Научная работа: Человеческое измерение экологических проблем

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра философии

Научная работана тему:

"Человеческое измерение экологических проблем"

Минск 2008


Содержание термина "устойчивое развитие", введенного в политический оборот докладом комиссии Гру Харлем Брундтланд "Наше общее будущее" в 1987 году, по существу, отражает признание того факта, что развитие нынешнее никакого "устойчивого", то есть предсказуемо благополучного, будущего не обещает. И что необходимы коренные изменения в способе существования человеческой цивилизации на планете Земля, чтобы прогресс, то есть улучшение качества жизни землян, был возможен.

Эксперты всемирно известного Римского клуба, того самого, который ввел понятие "пределы роста", характеризуют нынешнюю ситуацию как кризис цивилизации, одним из слагаемых которого является экологический кризис. И для того, чтобы понять, какое же развитие может быть устойчивым, придется начать со схематического описания хотя бы части кризисов, от преодоления которых зависит дальнейшая судьба человечества.

Наиболее полно описанный и наиболее известный - экологический кризис, суть которого сводится к тому, что сегодня человечество сбрасывает в биосферу больше отходов, чем она способна переварить до безопасного состояния, а черпает из биосферы больше, чем она способна произвести, то есть ведет себя как обыкновеннейший вид всеядных животных в экосистеме.

Накопление в среде отходов жизнедеятельности, отравляющих эту среду, не чудо, а нормальный механизм смены сообществ, называемой сукцессией. Наиболее нагляден он на примере зарастания замкнутых водоемов, которые постепенно, вследствие недоразложения биомассы, произведенной водной растительностью, превращаются в болота. Болота, где также ежегодно часть произведенной биомассы накапливается в форме торфа, превращаются в лесные сообщества и т.д. Существенно то, что каждый раз формируется новая "окружающая среда", непригодная для жизни тех, чьи отходы недоразложились: озерные водоросли не живут в болотах, не живут в болотах и рыбы... Те, кто не может уйти, гибнут, кто может уйти - уходят. Их место занимают те, для кого "новая" среда - самое подходящее место для жизни.

Известна по крайней мере одна такая глобальная сукцессионная смена экосистем, связанная с появлением "зеленых", то есть фотосинтезирующих организмов. Веществом, которым они отравили родительскую биосферу, был кислород. Есть предположения, что и динозавры исчезли вследствие глобального дисбаланса между процессами продукции и деструкции выделяемых ими углеводородов, прежде всего метана, приведшего к глобальному загрязнению радионуклидами. Люди совершают тот же самый процесс, который, если не будет обращен вспять, скорее рано, чем поздно приведет к глобальному катаклизму. Как видно из предыдущих примеров, с биосферой плохого ничего не случится. Может быть, она даже станет краше и гармоничнее. А вот от "виновников" останутся одни окаменелости.

Реакции экосистем на сверхмерное потребление видом своих ресурсов также хорошо изучены и описаны в учебниках и выражаются либо в резких колебаниях численности вида-потребителя ("волны жизни"), либо в миграции части особей в поисках свободных угодий, либо в приобретении видом способности использовать другие, еще не истощенные, ресурсы (освоение новой экологической ниши). Беда человечества в том, что мигрировать ему некуда, так как соседние планеты для жизни непригодны, а в эфирных поселениях Циолковского много (в обозримом будущем) не разместишь. В то время как дефицит продуктов питания налицо уже сегодня. Значит, выбор - либо смириться с сокращением численности в результате голода, болезней и войн, либо искать качественно новую экологическую нишу, пригодную для освоения. Примерно 10-15 тысяч лет тому назад, в эпоху неолита, человечество пережило глобальную катастрофу "пределов роста". Изобретение оружия и иных технических устройств эффективной охоты привело к тому, что люди глобально подорвали запасы крупного зверя. И за короткий промежуток времени популяция людей, судя по археологическим данным, сократилась примерно в 10 раз. Однако изобретение скотоводства и земледелия, то есть выход в другую экологическую нишу, переход на использование совершенно других источников благосостояния, обусловило в последующие века тысячекратный рост числа людей на планете, который продолжается и поныне.

Аналогичное развитие событий не исключается и для нас, для сегодняшнего человечества, хотя новая технологическая ниша еще даже не угадывается, а время поджимает. Вопрос в цене, которую человечество за это должно будет заплатить. Фундаментальное отличие нынешнего кризиса от неолитического в том, что тогда, в принципе, каждая семья как хозяйственная единица умела и могла обеспечить себя всем необходимым. И проблема была в количестве ресурсов. Сегодня семьи, способные к самообеспечению, можно найти преимущественно в так называемых развивающихся странах. Трагедию жителей развитых стран спрогнозировать нетрудно - представьте себе, что с сегодняшнего дня в вашем городе навсегда отключили электричество... Кто будет жить в нем хотя бы через пять лет? А если это случится с областью или со всей страной?

