Шпаргалка: Банковское дело

Основные задачи ЦБ РФ и организация его деятельности.

Получение Пр не явл. целью ЦБ и также он не имеет права на осущ-ние производственной, торговой и страх. видов деят-ти. Ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ» выделяет 3-и осн. цели: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банк. системы РФ; обеспечение эффект-го и бесперебойного функционирования платеж. системы. Перед ЦБ ставится 5 осн. задач: 1) эмиссионный центр страны (пользуется монопольным правом на выпуск денеж.сред-в); 2) банк банков (ЦБ проводит операции с КБ страны; призван хранить кассовые резервы КБ, предоставлять им кредиты, т.к. ЦБ явл-ся кредитором последней инстанции; осущ-ет надзор); 3) банк правительства (ЦБ должен поддерживать гос. эконом-кие программы и размещать гос.ц.б., предоставлять кредиты, выполнять РКО, хранить официальные ЗВР); 4) глав. рассчет.центр страны (ЦБ явл-ся посредником м/у КБ гос-ва при совершении ими безналич. расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг)); 5) орган регулир-ния эк-ки (БР при регулир-нии эк-ки страны руководствуется денеж. кредит. методами).В наст. время ЦБ Р явл-ся независимым в своей деят-ти. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам гос-ва, и в свою очередь гос-во не отвечает по обязательствам глав. б-ка страны. В соотв-вии с ФЗ «О ЦБ РФ» у.к. (в размере 5 млн. евро) и иное имущ-во БР явл-ся фед. собственностью.

Статус и ф-ции БР и его полномочия.

В соот-вии с ФЗ «О ЦБ» и К РФ ЦБ – юр.л., целью деят-ти ктр-го явл-ся защита и обеспечение устойчивости руб., эффек-ное и бесперебойное функционирование пл.системы. Это ключевой институт стабильности финансовой системы России, действующий в общественных интересах. ЦБ явл-ся публично-правовой организацией, т.к. осн.цель его деят-тя закл-ся в регулировании эк-ки посредством эмиссии банкнот и орг-ции денежного обращения. В рамках полномочий, предоставленных ему К РФ и ФЗ, БР явл-ся независимым в своей деят-ти. У.к. и имущ-во БР нах-ся в фед.собственности. Специфической особенностью явл-ся обязанность БР осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения данным имуществом не в своих интересах, а в интересах гос-ва, т.е. общ-ва в целом. Свои расходы ЦБ РФ осущ-ет за счет собст-х доходов. Гос-во не финансир-ет его деят-ть, БР предоставлены лишь нектр-ые льготы (не регистр-ся в налог-х органах, т.о. банк освобожден от уплаты налогов и др.) Выделяют след. цели и ф-ции БР: 1) защита и обеспечение устойчивости руб.- во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую ДКП; монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег и организует налично денеж.обращение; осущ-ет валют. регулир-ние и контроль; принимает участие в разработке и составлении платеж.баланса РФ; осущ-ет эф-ное управление ЗВР БР. 2) развитие и укрепление банк-кой системы – принимает решения о гос.регистр-ции кредит-х орг-ций (КО) , выдает им лиц-зии на осущ-ние банк-ких операций и устанавливает правила их проведения; регестр-ет эмиссию ц.б. кредит-ми орг-циями; явл-ся кредитором последней инстанции для КО, организует сис-му рефенансир-ния; осущ-ет надзор за деят-тю КО. 3) обеспечение бесперебойного и эффек-го функционирования пл.сис. – устанавливает правила осущ-ния расчетов; определяет порядок осущ-ния расчетов с м/у народ.орг-циями, иностр.гос-ми, юр.и физ.л.Что касается мировой практики, то она предусматривает три осн.ф-ции ЦБ: регулир-щая; контролир-щая и информационно-исследовательская.

Требования к КО для выдачи лиц-зии.

