Шпаргалка: Билеты к экзамену “История психологии”
(5 курс., в\о, преподаватель А.Н. Ждан, 2001 г.)
1. Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Категориальный анализ (Ярошевский)
Предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Рассказать об эволюции предмета психологии: душа - сознание (психика) - поведение. Конкретные методики: изучение научных школ, интервью, изучение архивных материалов, биографический и автобиографический методы. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого; например историко-психологический анализ, или категориальный подход (разработан М.Г.Ярошевским). Заключается в рассмотрении трансформации содержания специфических конкретно-научных категорий в ходе исторического развития психологических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Принципы историко-психологического анализа: а) принцип историзма - как явление возникло, развивалось, чем стало теперь (в противовес презентизму и антикваризму); б)-принцип детерминизма - уметь объяснить способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Идея категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации нараставшего стремления сблизит методологическое стремление изучение науки с историческим. Этот анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методолог. (изучение способов построения знания) и историческом (реконструкция событий в истории науки) и стал попыткой реализации единства этих 2-х подходов. Поиск инвариантного ядра когнитивного аппарата психологии, требует категориальной редукции. Смысл в том, чтобы в тезаурусе психологии найти систему инвариант. Поскольку такая редукция может быть достигнута только в системной подходе, продуктивность этой редукции может быть достигнута только конечной целью этого сведения являются система категорий, достаточных для соединения операции сведения (редукции) с выведением. Разделение инвариантного в истории психологи - непременное условие ее исторической реконструкции, что может быть достигнута с пом . категориального анализа. Т.о. мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические единицы. Первичные представления о развитии психологического познания, определяющие характер его исторического анализа - теории и факты.
2. Условия и закономерности развития научных психологических знаний
Выготский: Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию в более широкие сферы знания - за пределы ее. Закономерность в смене и развитии может быть объяснена на почве связи этой науки с: общей социально-культурной подпочвой эпохи; общими условиями и законами научного познания; объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию природой изучаемых явлений на данной стадии их развития. Общая судьба и линия развития этих идей: фактическое открытие, имеющее то или иное значение; распространение влияния тех же идей в соседние области; при этом изменяется и сама формулировка - становиться более общей; идея, которая овладела дисциплиной, в которой она впервые возникла, попадает в сферу борьбы за господство; идея отделяется от основного понятия, поскольку сам факт этого завоевания толкает идею дальше - она теперь открыто в различные философские системы, распространяется и изменяет отдаленные для нее ранее сферы бытия; раздувшись, это открытие вступает в борьбу и отрицания со всех сторон; только развившись в мировоззрение или приобретя связь с ним, частная идея из научного факта опять становиться фактом социальной жизни - т.е. возвращается в лоно той науки, из которой она пришла. Идея перестает существовать вследствие з-на, открытий Энгельсом в области мировоззрения: собирание идей происходит вокруг 2-х полюсов - идеализма и материализма. Идеи возникают из-за наличия объективной научной необходимости, коренящейся в природе изучаемых явлений.
Ярошевский: Наука как предмет развивается в системе взаимодействия 3 факторов: а) социальные факторы. Научные теории и т.п. не являются спонтанным творением ума, а зарождаются и преобразуются под действием социальной практики и т.п. Здесь и скрыты движущие причины эволюции. На эволюцию психологии общественные потребности воздействуют как непосредственно, так и через философию и др. науки. б) предметно-логические: есть две задачи историко-научных исследований - выяснение зависимости науки от общества, производства и т.п., а также их обратное воздействие; в) личностно-психологическогие ф.: исследование творческого пути ее творцов; контекстный подход - дух того времени, а не конкретная личность. История вскрывает за множеством ответвлений единое дерево, роднящее его побеги. Она доказывает, что его ствол - категориальный аппарат науки, а его почва - культура, социальная практика.
Учение Демокрита о душе и псих. процессах
Демокрит был представителем атомистического материализма. Он полагал, что все сущее состоит из двух начал - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. Душа - это особое тело, она материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле, именно по причине движения этих атомов движется тело. Душа принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Т.о. душа также смертна. Посредством дыхания душа непрерывно материально обновляется. То есть для него душа не принцип, а продукт организации тела. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для восприятия. Мозг - место высших душевных функций. Сердце - орган благородных страстей, печень - орган чувственных желаний и вожделений. Выделялось два вида познания - ощущение и мышление. Первое дает единичное представление, оно не может проникнуть глубоко, до уровня атомов. В учении Демокрита об ощущении содержиться непоследовательность, связанная с различением качеств, которые существуют объективно, и лишь “в общем мнении”. От вещей истекают тончайшие пленочки, копии, эйдолы, по внешнему виду подобные самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы. Он получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения же мы видим вследствии вхождения в нас образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств. Мышление по своему механизму аналогично ощущению. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного.
4. Представления Платона о душе и ее функциях.
