Научная работа: Выявление значений понятий "сон" и "бессонница" в творчестве М.И. Цветаевой
Введение
Цель работы, задачи, гипотеза
Глава I «Сон»
Глава II «Бессонница»
Заключение
Библиография
Введение
Творчество Марины Цветаевой – выдающееся и самобытное явление всей русской литературы. Ведь благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.
??? ?????? ????????? ?????????? ?? ??????? ????????????? ??????. ???? ?? ?????? ? ?? ? ?????????? ???????, ? ? ?????????????? ?????? ??? ????? ??????????, ??????, ??????????? ? ???? ??????. ??? ? ???? ???????? ????????????? ??????. ???? ?????????? ?????? ???????, ?????? ????????, ?? ???? ????? ???????? ??????????? ???????, ?? ???? ??????? ? ??????????????? ??????????? ?????????, ?? ????? ????? ? ??????? ?????? ?????? ?????????? ????.Выбор темы объясняется следующим: личность М. И. Цветаевой есть загадка, которую трудно разгадать, мы полагаем, что наша работа позволит глубже проникнуть в мир поэтессы, приоткрыть завесу тайны, найдя новые значения образов «сна» и «бессонницы».
На протяжении всего творчества Цветаева часто обращается в своих произведениях к таким понятиям, как «сон» и «бессонница». Меняется только их значение. Поэтому мы решили взять за основу цикл «Сон» и «Бессонница».
В ходе работы мы глубже погрузились в творчество М.И. Цветаевой, и полагаем, что это станет причиной дальнейшего изучения данной проблемы.
Темой сна в жизни и творчестве Цветаевой в разной мере занимались исследователи ее произведений. Среди них — статья Е.Б. Коркиной «Поэтический мир Марины Цветаевой», статья Лили Фейлер «Сон в семнадцать лет». Темы сна в поэме «Крысолов» коснулась Н.О. Осипова («Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века»). Попыталась подвергнуть разбору мотив сна в «Лебедином стане» Цветаевой Е.Л. Кудрявцева.
Цель:
выявить значение понятий «сон» и «бессонница» в творчестве М. И. Цветаевой.
Задачи:
1. найти лирические тексты, в которых встречаются понятия «сон» и «бессонница»;
2. интерпретировать значения этих образов;
3. систематизировать наблюдения над текстом;
4. сделать вывод.
Гипотеза:
мы полагаем, что Цветаева отходит от общепринятых понятий «сна» и «бессонницы» и вкладывает в них свой смысл.
Глава I
Сон
В данной главе мы решили обратиться к толковому словарю, чтобы понять, что есть сон в физиологическом аспекте. Это поможет доказать то, что это явления для М. И. Цветаевой имеет несколько другое значение.
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение сна [1; 736].
Сон – 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха. При котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители. 2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.
В состоянии сна мы лишаемся «категории реальности»; сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Во сне даже внешние стимулы – звуки, изменение температуры в комнате – воспринимаются как нечто, существующее в мире сновидения. Эта потеря связи с реальным миром имеет два важных следствия, подчеркивающих отличие состояния сна от состояния бодрствования. Во-первых, визуальные образы, слабые или мимолетные во время бодрствования, становятся во сне целыми сценами или картинами. В отличие от периода бодрствования, когда разнообразные события спорят между собой за наше внимание, во сне ничто не мешает на них сосредоточиться. Сновидения – чистейший пример способности психики концентрировать чувства в образы, образующие сюжетную структуру.
Вторым следствием утраты «категории реальности» является то, что язык, имеющий такое большое значение во время бодрствования, во сне играет второстепенную роль, как и звуки вообще. Содержание сна в первую очередь визуально. Однако это представление обманчиво, поскольку зрительный образ сам содержит своего рода язык. Таким образом, речь, являющаяся в первую очередь средством общения, становится почти ненужной, поскольку сон представляет собой одновременно и изображение, и скрытый «разговор». Даже объекты (деревья, животные, дома) обретают кажущееся сознание и способность к громкой или беззвучной речи. Человек может участвовать в диалоге с любым объектом, хотя слова как таковые при этом произносятся не всегда. Мозг, можно сказать, «читает свои мысли», хотя видящий сон этого не осознает; он воспринимает возникающие образы как отличные от его собственных и не подозревает, что все, ему снящееся, лишь порождение его собственного расщепленного сознания.
Своими главными страстями Марина Цветаева называла «постель (видеть сны) – и письменный стол (записывать их) – или: письменный стол (видеть сны) – и постель (осуществлять их, спящей)». Сны, по Цветаевой, можно «снить», дарить, посвящать, во сне можно назначать свидания и встречи. Мотивами сна или, наоборот, бессонницы пронизаны многие произведения поэтессы.
Марина Цветаева относилась к своим снам как к творчеству, не случайно «символы снов и художественного творчества Цветаевой имеют единую природу». Все ее творчество пронизывает идея поэта-сновидца, о том, что искусство – творческие сны поэта о себе и о мире. Цветаева записывала сны, пыталась их анализировать (сохранилось более пятидесяти).Считая сны действием, творческим актом, Цветаева писала: «Я сню свои сны… Мне сон не снится, я его сню».
Мой зимний сон, мой сон до слез хороший,
Я от тебя судьбой унесена.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--