Процесс регулир-ния деят-ти КО начинается с регистр. и лицензир-ния. Сегодня процесс создания КО состоит из 3-х этапов: принятие решения создания КО и подписание ими учредител-х док-тов; процедура гос.регистр.; выдача лиц-зии. Что касается регистр., то речь идет о деят-ти б-ка в качестве юр.л.(п.3 ст.49 ГК РФ). Сущ-ют след.требования: 1) требования к у.к.(не менее 5 млн.евро; норматив предельного размера неденежной части у.к. для вновь создаваемых КО=20%); 2) к учредителям КО (вкл.контроль и проверку происхождения сред-в, исп-х в кач-ве взноса в у.к., для избежания сред-в, полученных преступным путем и проверка деловой репутации учредителей б-ка (судимость, нарушение труд.законод-ва и др.); 3) к руководящему персоналу (квалифик-ция управленческого персонала и опыт работы в должности руководителя подразделения); 4) к технич.оснащенности КО (оснащенность КО тревожной и пожарной сигнализацией, наличие укрепленного кассового узла, помещений для обслуживания клиентов). Результатом проверки всех этих требований становится отказ или положительное решение о выдаче орг-ции лиц-зии на право совершения банк.операций.

Стратегия развития платеж. системы России. Контроль БР за соблюдением участниками расчетов установленных правил.

Под пл.системой понимается совокупность юр., технологических, технических и информац-х сред-в, обеспечивающих проведение расчетов м/у участниками пл.системы. Пл.система в РФ вкл.: 1) пл.сис.БР; 2) частные пл.сис. (пл.сис.кредит-х орг-ций ч/з взаимные кор.сч. ЛОРО, НОСТРО; пл.сис. небанк-ких кредит.орг-ций (клиринговые); внутрибанк-кие пл.сис. (сч.межфилиальных расчетов); пл.сис. с использованием банк-ких карт). Каждая из этих систем функционирует самост-но и обособлено. Основным органом, регулир-щим пл.сис., явл-ся БР, в обязанности ктр-го входит: издавать соотв-щие акты, устанавливающие такое регулир-ние; и осущ-ние надзора за их исполнением. Т.о. правовой основой для пл.сис.явл-ся ФЗ «О ЦБ» в ст.3 указано, что одной из осн.целей БР явл-ся обеспечение эффект-го и бесперебойного функционирования пл.сис.страны и в гл.7 указаны пути реализ-ции этой цели ; ГК ст.45,46; 2-П «О безналич.расчетах в РФ», согласно ктр-му БР закрепляет и устанавливает определ.стандарты при проведении расчетов и др.нормативные док-ты БР.

Политика обяз. резервирования БР.Сущ-ть опер. по созданию обяз.резервов...

Мин-ный размер обяз-х резервов комм. банков в ЦБ опред-ся банковским закон-вом в %-м отношении к соответствующим статьям пассивов (обязательств перед вкладчиками) коммерческих банков.ЦБ дано право в зависимости от целей денежно-кредитной политики самостоятельно изменять уровень норм-в и базу охвата обяз. резер-ем привлеч-х средств банков. По резервным требованиям % обычно не выпл-тся или могут выпла-ться очень небольшие и ниже рыночного уровня. Обязательные резервы-механизм регулир-я общей ликв-сти банк.системы, испол-мый для контроля ден.агрегатов посредством снижения ден-го мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кред-х возможностей кред.орг-ций и поддержания на определенном уровне ден.массы в обращении.

Размер обяз.резервов в %м отношении к обязательствам кред. орг-ции, а также порядок их депонирования в БР устанавливаются Советом директоров БР. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кред. орг-ции. Кред.орг-ция обязана выполнять нормативы обяз-х резервов, депонируемых в БР, с момента получения лицензии на право совершения соответствующих банк-х операций. Эта обязанность является необходимым условием их осуществления. Кред.орг-ция ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в БР. Основные черты режима обяз-го резервирования, установленные БР: 1.в состав базы для расчета обяз-х резервов вкл. обязательства кред. орг-ции в валюте РФ и иностр.валюте, учитываемые на различных счетах; 2.формирование обяз-х резервов производится кред.орг-цией только в валюте РФ, независимо от вида валюты привлеченных средств;3.учет обяз-х резервов ведется параллельно в Банке России и в кредитной организации, но на разных балансовых счетах в разрезе вида валюты привлеченных средств кред.орг-ции;4.расчет размера обяз-х резервов, подлежащих депонированию в БР, осущ-ся исходя из средней хронологической ежедневных Балан-х остатков привлеченных средств за отчет.период. Период расчета - 30 дней(с 1 числа отчет. месяца по 1 число месяца, следующего за отчетным);При отзыве лицензии на совершение банк-х операций депонированные в БР средства используются для погашения обязательств кред.орг-ции перед вкладчиками и кредиторами.

