Шпаргалка: История экономических учений (шпаргалка)

МЕРКАНТЕЛИЗМ: основные концепции и этапы развития.

В эпоху первоначального накопления экономической идеологией буржуазии был меркантилизм (15 в.). Он выражал интересы торговой буржуазии и представлял собой попытку теоретического обоснования отстаиваемой ею экономической политики. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: богатство отождествляется с деньгами (государство считается тем богаче, чем больше денег оно имеет), и накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Ранний меркантилизм изжил себя к середине 16 в. Его важнейшие представители – У. Стаффорд, Г. Скаруффи и др. Центральным пунктом является система «денежного баланса», отстаивавшего политику, направленную на увеличение денежного богатства только законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались складочные места для торговли иностранными товарами и т.п. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты.

Поздний меркантилизм возник во второй половине 16 в. и достиг расцвета в 17 в. Его главные представители – Т. Мен, А. Серра, А. Монкретьен и др. Центральным пунктом являлась «система торгового баланса», в соответствии с которым считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров. Эту разницу стремились обеспечить двумя способами: 1) за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещения ввоза предметов роскоши; 2) при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. Отстаивалась политика протекционизма.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ. Отличие от меркантилизма и основные теоретические концепции.

Возникло в 17 в. Уильям Петти – основоположник классической буржуазной политэкономии в Англии.

Теория стоимости: Петти разграничивал «естественную» цену товара и рыночную цену, которую называл «политической» ценой. Рассматривая «естественную» цену как внутреннюю основу рыночных цен, он определял ее трудом. Петти впервые сформулировал зачатки теории трудовой стоимости. Однако он смешивал стоимость с меновой стоимостью и рассматривал последнюю в том виде, в каком она проявлялась в процессе обмена, т.е. в денежной форме. Непосредственным источником стоимости считал труд по добыче золота и серебра (т.е. денежного материала). Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определялась в результате их обмена на благородные металлы. Влияние меркантилизма здесь обнаруживается особенно ярко.

Теория о заработной плате и ренте: з/плата представлялась естественной ценой труда. Определял з/плату минимумом средств существования рабочих, а если рабочим станут платить вдвое больше указанного минимума, то они будут работать в два раза меньше. Рента представляет собой стоимость земледельческих продуктов за вычетом издержек производства. Именно рента в учении Петти выступает как основная форма прибавочной стоимости.

Учение о проценте и цене земли: Изменения цены земли следуют за изменениями нормы процента. Продажа земли рассматривалась им как продажа права на получение ренты и должна исчисляться как определенная сумма годичных рент. Ссудный процент определялся как отношение ренты к цене земли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. СМИТА. Значение вклада А. Смита в науку.

Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, в основе которого лежит обмен различными видами труда. Предмет исследования – экономическое развитие общества и условия роста его благосостояния. Богатство – простые продукты. Оно создается в процессе производства трудом наемных работников. Большое значение в увеличении прироста богатства имеет разделение труда, т.к. здесь появляется возможность применять более производительные орудия и люди накапливают опыт, знания. Центральное место в теории Смита занимает концепция экономического либерализма, в основе которого лежит идея естественного порядка. Рыночные экономические отношения, по Смиту, идеальны, т.к. соединяют личные интересы производителя с интересами общества.

Концепция невидимой руки: Смит считал, что значение государства для экономики сохраняется в сферах охраны правительственной собственности, издержек на общественные работы. Т.е. государство в производстве участие не принимает, но без него производство не может быть.

Теория стоимости: Стоимость – это затраты труда, которые можно измерить рабочим временем. Чтобы узнать стоимость нужно определить во сколько один труд тяжелее другого.

Теория прибыли: Прибыль создается трудом. Возможность создания прибыли зависит от производительности труда. Чем совершеннее орудие труда, тем больше прибыль. Если орудия труда принадлежат капиталисту, то и вся прибавка в производительности также принадлежит капиталу.

Теория з/платы: По Смиту любой человек работает хорошо, если у него есть интерес. Если з/плата высока, то рабочий будет стараться, т.к. более полно будет реализован его интерес. Но реально з/плата не может быть высокой, т.к. если она поднимается, то естественное производство ее все равно снизит.

Теория абсолютного преимущества: это теория мировой торговли. Не образуется богатства, в мировой торговле происходит лишь перемещение товара и в ней выигрывают все, страна специализируется на производстве определенного товара или услуг, в которых она имеет преимущества.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМ. ТЕОРИИ В РАБОТАХ Ж.Б. СЭЯ: классические традиции и новые подходы.

