Шпаргалка: 90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

1.Содержание дисциплины «БЖД» ее цели и задачи:

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих те­орию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой де­ятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количествен­ная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воз­действия тех или иных негативных факторов на че­ловека;

- ликвидация отрицательных последствий воз­действия опасных и вредных факторов;

- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Интегральным показателем безопасности жиз­недеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понима­ем прогресс науки, техники, экономики, индустри­ализацию сельского хозяйства, использование раз­личных видов энергии, вплоть до ядерной, созда­ние машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельно­сти человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человечес­кая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количе­ства вредных воздействий, уровень безопасности че­ловека возрастал. В настоящее время средняя про­должительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда - это вся сумма факто­ров, воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз­делы науки, как коммунальная гигиена, гигиена пи­тания, гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов, воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно­сти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой.


10.Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биохимические провинции.

Вредные химические вещества окружающей сре­ды, как и любые другие, можно разделить на две группы: естественные (природные) и антропоген­ные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Для организма человека разнообразие химических веществ имеет неравноценное значение. Одни из них индифферентны, то есть безразличны для организма, другие оказывают на организм вредное действие, третьи обладают выраженной биологичес­кой активностью, являясь либо строительным ма­териалом живого вещества, либо обязательной со­ставной частью химических регуляторов физиоло­гических функций: ферментов, пигментов, витами­нов. Последние получили название биологически активных элементов (или биогенных элементов). Все биогенные элементы в зависимости от их про­центного содержания в организме человека разде­лены на две группы:

— макроэлементы — О,С,Н,М,Cl,S, Р,Са,Nа,Mg, содержание которых в организме человека со­ставляет 10-3% и более;

- микроэлементы — I, Сu, Со, Zn, Рt, Мо, Мn и др., содержание которых в организме достигает 10-3%

— следовые элементы, обнаруживаемые в орга­низме человека в количествах, не превышающих 10-12%.

Качественное и количественное содержание хи­мических элементов определяется природой орга­низма, при этом внутренняя и внешняя среда пред­ставляет собой единую, целостную систему, нахо­дящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой.

Необходимо отметить однако, что физиологичес­кие возможности процессов уравновешивания внут­ренней среды организма с постоянно меняющейся внешней средой ограничены. Расстройство равно­весия, выражающееся в нарушении процессов жиз­недеятельности или в развитии болезни, может на­ступать при воздействии чрезвычайного по величи­не или необычного по характеру фактора внешней среды. Такого рода ситуации могут иметь место на определенных территориях вследствие естественного неравномерного распределения химических элемен­тов в биосфере: атмосфере, гидросфере, литосфере. Такие территории были на­званы биогеохимическими провинциями, а наблю­даемые специфические заболевания населения по­лучили название геохимических заболеваний. Так например, если того или иного химического элемен­та, скажем йода, оказывается недостаточно в почве, то понижение его содержания обнаруживается в растениях, произрастающих на этих почвах, а также в организмах животных, питающихся эти­ми растениями. В результате пищевые продукты как растительного, так и животного происхожде­ния оказываются обедненными йодом. Химический состав грунтовых и подземных вод отражает хими­ческий состав почвы. При недостатке йода в почве его недостаточно оказывается и в питьевой воде. Йод отличается высокой летучестью. В случае по­ниженного содержания в почве, в атмосферном воз­духе его концентрация также понижена. Таким об­разом, в биогеохимической провинции, обедненной йодом, организм человека постоянно недополучает йод с пищей, водой и воздухом. Следствием являет­ся распространение среди населения геохимическо­го заболевания — эндемического зоба.

Существуют и другие биогеохимические провин­ции, обедненные медью, кальцием, марганцем, ко­бальтом; обогащенные свинцом, ураном, молибде­ном, марганцем, медью и другими элементами.


11.Понятие о среде обитания – окружающей, производственной и бытовой.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 345
Бесплатно скачать Шпаргалка: 90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)