Научная работа: Выбор современной российской женщины: семья или карьера, на примере студенток и преподавателей Благовещенского финансово-экономического колледжа
В обществе сложились полоролевые стереотипы, согласно которым дом - традиционно женская сфера, работа - традиционно мужская. Но женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства. В эпоху коренных социально-экономических изменений в обществе возникла потребность в исследованиях направленности современных женщин. Меняется позиция женщины в обществе, возрастают нагрузки на нее, меняются отношения в семье. Сегодня российской женщине приходится делать выбор: семья или карьера. Однако женщины стараются совместить и работу, и семью. Несмотря на то, что женщины стараются быть на равных с мужчинами, у них не всегда это получается. И хотя в Трудовом кодексе РФ запрещена дискриминация по половому признаку, но мы можем наблюдать обратное, потому что многие работодатели по разным причинам предпочитают в качестве работников – мужчин. Одни ссылаются на то, что женщина физически не справиться с работой, другие – по причине её семейного положения (особенно если есть дети) и по другим причинам.
Очень часто о неравенстве возможностей мужчин и женщин судят на основе гендерной асимметрии политического представительства, рассматривая достижение равенства в этом вопросе как одно из необходимых условий преодоления накопленного неравенства. К тому же гендерные различия в сфере политики, чрезвычайно наглядны.
В системе государственной службы женщины преобладают на должностях, не предполагающих принятия ответственных решений. В самом высшем эшелоне власти — в составе действующего правительства страны — женщин нет. В числе глав субъектов РФ — губернаторов, глав национальных автономий — одна женщина (Санкт-Петербург). При этом на выборах губернатора Санкт-Петербурга один из кандидатов в губернаторы использовал в своей предвыборной кампании лозунг «Губернатор — мужская работа», что отражает гендерные стереотипы политической власти. Женщины слабо представлены в политических партиях и в национальных законодательных органах. Если обратиться к анализу списков депутатов Государственной Думы третьего созыва, то можно увидеть следующую картину:
«Женщины в партиях»
Партия | Количество женщин, % |
КПРФ | 10% |
«Медведь» | 10% |
«Яблоко» | 10% |
СПС | 17% |
«Женщины России» и «Российская партия защиты женщин» не смогли набрать необходимого минимума голосов. Они получили 2,04% и 0,80% соответственно. Получается, что женщины больше доверяют мужчинам или просто мужчин больше предпочитают.
Цель работы - исследовать преподавательскую и студенческую направленность женщин на семью, карьеру, или их совмещение.
Для раскрытия темы была рассмотрена направленность, как качество личности, статус российской женщины (20 – 21 век, в сравнении), семья как ячейка общества, карьера как основа свободы и независимости современной женщины.
Мы опирались на исследования С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, Л.М. Митиной, А. Либиной, А.Н. Елизарова, и других.
Материал работы был использован в курсе преподавания «Социальной психологи», в проведении классных часов.
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили). Но во всех подходах ей придается ведущее значение.
Л.И. Божович и ее сотрудники понимали направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру индивида. Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические, личностные и деловые. Главным механизмом формирования общественной направленности выступает воспитание. Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. В связи с целью нашего исследования, представляет интерес направленность современных российских женщин.
Положение российской женщины изменилось по сравнению с положением женщины 19 – начала 20 века, она стала самостоятельнее, стала реализовываются не только в семье, но и в профессии. Главной особенностью современных русских женщин является то, что они трудятся на равных с мужчинами и стараются оставаться при этом верными семье. Сейчас кормильцем семьи не всегда является мужчина, так как у женщины появилась возможность зарабатывать деньги. И на основании этого можно говорить о росте значимости женщин в каждой семье, потому что теперь она выполняет не только воспитательную и репродуктивную функции, но и экономическую функцию.
Слово карьера – многозначно, оно обозначает род занятий, профессию, путь к успехам, видному положению в обществе. Некоторые женщины отказываются от замужества, чтобы иметь возможность реализовать себя в других сферах жизни. Иногда этот выбор женщина делает не вполне осознано. Поначалу она откладывает замужество до лучших времён: до получения высшего образования, до получения того или иного поста на работе, до достижения определённого материального положения и т.д. А потом, когда все намеченные цели достигнуты, оказывается, что претендентов на руку и сердце прекрасной бизнес-леди не осталось. В итоге уверенная в себе, энергичная и деловая женщина возвращается домой в пустую квартиру, и чувствует себя одинокой и несчастной.
Обслуживающий персонал, работники сферы торговли, педагоги и воспитатели, менеджеры среднего звена и творческие работники – вот профессии, которые традиционно принадлежат женщинам. Женщины и политика, женщины и армия, женщины и правоохранительные органы, сегодня женщины реализовываются и в этих, когда считавшихся традиционно мужских сферах.
Вторая мировая война и первые послевоенные годы вынудили их заполнить вакуум, который оставили ушедшие на фронт мужья, успешно применялась практика использования женского труда на тяжелых, требующих мужской силы, направлениях. Однако, такие тенденции в нашем обществе отнюдь не способствовали привлечению женщин к процессу принятия решений. Буквально до последнего времени российский законодатель полностью игнорировал соответствующие права женщин. Только в 1996 году Правительство РФ утвердило своим постановлением «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях. Однако далее в тексте этого документа было заявлено следующее: равные права и равные возможности, а точнее «их реализация связывается преимущественно с мерами пропагандистско-воспитательного характера». Аналогичный чисто декларативный характер носит весь текст этого законодательного акта.
В 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ N1005 от 30.06.96). Этот документ интересен в том плане, что постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.