Орг. струк-ра БР, принцип управления. Роль, ф-ции и ответственность всех звеньев БР.

БР образует единую централизованную систему с вертик. струк-рой. В нее входят: централ.аппарат (ЦА), территор-ные учреждения (ТУ), РКЦ, вычислител.центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные заведения и др.орг-ции, необх-мые для осущ-ния деят-ти БР. Высшим органом БР явл.Совет директоров- коллегиальный орган, определяющий осн.направления деят-ти БР. В него входят Председатель БР и 12 членов совета директоров. БР подотчетен Гос.Думе Фед.Собрания РФ. Подотчетность БР Гос.Думе выраж-ся в том, что она назначает на должность Председателя БР и членов Совета директоров сроком на 4 года. ЦА– состоит из 22 департаментов, ктр-ые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию осн.ф-ций БР (валют.регулир-ние и валют.контроль, опер.на откр.р-ке, банк-кий надзор и др.) и департаменты, сопровождающие деят-ть самого БР(юр., финансовый, внутр.аудита и ревизий и др.). ТУ– обособленное подразделение БР, осущ-щее на тер-рии субъекта РФ часть его ф-ций в соот-вии с Положением о ТУ БР и др.норатим.актами. РКЦ– осн.целью явл-ся обеспечение эффек-го, надежного и безопасного функционир-ния пл.сис. РФ, а его ф-ция – осущ-ние расчетов м/у кредит.орг-циями. ПУ – они предназначены для банк-го обслуживания воинских частей, учреждений и орг-ций Министерства обороны РФ. В целях совершенствования денежно-кредит.сис. РФ при БР создан НБС – вкл. 15 чел-к, состоящих из представителей палат Фед.Собрания РФ, Президента и Правительства РФ, БР, кред.орг-ций, а также экспертов. Совет рассматр-ет проекты осн-х направлений ЕГ кредит. и валют.политики, участвует в разработке принципов орг-ции системы расчетов в РФ и др.наиболее важные ? регулир-ния деят-ти кредит.орг-ций. Члены совета не явл-ся сотрудниками БР. Министром финансов явл. Кудрин! Принципы орг.струк.БР: 1)правовая основа; 2) централизации; 3) конфиденциальности (деят-ть БР связана с банк-кой тайной: сведения о клиенте, тайна вклада и движ-ия денеж.сред-в; и коммерч.тайна, ктр-ая не доступна 3-ьим лицам); 4) коллегиальности – все решения приним-ся большинством (7) голосов; 5) независимости – не зависит от испол-х органов гос.власти и явл-ся самост-ным юр.л.

Роль БР в обслуживании госдолга: первичное размещение гос. ценных бумаг, операции на вторичном рынке. Предоставление собственной инфраструктуры Банка России для проведения расчетных операций на открытом рынке с гос. цен.бумагами.

Банк России является основным организатором денежных расчетов по операциям с облигациями, их непосредственным участником и «сердцевиной» расчетной системы рынка. Первоначально расчет­ная система рынка ГКО-ОФЗ состояла исключительно из расчетного центра ММВБ, который вел счета московских дилеров. В октябре 1995 г.впервые началась межрегиональная торговля гос. облигациями. Начали организовываться региональные расчетные центры — сначала в виде подразделений региональных валютных бирж, а затем — в качестве их дочерних кредитных организаций. Дилеры рынка ГКО-ОФЗ открывали специальные счета в этих расчетных центрах, которые, в свою очередь, открывали корсчета в РКЦ. Т.о., сами участники рынка не должны были заботиться об организации межрегиональных плате­жей по итогам операций на рынке, этот сервис им был предостав­лен Банком России. Такая новая система расчетов позволила рынку ГКО-ОФЗ превратиться из столичного во всероссийский.В январе 1997 г. было создано некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр» (НДЦ), учредителями которого стали ММВБ и ЦБ РФ. В своей работе НДЦ через торгово-депозитарный комплекс ММВБ связан как с московскими, так и с региональными КБ, которые в свою очередь уполномоче­ны вести субдепозитарии для всех участников РЦБ. НДЦ является головным на рынке ГКО-ОФЗ и предоставляет депозитарные услуги организованным рынкам.