Ему принадлежат теория стоимости, учения о трех факторах производства и теория реализации.

Учение о трех факторах производства: Считал, что труду, капиталу и земле соответствуют три основных дохода: труд создает з/плату, капитал- процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того или иного фактора производства получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта.

Теория стоимости: Сэй утверждал, что производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, т.к. полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство. Сэй определял стоимость товара издержками производства – капиталом, землей и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Он отвергал присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе приравнивания двух товаров.

Теория реализации: Сэй утверждал, что сообщая ценность своим продуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан тем людям, которые обладают средствами для его купли. Эти средства состоят из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из их капиталов, земель. А из этого следует, что сбыт для продуктов создается самим производством. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не может совершиться иначе как на ценность другого продукта. Сэй сделал несколько выводов: «чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнее производства, тем легче, разнообразнее и обширнее сбыт продуктов»; «каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно процветанию всех прочих»; «ввоз иностранных товаров благоприятен продаже внутренних продуктов, т.к. мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукты нашей промышленности».

ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т.Ф. МАЛЬТУСА.

Мальтус «открыл» свои различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В этом стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит «закон народонаселения», действующий неизбежно с самого происхождения общества и неизбежно обрекающий излишек населения на нищету, голод и вымирание. Либо нравственное обуздание, либо нищета, болезни, голод, войны, вымирание – такую картину рисовал Мальтус. Ошибочной была попытка Мальтуса открыть вечный закон народонаселения. Свойственный капитализму закон состоит в том, что вместе с накоплением капитала образуется неизбежно излишнее рабочее население. Мальтус объявил это относительное перенаселение абсолютным.

Для трактовки проблемы реализации Мальтус использовал свою концепцию издержек производства. Прибыль включалась Мальтусом в определение стоимости товара наряду с трудом и выступала как нечто самостоятельное и независимое от него, она могла быть лишь номинальной надбавкой к цене товара, а обращение – той сферой, где этот излишек возникал бы за счет того, что товар продавался дороже своих издержек. Но то, что каждый из капиталистов выиграл бы от надбавки к цене в качестве продавца, он сразу же терял бы как покупатель, и реализация прибыли оказывалась бы невозможной. Спасением Мальтус считал непроизводительные слои населения. Эти третьи лица покупают, ничего не производя, и тем самым делают возможным реализацию прибыли капиталистов. Эту идею Мальтус заимствовал у Сисмонди.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЛКОБУРЖУАЗНОЙ КРИТИКИ КАПИТАЛИЗМА. Экономические взгляды СИСМОНДИ.

Сисмонди критиковал политэкономию Смита и Рикардо, пытался сформулировать новые принципы. Он был идеологом мелкобуржуазного социализма.

Теория стоимости, капитала и доходов: Сисмонди считал, что труд является единственным источником богатства, сделал шаг вперед по сравнению с Рикардо в определении величины стоимости, фиксировал внимание на противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью. Он считал, что деньги – это такой же продукт труда, как и другие товары, и являются общей мерой стоимости. Он понимал и подчеркивал различие между бумажными и кредитными деньгами. Сисмонди рассматривал капитал как производительный запас, включающий преимущественно средства производства. Характерной чертой капитализма он считал сосредоточение богатства в руках крупных капиталистов и полунищенское положение трудящихся. Рабочих считал творцами богатства. Прибылью считал вычет из продукта труда рабочего. Подчеркивал эксплуататорскую сущность прибыли как нетрудового дохода.

Проблема реализации и кризисов: Сисмонди поставил эту проблему в центр своего учения. Для реализации производственного товара необходимо, чтобы производство полностью соответствовало доходам общества. Если производство превышает сумму дохода в обществе, продукт реализован не будет. По его мнению, капитализм сужает внутренний рынок, т.к. сокращается доход рабочих, рабочие предъявляют все меньше спрос на товары. Сисмонди рассматривал кризисы как общее производство, являющееся результатом противоречий капитализма. Но кризисы он рассматривал с позиции мелкобуржуазной политэкономии, объясняя их сокращением рынка вследствие разорения мелких производителей. Спасением от кризисов считал искусственное сохранение мелкого производства.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛИСТОВ - УТОПИСТОВ.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 380
Бесплатно скачать Шпаргалка: История экономических учений (шпаргалка)