Шпаргалка: История философии 4

Название

Направление

Период Авторы Основные идеи и концепции 1. Философия Древней Индии а) Джайнизм VI в до н. э. Вардхамана или Джина Махавира

Вера в череду перерождений, возможность освобождения души от тела, аскетизм, неизменную ценность каждой жизни, и, как следствие, непричинение им вреда.

Бог для джайнов Бесконечное Знание, Бесконечное Восприятие, Бесконечное Осознание и Бесконечное Счастье.

Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов и, прежде всего, не наносить вреда живым существам.

“Вера в реальное существование — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”.

Третий принцип разделил приверженцев джайнизма на мирян и монахов.

б) Буддизм VI в до н. э. Будда Шакьямуни

Всякая жизнь – страдание и в сансаре вообще не может быть счастливой жизни. Единственное средство освобождения от страданий – полный выход из сансары.

Учение о Четырёх Благородных Истинах: жизнь есть страдание, корень страдания – жажда жизни, избавление от страдания – уничтожение жажды жизни, путь избавления восьмеричен: правильное понимание, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.

в) Чарвака-локаята VII – VIвв до н. э. Брихаспати Чарваки-локаяты считали, что душа есть тело, обладающее сознанием. Смерть одновременное разрушение и сознания, и души. Существует только этот мир, никакого потустороннего, загробного мира нет. Нет бога, нет души, нет закона кармы, источник познания – чувственное восприятие. Поэтому жертвоприношения бессмысленны: богов нет, а умершие родственники давно истлели и в пище не нуждаются. г) Ньяя III в до н. э. Готам (Гаутама)

Эта философия рассматривает условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания.

Ньяики полагали, что все недоступное реальному познанию не имеет реального существования.

Философы ньяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

д) Веданта IV– III вв до н. э. Бадараян Согласно веданты, высшей реальностью является брахман (космическая душа), а пуруша (абстрактное духовное начало) и пракрити (абстрактное материальное начало, природа) суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман (индивидуальная душа) посредством знания брахмана приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. е) Вайшешика III в до н. э. Канада (Улука)

В школе Вайшешика разрабатывалась специфическая форма индийского атомизма. Канада полагал, что каждый атом обладает неповторимыми особенностями, которых существует столько же, сколько и самих атомов.

Основная цель системы Вайшешика — освобождение индивидуального я. Она считает освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.

ж) Санкхья VI – V вв до н. э. Капила

Санкхья приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша (духа) и пракрити (материи). Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Всякая сознательная жизнь есть страдание. Самое величайшее зло этого мира — необходимое возвращение смерти в каждом новом существовании. Высшей целью человеческих стремлений может быть поэтому только полное устранение страданий. Только с помощью философии человек (без различия касты или состояния) может достигнуть спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение Санкхьи развивает свою мировую теорию, пытаясь установить причинную связь явлений материального мира, а также и душевных процессов. Главная характеристическая черта школы Санкхьи - атеизм, отрицание вечного верховного существа, создавшего и поддерживающего мир.

з) Йога II в до н. э. Патанджали

Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической.

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения освобождения из круговорота жизни и смерти (сансары).

2. Философия Древнего Китая а) Конфуцианство VI – V вв до н. э. Кун Фу-цзы

Предмет учения Конфуция – управление государством. Это искусство он считал равным искусству справедливости. Реформа управления Конфуцием была названа «Исправление имен»: он утверждал, что положение вещей следует вернуть в соответствие с их именами (отец должен быть отцом, сын – сыном и т.д.).

Конфуций ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. «Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, - учил Конфуций, - в этом и состоит прямота».

Главными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие» и «взаимность».

Человеколюбие – свойство только благородных людей. Благородный муж думает о морали, а низкий человек – как бы ему получше устроиться. Благородный предъявляет требования к себе, а низкий - к другим. Благородные люди хотя и живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие же следуют за другими людьми, но не живут в согласии с ними.

б) Моизм V – IV вв до н. э. Мо Цзы (Мо Ди) Моисты утверждали идеи всеобщей любви. По их утверждению небо человеколюбиво, именно оно есть истинный образец и мерило поступкам. «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую, чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным». «Небо желает, чтобы люди помогали друг другу…. Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах». в) Даосизм IV - III в до н. э. Лао Цзы

Для даосов дао стало прежде всего первоначалом, первоосновой, законом всего сущего.

Существует два дао – безымянное и поименованное. Безымянное Дао по сути есть небытие, бытие же – это дао, имеющее имя (его аналог – небо и земля). Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение и есть единственное постоянное в мире вещей.

Этический идеал даосов воплощал совершенномудрый (человек с высшим дао). Его главное качество – недеяние. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель, - гласит Дао дэ цзин, - тот, о котором народ знает только то, что он существует».

г) Легизм («школа закона») IV в до н. э. Гунсунь Ян (Шан Ян) Легисты говорили о неизменно злой природе человека, которым можно управлять только с помощью страха и наказаний. Легисты порвали с наивным представлением о государстве как о большой семье. Между людьми, считали они, вообще не должно существовать личных отношений, допустимы же только отношения правовые. Добродетель сплачивает людей, заставляет их помогать друг другу, покрывать преступления. Поэтому в хорошо управляемом государстве много наказаний и мало наград. 3. Философия античности ( VII в. до н.э. — III в. н.э.)

> Милетская школа

VII – VI вв до н. э. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух), но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и сущности всех вещей и явлений мироздания. > Диалектика Гераклита VI – V вв до н. э. Гераклит

Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: "Все течет!", "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", "В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется".

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. У Гераклита Космос - это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 257
Бесплатно скачать Шпаргалка: История философии 4