Валютный контроль Банка России: цели, направления и объекты.

Процесс вал. регулирования и контроля в России осущ-ся в соответствии с Законом РФ«О вал.регулировании и вал.контроле».Вал.регулирование и вал.контроль представляют собой комплекс экон-ких и правовых мер воздействия органов и агентов вал. регулирования и вал.контроля на внутренние вал.потоки и внешние платежи и переводы в рамках гос-ной вал. политики.БР является в РФ органом вал.контроля, к числу которых помимо него отнесены фед-ные органы испол-ной власти в пределах компетенции, установленной фед-ми законами, и фед-ный орган исполнительной власти, уполномоч. Правительством РФ. БР как орган вал.контроля осущ-ет контроль за совершением вал.операций кред. орган-ми и валютными биржами. Правительство РФ координирует деятельность фед-х органов исполнительной власти в области вал. контроля и обеспечивает взаимодействие с БР. Контроль за осущ-ем вал. операций др.резидентов и нерезидентов возложен на фед-ые органы исполн-ной власти. К ним относятся: 1.Фед-ная таможенная служба; 2.Фед-ная служба финансово-бюджетного надзора.Органы вал.контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами в РФ.Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции: а) осущ-ют контроль за проводимыми в РФ резид-ми и нере­зид-ми вал.операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; б) проводят проверки вал.операций резидентов и нерезидентов в РФ. Органы вал.контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Представительство БР не является юр. лицом. Оно наделяется имуществом БР и действует на основании положения, утвержденного БР. Руководитель представительства назначается БР и действует на основании его доверенности.

Оценка кредит-х рисков с помощью эк-ких нормативов и резерва на возмож. потери по ссудам.

Кред.риск складывается из риска неуплаты % по ссуде и риска невозвращения осн.суммы долга. К нормативам макс.кред.риска, установл.ЦБ для КБ относ-ся: 1) на одного заемщика или гр.св-х заемщиков Н6 , ктр. определ-ся как отнош.совокупной суммы требований б-ка к заемщику, к величине СК б-ка (д.б. на уровне 25%). 2) на одного заемщика-акционера б-ка или их гр. Н9 , ктр. д. составлять 20% .3) совокуп.сумма требований б-ка по кредитам, займам, гарантиям и поручительствам, взвешенным с учетом риска в отнош-нии одного инсайдера б-ка и св-х с ним лиц, выраженная в % к СК б-ка, харак-ет кред.риск б-ка на одного инсайдера (Н10 ). 4) соот-ние совокуп.величины всех крупных кред.рисков и СК б-ка, установленное на уровне 800%, харак-ет макс.размер круп-х кред.рисков б-ка (Н7 ). 5) в отнош-нии акционеров, владеющих более чем 5% вкладов в у.к. б-ка и инсайдеров б-ка ЦБ также установил нормативы совокуп.величины их кред.рисков к капиталу б-ка: соответ-но Н9.1 – на уровне 50% и Н10.1 – на уровне 3%.Т.о. а) внеш. факторами, влияющими на возникновение и величину кред.риска явл.: общее состояние эк-ки страны; ур-нь инфляции; темпы роста ВВП; активность ДКП ЦБ, применяемые им инструменты и методы; ур-нь конкур-ции на кредит.р-ке; ур-нь цен на банк-кие услуги; спрос на кредит со стороны клиентов и др.б) внутр.- кач-во кредит.политики б-ка; состав клиентуры б-ка; ценовая политика б-ка; проф.подготовленность и опыт персонала б-ка и др.