Наиболее технически продвинутые общества - совершенно очевидно - оказываются наиболее уязвимыми перед любыми потрясениями. То есть выход в другую экологическую нишу не предотвратил на веки вечные новую глобальную катастрофу, а лишь отодвинул ее в точном соответствии с законами теории эволюции и здравого смысла: рано или поздно, но и новые ресурсы оказываются исчерпанными. Судя по всему, древние мудрецы сумели сделать этот вывод из уроков неолитического кризиса и даже попытались предупредить потомков почти прямым текстом в Священных писаниях разных религий и народов. В наиболее близких нам культурно христианских текстах прошлая и будущая катастрофы описаны как "всемирный потоп" в Ветхом Завете и Апокалипсис Иоанна Богослова в Новом Завете. Суть и того и другого одна - неправедно жившие были почти поголовно уничтожены и, ежели не одумаются, будут почти поголовно уничтожены опять. Принципы праведной жизни, способной спасти от неизбежного, практически одинаковы во всех религиях и сводятся к самоограничению в потреблении материальных благ в сочетании с неограниченным духовным или интеллектуальным прогрессом. Это и есть тот способ выхода из кризиса "пределов роста", который доступен только человеку как существу разумному. Все прочие виды обитателей планеты (может быть, за исключением общественных насекомых) к самоограничению не способны. Этот способ преодоления использовали жители полярных тундр и амазонской сельвы, аборигены австралийских пустынь и племена индейцев Северной Америки. С глубокой древности до наших дней они устойчиво - в истинном смысле этого слова - существовали в гармонии с природой, ограничив себя строжайшими правилами природопользования и внешне скромным бытом. А вот богатство и глубину их знаний мы только-только (спускаясь носом вниз с вершин своего мнимого превосходства) начинаем постигать.

Безграничный космос познания и есть то пространство, или экологическая ниша, куда сейчас только и может "мигрировать" человечество, физически запертое на своей планете. Это и есть наш единственный шанс - использовать свое эволюционное новоприобретение и преимущество - способность сознательного, волевого ограничения материального потребления - для безграничного овладения информацией. Наверное, эта "миграция" позже позволит познать и Космос физический. Однако то, что много тысяч лет назад удалось совершить крохотным племенам, чудовищно трудно повторить шестимиллиардному человечеству в силу его гигантской разнородности и инерционности. Трудно, но возможно, поскольку, смею утверждать, для построения новой цивилизации мы уже располагаем всеми необходимыми инструментами.

Во-первых, мы обладаем знанием об опасностях. Современная наука уже предупредила нас и вполне способна очертить те границы, те пределы, за которые человечеству нельзя переступать ни при каких обстоятельствах. А если точнее, те пределы, в которые человечеству надо поскорее вернуться, чтобы избежать хотя бы очевидных катастроф.

Во-вторых, мы обладаем почти полным набором технологий, необходимых для такого возвращения без потери качества жизни. Лозунгом "назад в пещеры" пользуются либо по невежеству, либо исходя из желания опорочить экологическое движение в глазах потребителя. Поскольку "пещерные" технологии, как сравнительно неэффективные, даже "пещерный" уровень жизни 6 миллиардам двуногих не сулят, никакой разумный человек к такому возврату призывать не станет.

В-третьих, мы обладаем средствами донести необходимые знания почти до каждого жителя планеты и склонить его к тем или иным действиям, даже не очень понятным. Сколь эффективны эти средства, видно на примере рекламы. И возникает законный вопрос: а что же мешает безотлагательно задействовать эти инструменты?

Чтобы ответить на него, необходимо понять, что в кризисе не только взаимоотношения человечества с окружающей средой, но и взаимоотношения внутри самого человечества. Что исчерпаны или близки к исчерпанию не только возможности биосферы нас терпеть, но и наши собственные возможности управлять человечеством по-старому, по сути, опять же по - скотски. Действия любых объединений людей - от трудового коллектива или семьи до нации и государства по большому счету определяются властными, административными ограничениями, исходящими от вышестоящих инстанций, и стимулами, задаваемыми установленными правилами экономической игры. В течение всей своей истории человечество, с одной стороны, выстраивало все более и более высокие административные пирамиды, до тех пор пока не создало органы глобального администрирования ООН, Всемирный Банк, Международный валютный фонд и тому подобное, а также транснациональные корпорации, развивая иерархическую структуру стада обезьян до максимально возможной степени сложности.

С другой стороны, и вся человеческая экономика построена на тех же принципах, что и экономика обезьяньего стада:

на предположении о неисчерпаемости (а следовательно, бесплатности) природных ресурсов;

на перераспределении внутри стада или общества результатов живого труда (грабят или облагают налогами в наибольшей степени тех, кто лучше работает).

На простейших примерах нетрудно увидеть, что эти приспособления Человека разумного, не столь давно эффективные, на нынешнем этапе заводят нас в тупик в точном соответствии с законами природы. На языке диалектики это описывается законом отрицания отрицания.

В самых общих чертах цель моей работы - показать, по каким закономерностям природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека; утвердить окружающих в мысли, что среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами и продуктами их жизнедеятельности, что сбережение этой среды возможно только при непременном условии сохранения всего разнообразия жизни. Из этого следует, что любые попытки человека и человечества решить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современными техническими средствами, однозначна несостоятельны.

Общество и природа - единое целое, но это единство противоречивое. Как заметил В. Гёте, природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Чтобы существовать и развиваться, общество должно сначала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учеными всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была поставлена на научную основу во второй половине XIX в.

Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека; создав теорию естественного отбора; Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека.

В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 159
Бесплатно скачать Научная работа: Человеческое измерение экологических проблем