место проведения
Отдых школьников во время перемен между уроками организуют в основном в рекреационных помещениях школы. Рекреации коридорного и зального типа имеют хорошую вентиляцию, сквозное проветривание, естественное и искусственное освещение. Сохранена гигиеническая норма площади рекреационных помещений – до 0,6 м.кв. на одного ученика. При одностороннем расположении кабинетов ширина рекреационного коридора – 2,8 м, что также соответствует норме.
- продолжительность
Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен – это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена продолжается не менее 10 минут (это минимальное время, необходимое для снятия утомления и восстановления работоспособности). В графике предусмотрены две большие перемены: (10 – 10 – 20 – 20 – 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Ученики выходят из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке.
- использование земельного участка
Зона отдыха и площадки, предназначенные для подвижных игр, рассчитаны на 100% учащихся каждой возрастной группы. Зона засеяна трудновытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, мятлика лугового и т.д.). Оборудование и отдельные сооружения изготовлены из материалов, разрешенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Конструкции не содержат острых и травматически опасных выступов; все сооружения надежно закреплены, цементированы. Учитель не ограничивает двигательную активность детей, организовывает подвижные игры.
- организация питания
Организация питания в школе – одна из трудных задач как для учителей, так и для администрации. В школьной столовой питаются далеко не все учащиеся, многие пользуются буфетом. Классные руководители эффективно огранизовывают работу по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта: следят, чтобы дети съедали завтраки и обеды, разъясняют на родительских собраниях важность питания детей после третьего урока для профилактики гастритов, налажена санитарно-просветительская работа среди учащихся путем выпуска санбюллетеней.
Питание учащихся осуществляется в помещении школьной столовой. Обязательным является обеденный зал (от 0,65 до 0,85 кв.м. на одно место). Перед входом в столовую оборудовано помещение для мытья рук (по нормативам положен один умывальный агрегат на 20 мест в столовой).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--