Шпаргалка: Философы
815-877гг
Эригена Иоанн Скот
Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое мистическое учение, в основном иложенное в сочинении “О разделении природы”. Бытие Эригена разделяет на четыре природы:
1) не сотворенная, но творящая – Бог как источник всех вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей;
2) сотворенная и творящая – божественные идеи, выступающие как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из себя самого и существует вечно;
3) сотворенная и не творящая – чувственно воспринимаемый мир, который есть проявление единого материального мираво множестве различных вещей;
4) не сотворенная и не творящая – Бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.
Образование вещей Эригена связывал с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от Бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.
1020-77гг
Чжан Цзай
Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из первоматерии – Ци, которая обладает свойством движения и покоя. Природа – это “корень”, а разум является ее порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл “великой пустотой”. Первоматерия рассеивается в “великой пустоте”, а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию “Дао” (путь), которым обозначался процесс изменения и превращений Ци. Движение и изменния первоматерии основаны на взаимодействии двух противоположностей: положительного – Ян и отрицательного – Инь. Их единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также как “великую гармонию”. Движение в природе не носит хаотический характер, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был последовательным. Ощущения являются источником познания, через них человек устанавливает связь с внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы.
1079-1142 гг
Абеляр Пьер
Французский философ и теолог. В характерном для средневековой философии споре о природе универсалий, в котором выражалась борьба материализма и идеализма, придерживался близких к материализму идей концептуализма (направление схоластической философии; в спорах об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности). Одновременно Абеляр остро полемизировал против схоластического реализма (средневековый реализм – направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия – универсалии – имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей). Книга Абеляра “Да и нет”, выдвигавшая ограничить религиозную веру “разумными основаниями” и вскрывавшая непримиримые противоречия в суждениях церковных авторитетов, в условиях средневековья имела прогрессивное значение. Его взгляды были осуждены католической церковью, как еретические.
1135-1204 гг
Маймонид или Моисей
Бен-Маймун
Еврейский философ, аристотелик, один из лидеров рационалистической школы в иудаизме. В основе философии Маймонида – синтез иудейской теологии с аристотелизмом, путем “одухотворенного” (аллегорического) толкования Библии и отдельных догматов иудаизма, в попытках совместить религию с философией. Согласно теории познания Маймонида, конечную цель человека составляет рациональное обоснование высшей истины. Основное сочинение Маймонида “Наставник колеблющихся” (“Морэ Невухим”) приобрело большую известность в Западной Европе и оказало значительное влияние на позднюю схоластику.
1193-1280 гг
Альберт Великий
Немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своими учениками боролся против истолкования аристотелизмав духе аверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы.
1265-1308 гг
Дунс Скотт Иоанн
Монах-францисканец, видный представитель средневековой схолатики. Выступал с резкой критикой томизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию от теологии, доказывал невозможность рационалистического обоснования идеи творения из ничего, признавал зависимость разума от воли. Бог, в понимании Дунса Скотта – это абсолютная свобода. В средневековом споре об универсалиях придерживался номинализма (номинализм – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты в противоположность реалистам, утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был независимо связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещей и вторичности понятий). Чтобы подчеркнуть примат единичного, Дунс Скотт изобрел термин “этость” в смысле индивидуального отличия. Ввел в логику понятие “интенции”, “умопостижимого вида”, впервые противопоставил конкретное значение (его термин) абстрактному.
1462-
1524гг
Помпонации
Пьетро
Итальянский философ эпохи Возрождения. Развивал в материалистическом и антисхоластическом духе возрения Аристотеля. В своем главном произведении “О бессмертии души” (1516) Помпонацци, подчеркивая элементы сенсуализма в философии Аристотеля, утверждал, что душа, составляющая форму тела, является тем не менее смертной. Отрицая бессмертие человеческой души, Помпонацци считал, что только отказ от веры в бессмертие души соответствует подлинной природе человека, так как цель его деятельности находится не в потустороннем, а в земном мире. Придерживаясь также концепции двойственной истины, Помпонацци стремился к полному отделению философии и политики от религии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--