Идеи - истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, они незримы и безвидны, существуют независимо от чувственных вещей.Материя - это небытие, бесформенное незримое, которое при соединении с идеей может стать любой вещью. Идеи - образцы, вещи - их подобия. Душа выступает в качестве начала, посредующего между миром идей и чувственных вещей. Она существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом и в своем первобытном состоянии составляет часть мирового духа, пребывая в царстве идей. Поэтому природа души сродни природе идей. Индивидуальная душа - образ и истечение универсальной мировой души. Душа по своей природе выше тела, и потому может властвовать над ним. Телесное же само по себе пассивно. Платон различал 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку: философу принадлежи высшая душа, далее - правитель, гос.деятель, врач, пророк, ремесленник, софист, тиран. Душа и тело должны соответствовать друг другу и развиваться в равновесии. Учил о тройственном составе души: вожделеющая душа - разумная душа (противостоит вожделеющей) - яростный дух. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию. А ее восстановление - к чувству удовольствия. Он считал душу бессмертной, и через нее - вечным духовный опыт.
5. Вопросы психологии познания у Платона.
Познание, направленное на бытие (идеи) дает подлинное знание, интеллектуальное - высший вид знания, существующий в двух видах: а) мир идеи – интеллектуальная интуиция (анамнезис); разум (ум) - постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Для этого пользуются рассуждением, применяя метод диалектики - познания посредством понятий, возведением частного к общему путем сопоставления и отыскания противоречий между частностями. б) мир математических предметов и отношений – интеллектуально-дискурсивное знанеи; рассудок - душа пользуется образами, которые изображают некие идеи, и таким образом, изучает область идей (пример с геометром); мир вещей – чувственное познание (докса, мнение); мир отраженных предметов – искусство. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направлено ли оно на идеи или на чувственный мир. Созерцание чувтсвенного мира не дает знания, а дает лишь мнение. Это нечто промежуточное между знанием инезнанием, чувственное познание, низший вид знания. Внешние образы служат толчком к припоминанию душой идей, которые она созерцала в мире идей до падения на землю. Таким образом, процесс познания есть припоминание - анамнезис, процесс чисто логический. Этим же термином Платон описывает и механизм работы памяти - механизм ассоциаций. Т.о. изучать надо свою душу, и в ней истинное знание. Чувства только мешают достижению подлинного знания.
6. Сократическая беседа: действующие лица, вопросы, способ проведения. Другие особенности.
Сократический метод: 1)определение. 2)майевтика. 3)индукция. 4)ирония. Другие приемы: описание примеров из собственного опыта, направленность на смысл.
7. Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - трактат “О душе” - первое систематическое исследование по проблеме души. Чувства сопровождают деятельность и являются ее источником. Чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффектами он называет влечения, гнев, страх - все, чему сопутствует удовольствие или страдание. Это страдательное состояние, ваызванное в человеке каким-либо воздействием. Аффект сопровождается телесными изменениями. Аффекты – не зло, ни добродетель. Они характеризуют лишь манеру поведения. Аффектам Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Черты характера складываются как результат опытности. Стремления и чувствования стоики сводили в одно понятие аффекта. Аффекты – чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. К аффектам они применяли также определение “разумное – неразумное”. Основными классами аффектов считали удовольствие и его разновидности; неудовольсвтие и его разновидности; желание; страх – всего насчитывали 26 аффектов. Добрых страстей три: радость, осторожность и воля. Выделили также три стадии нарастания аффектов: а) нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий; б) непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции; в) вмешательство разума: избегание аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего) либо впадание в аффект. То есть источник аффектов – в разуме.
Стоики разработали также методику борьбы с аффектами: не давать аффектам внешнего выражения, не преувеличивать аффекты воображением, отвлечься на воспоминания другого рода и т.д. Стоики считали. что все в мире подчиняется закономерности, человеку остается добровольно принять предписания рока. В этом и заключается свобода человека. Характер – это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого. Характер основывается на мировоззрениии, принципах человека. каждый должен воспитывать в себе твердый характер.
8. Представления Аристотеля о душе. Способности души.
Душа по Аристотелю – сущность живого органического тела, его энтелехия (суть, причина и цель его существования). Одушевленное отличается от неодушевленное наличием жизни. Нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, роста и упадка = > и растения наделены жизнью. Очевидно они обладают такой силой благодаря которой они могут расти в противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется благодаря ощущению. Из чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей и отличается от растительной жизни, способность к ощущению, движению и размышлению. Ум и способность к умозрению очевидно существуют отдельно от души, тогда как остальные части нет. Одни животные обладают всеми чувствами, другие только осязанием. Мы познаем благодаря знанию и благодаря душе. Знание есть способность к познанию.