Роль ЦБР в реализации ДКП.

ДКП – политика гос-ва, воздействующая на кол-во денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема

пр-ва. Осн.целью все же явл. снижение темпов инфл., обеспечение стабильности б-кой системы, сниж.безработицы. БР осущ-ет ДКП с помощью инструментов, ктр-ые закреплены за ним законодательно. К ним относ-ся: 1) %(ные) ставки по операциям БР; 2) резервные требования; 3) опер.на откр.р-ке; 4) рефенансир.кредит.орг-ций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денеж.массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Инструменты ДКП представляют собой различные способы влияния на фин.р-к, используемые БР для достижения поставленной цели. Выделяют административные инстр. – колич.ограничения размеров кредитов, пределов б-ких вкладов, макс.ссудных и депозит-х ставок. Эти ограничения позволяют гос-ву вмешиваться в деят-ть фин.р-ка при недостаточности развития его отдел-х сегментов и в состоянии кризиса эк-ки; и рыночные инстр. – к ним относ-ся опер.на откр.р-ке, рефенансир-ние КБ-ков.


Взаимодействие Банка России с международными валютно-финансовыми институтами. Межд кредиты, их получение и предоставление.

Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Банк России сотрудничает с МВФ, БМР, ВБ, ЕБРР, ЕЦБ и др. С МВФ, ВБ, Лондонским клубом взаимодействует Банк России в целях решения проблемы внешнего долга. Сотрудничество Банка России с зарубежными центральными банками и ЕЦБ осуществляется с целью создания благоприятных условий для проведения международных операций. Взаимодействие Банка России с Координация действий центральных банков государств – участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) проводится Банком России по вопросам, связанным с инвестициями в экономику, осуществлением валютно-финансовых, расчетных и межбанковских отношений.

Можно выделить 4 направления внешнего заимствования России:Парижский клуб ( задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств). В 2005 г. долги Парижскому клубу погашены.Лондонский клуб (кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий) Задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.

Долги международным валютно-финансовым организациям: МБРР, ЕБРР.


Кредитоспособность заемщика и подходы к ее оценке .

Процесс кредит-я связан с действиями многочис-х и многообра-х факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установ-й срок. Поэтому необходимо изу­чение кредитос-ти заемщиков, т.е. изучение факторов,кот. могут повлечь непогашение.Цели и задачи анализа кредитоспособности заключ.в определении способности заемщика своевременно и в полнен объеме погасить задолж-ть по ссуде, степени риска, кот.банк готв взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в дан. обстояте-вах и условий его предоставления.Под кредит-стью заемщика понимается его способной погасить долговые обяз-ва перед комм. банком по ссуде и % по ней в полном объеме и в срок по кред. дого­вору. Оценка кредитосп-ти осущ-ся на основе целого ряда критериев:Анализ кредитос-сти заемщика вкл. целый ряд методов (сбор инфо.о клиенте; оценка кредитного риска; оценка фин-вой устойчивости клиента на основе системы фин-х коэфф-тов; анализ ден-х средств).Наибольшее распространение в практике росс.банков получило использ-е метода оценки фин-й устойчивости клиента на основе системы фин-х коэфф-в, которые объединяются,в 4 группы: 1.коэфф.ликвидности;2.коэфф.финан-й независимости; 3. коэфф. оборачиваемости;4.коэфф.рентабельности.В качестве дополнительных харак-тик при анализе кредито-ти используются следующие показатели: уровень делового риска; длительность и размер просроч. задолж-ти различным комм.банкам.Анализ кредит-сти предполагает использование метода рейтингово оценки. Применение этого метода позволяет охарак-вать фин-ое состояние заемщика в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при кот. возможна выдача ссуды. Система рейтинга утверж-ся кред. комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивид-й рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и т.д.

Определение валютного рынка и его видов. Участие Банка России в процессе курсообразования в целях ограничения курсовых колебаний. Валютный курс.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 199
Бесплатно скачать Шпаргалка: Банковское дело