В современном обществе появился новый тип женщин. Они умны, ухожены, обеспечены. И все - за свой счет, за счет своего профессионализма и умения делать карьеру. Британские исследователи назвали эту новую разновидность прекрасной половины человечества alpha woman, что можно перевести как "мисс совершенство". Распространение этого типа в развитых странах идет так быстро, что его начинают считать зарождением нового класса - со своей идеологией, своими предпочтениями и своими проблемами. Характерна эта тенденция и для России.
Британский Vogue провел опрос полутора тысяч читательниц в возрасте от 20 до 54 лет и составил портрет современной английской бизнес-леди, ставшей настоящим феноменом современного общества. Как удалось выяснить, российская "мисс совершенство" мало чем отличается от английской. Она тоже прекрасно выглядит, хорошо одевается, обожает дорогие украшения и стильные туфли, но зарабатывает при этом в семь раз меньше. Ответы россиянок оказались на удивление схожими с ответами читателей британского Vogue. Основное отличие успешной россиянки от англичанки - в уровне дохода. Российская бизнес-леди получает от 2000 долларов в месяц (от 25 000 в год). Как рассказала редактор отдела культуры Vogue Яна Зубцова, «преуспевающая москвичка носит одежду 42-46-го размера, ей от 20 до 60 лет. У нее в гардеробе от 10 пар обуви на каждый сезон. Она следит за своим здоровьем, регулярно посещает спортзал и косметолога. Старается не есть фаст-фуд, предпочитая качественную еду в ресторанах. Впрочем, на своем здоровье она пока не так зациклена, как англичанки: вполне может курить и не старается непременно покупать экологически чистые продукты. Что же касается марок одежды, то русская бизнес-леди вряд ли наденет костюм от Versace или Dolce&Gabanna, оставив эти марки светским львицам и богатым домохозяйкам. Она скорее купит что-то от Nina Ricci, Chanel и Escada. Кроме того, она разбирается в менее раскрученных, но не менее дорогих брендах вроде Diana von Furstenberg. В русском Cosmopolitan с недоумением отнеслись к просьбе составить детальный портрет русской "мисс совершенство". «Это невозможно, - сказала главный редактор журнала Елена Васильева, - ведь современная деловая москвичка слишком разная, чтобы можно было вот так смело ее препарировать".
Для выявления направленности студенток и преподавателей колледжа было проведено тестирование (тест Леонова И.Г. «Семья или карьера для женщины»).
Было опрошено 117 студенток третьего и четвёртого курсов и 34 преподавателя. В результате, опрошенные разделились на три группы: направлены на карьеру, направлены на семью, направлены на совмещение карьеры и семьи (см. таблица 1.).
Таблица 1. «Направленность студенток и преподавателей на семью или карьеру и уровни целеустремленности»
направленность | Студенты % | Преподаватели % |
Карьера | 56,4 | 55,9 |
Семья | 33,3 | 32,4 |
Карьера+семья | 10,3 | 11,8 |
уровни целеустремленности | % | % |
Высокий | 0 | 0 |
Выше среднего | 17,9 | 0 |
Средний | 82,1 | 88,2 |
Низкий | 0 | 11,8 |
Данные свидетельствуют о том, что и студенты и преподаватели больше направлены на карьеру. В частных беседах, во время тестирования многие студентки говорили о желании идти верх по социальной лестнице. Студентка 4 курса: «Планирую сначала сделать карьеру и создать финансовую основу для семьи, а потом уже вступать в брак». Преподаватель (29 лет): «Вижу необходимость в карьерном росте, ведь это связано с ростом зарплаты, а без денег сегодня никуда».
Направленность на семью показала треть опрошенных, из высказываний которых следует, что семья – это главное в жизни женщины.
Лишь одна десятая опрошенных студенток и преподавателей показала направленность на совмещение семьи и карьеры. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что большинство осознают трудность равноценного совмещения семьи и карьеры.
Большинство опрошенных студенток и преподавателей показали средний уровень целеустремленности, что говорит о ясном видении целей; 17,9% студенток и 0% преподавателей – уровень выше среднего, что является показателем желанием добиться поставленных целей. Низкий уровень целеустремленности показало 11,8% преподавателей и 0% студентов. Низкий уровень свидетельствует о не совсем ясном представлении о том, каких целей они хотят достичь.
Исследование подтвердило изменение позиции современной российской женщины в обществе, ее желание реализоваться не только в семье, но и в профессии, быть экономически независимой.
Карьеристкам по-прежнему приходится сталкиваться с дискриминацией по половому признаку. Daily Telegraph опубликовала результаты опроса, проведенного компанией психологов Eve-olution. По данным опроса, 67% работающих женщин считают, что их профессиональные качества не оценены должным образом и они не могут продвигаться по служебной лестнице так же быстро, как мужчины. Российским женщинам проблема дискриминации на работе тоже отлично знакома. «В России как в стране достаточно патриархальной женщинам приходится сталкиваться с преградами на пути по карьерной лестнице. Существует даже такое понятие, как «стеклянный потолок», которое означает, что занять высокую позицию при прочих равных данных может все же только мужчина. Трудовой кодекс не позволяет устанавливать дополнительные требования в зависимости от пола. Например, нельзя писать в объявлении о вакансии, что на должность секретаря требуется девушка или на должность фин. директора - мужчина. Но сплошь и рядом эти запреты безнаказанно нарушаются.
Женщине, которая ищет оптимальный вариант, не легко приходится, потому что карьерный рост совпадает по времени с созданием семьи, рождением детей, и хорошо, когда у девушки, будущей мамы и отличной сотрудницы, есть поддержка близких.
Таким образом, разрешая первую задачу исследования (изучение литературы по проблеме), мы раскрыли понятие: статус, семья, карьера, рассмотрели статус российской женщины 19 -21 веков в сравнении.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--