Т.о., душа делает тело живым, в ней – все функции тела (в том числе и то, что мы теперь называем ВПФ). Душа неразрывно связана с телом. Носителем души является особое вещество – пневма, которое у животных вырабатывается в крови. орган души – сердце. В мозгу кровь охлаждается до нужной нормы. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти она возвращается в эфир пространства. В то же время он признавал разделение души как энтелехии и как божественного начала, приходящего в тела в момент рождения. Каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве. Ум не соединен с телом иначе бы он оказался обладающим определенным кач-вом и был бы холодным, теплым и т.п. Душа есть местонахождение форм, но вся ее часть, а только мыслящая ее часть, и имеет формы не в действительности, а в возможности. Ум есть то, что он мыслит, а в действительности же его нет. Это подобно tabula rasa. Душа животных отличается двумя способностями: различения, которое осуществляется размышлением и ощущением и способностью приводить в пространственное движение. Кроме них есть еще и способность к стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме - желание и страсть. Если же душа основана на эти трех частях, то в каждой из них будет стремление.
Душа обладает 2-мя способностями (признаками, по А.): пространственным движением и мышлением, способностью различения и ощущения. В пространственное движение приводят две способности - стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно - стремление. => т.к. животное обладает способностью стремления оно само приводит себя в движение.
9. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души.
Познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия. Ощущение вызывается воздействием извне. Ощущение уподобляется воспринимаемому объекту через посредство пяти внешних чувств. Органы чувств обладают ощущающей способностью в потенции. Уподобление, как и разумное познание, предполагает по Аристотелю активность познающего субъекта. Осязание (его орган – душа) является главнейшим ощущением. необходимым для жизни. остальные ощущения нужны для удовольствия. Кроме того, Аристотель выделял еще общее чувство. отвечающее за восприятие общих качеств, осознание чувств и ставнение. объединение ощущений в образ предмета. Органом общего чувства является сама душа. Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Различаются три вида памяти: низшая – сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память – образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память – процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусства и наука. Еще одна познавательная способность – воображение как образование представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель считал. что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление. Мышление характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее. Так как постигнуть чувствами общее невозможно. Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не привязанная ни к какому внутреннему органу. Он различал низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос “почему?”. Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. Существует три вида высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое; 2)интуитивное – умение находить посылки; 3)мудрость, наивысший тип; В зависимости от того, на что напрвлено мышление, Аристотель различал ум теоретический и практический Первый направлен на сущее. второе – на деятельность. Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и все берут начало от ощущения.
10. Учение Аристотеля о действии и поступке. Практическое назначение этого учения.
Поскольку нравственная добродетель связана со страстями и поступками, то действия, по А., можно разграничить на произвольное и непроизвольное (поступки, совершаемые по неведению) в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. Произвольное ¹ волевое. Волевыми называются только действия по разумному стремлению (намерению). намерение является результатом взвешивания мотивов – делиберации. Волевое действие всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтому где нет разума – нет воли (например, у животных и детей). Волевое действие является свободным и ответственным. Есть также и смешнные действия (совершаебтся из-за страха). Непроизвольное приносит страдания, а совпадающее с влечением - удовольствие и поэтому сознательный выбор к нему отношения не имеет. Каковы мы, зависит от того благо или зло мы выбираем, а не от того какие у нас мнения. Мы принимаем решения о том, что зависит от нас и осуществляется в поступках.
В связи с этим А. пишет о добродетелях : а) мужествености (безбоязненно встречает смерть => нравственно прекрасное и есть цель, ради которой такой человек выносит и совершает какие-то поступки); б) благоразумии - обладание серединой в связи с удовольствиями; в) щедрости - щедрый будет давать кому и сколько следует и это также доставляет ему удовольствие; г) ровность - это обладание серединой в связи с гневом. Это есть противоположность горячности желчности и злобности и др..
11. Психологические взгляды Эпикура. Их развитие в поэме Лукреция “О природе вещей”.
Эпикур (IV - III в. до н.э.) в Греции и Лукреций Кар (I в. до н.э.) в Риме развили учение Демокрита о мире и душе. Эпикур, в отличие от самого Демокрита, полагал, что только чувственное познание является подлинным, непосредственны, поскольку он считал, что и чувственные качества существуют объективно. Ощущение, по его мнению, не может возникнуть от несуществующего. От вмешательства разума возникают ошибки познания. Но мышление дает, в отличие от ощущения, знание общего в виде понятий, общих представлений - в этом его преимущество. А ощущение дает лишь знание единичного. В учение об атомах он внес идею самопроизвольного отклонения атомов, и объяснил мир как результат столкновения атомов. В учении о чувствах поддерживал теорию истечений Демокрита. Указывал на целостную природу восприятия: чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. Но чувтва – помеха для удовлетворенного состояния. Цель жизни – удовольствие, понимаемое как свобода от телесных страданий и душевных тревог. Главные препятствия на пути к удовльствию – страх смерти и страх перед богами. Душу по его мнению имеют только те существа, которые могут ощущать. Считал, что каждый человек не только находится под воздействием внешних сил, но и сам наделен элементом свободы воли. Лукреций различал дух и душу: дух назывался еще умом, душой души. Считал, что только чувства дают истинное познание. Останавливался в своем трактате на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия (порогах), о восприятии расстояний и пр. Считал, что чувства целиком зависят от разума. в противном случае они вводят нас в заблуждение. Также придерживался диалектической концепции соотношения свободы воли и необходимости.
12. Вопросы психологии в учениях античных врачей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--