Шпаргалка: Материал к экзамену по философии

Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит из особого вида материи.

На современном этапе развития философия накопила достаточный материал, чтобы решить проблему сознания. В противоположность материи сознание характеризуется таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя характеризовать признаками, присущими физическому миру, как это можно сделать с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими характеристиками и представляют собой идеальное.

Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от свих материальных прообразов не имеют веса, запаха, пространственных и временных границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты природы, взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые формируют сознание. Идеальное в отличие от материального есть нечто существующее не в объективной реальности, а лишь в восприятии, представлении, мышлении.

Однако само сознание - это реальность, т. е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность /мысли, чувства, память, воля и др. /.

Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний. . . Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, лишь когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная. Сознание рассматривается в двух аспектах:

·онтологическом;

·гносеологическом.

1. Сознание - свойство высокоорганизованной материи, ф-я человеческого мозга, продукт человеческого развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной системой, а в том, что оно возникло как социальной формы движения материи.

2. С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения действий. Главная ф-я сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

2. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.

Важное значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее св-во материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение.

Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.

Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отр-я см. "Введ. в Фил-ю"

Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития:

1. Раздражимость, т. е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений.

2. Психика - это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания.

Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функ-ет. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни.

Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается стр-ра лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др.

Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд

получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно, чтобы возникло сознание, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Для возникновения сознания необходимо еще и общество. Реальностью сознание становится только в обществе.

3. Общеисторическая природа сознания. Роль труда в возникновении и развитии сознания. Единство языка и мышления.

Энгельс считал, что решающую роль в возникновении сознания сыграл труд. Роль труда складывается из нескольких факторов. Труд сыграл роль в становлении мозга. Развитие мозга человека обусловлено не только биологическими, но и социальными условиями. Через труд мозг обезьяны превращался в мозг человека. Благодаря труду мозг высвободил передние конечности, которые были нужны и усложнялись. Так лапа обезьяны превратилась в руку, увеличилась подвижность головы, изменилась грудная клетка, в следствии этого изменился мозг /увеличился/. Левое полушарие стало базой логического мышления. Правое - образного мышления.

Также труд - основное условие существования человека и человеческого общества.

Маркс считал, что труд - результат взаимодействия человека с природой. Но в основе труда лежит цель. Прежде чем что-либо создавать человек формирует определенную цель, а животное - нет.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Наиболее характерная черта - плюрализм (множественность).

Среди множества течений и школ в данный момент наблюдается переориентация, в связи с тем что идет поворот к человеку как к субъекту философии. Успех, деятельность человека - вопросы прагматизма (США, рубеж 19 века).

НЕОПОЗИТИВИЗМ Представители : М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Рейхенбах, Гемпель, Шольц.

Позитивизм - более раннее философское течение, возникшее в 30-е годы 19 века. Если говорить о первой стадии позитивизма, то надо сказать о Г. Спенсере и О. Канте. В их лице позитивизм сделал бурное развитие естественных наук, которое наблюдалось в это время. Тогда был накоплен высокий потенциал и возник вопрос что же такое философия. Каждая наука дает позитивное знание, а философия как наука не может давать, с их точки зрения, нового знания.

Тезис: философские проблемы - псевдопроблемы, лишенные научного смысла. Роль философии - систематизация материала, который предоставляется другими науками. Но первые представители позитивизма не отвергали право философии на существование. далее проблема предмета философии решалась по-разному. Возникло несколько течений: махизм (Э. Мах), эмпириокритицизм (Э. Мах, Авенариузм), неопозитивизм.

НЕОПОЗИТИВИЗМ. Вопрос о предмете философии. Все философские проблемы лишены научного смысла, так как научные - те проблемы, которые проверены на опыте и сравнены с фактами, а, так как философские проблемы не могут быть проверены на опыте, философия не существует. Они выдвинули положение о том, что роль философии - это логический анализ языка науки, деятельность по выяснению смысла, содержание понятий. Это деятельность, носящая подчиненный характер. Прежде всего для философии необходим анализ суждения с точки зрения возможности на существование.

СУЖДЕНИЯ: ВНЕНАУЧНЫЕ, НАУЧНЫЕ, ИСТИННЫЕ, ЛОЖНЫЕ. Научные - могут быть сравнены с другими фактами. Философские суждения не имеют права на существование, так как лишены смысла, не могут быть подтверждены.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 308
Бесплатно скачать Шпаргалка: Материал к экзамену по философии