Шпаргалка: Материальное производство и производство услуг: сущность и различия
Результаты производства. Блага и их классификация. Что же является результатом производства? Это материальные и нематериальные блага. Они создаются потому, что у людей возникают потребности. Под потребностью понимается настоятельная необходимость в чем-либо, состояние неудовлетворенности. Потребности людей делятся на первичные и вторичные.
Первичные (низшие) потребности — в питании, одежде, жилье и т. д. — обеспечивают жизненно важные, физиологические функции человека. Это — материальные потребности.
Вторичные потребности (высшие) — в зрелищах, в искусстве, в получении знаний, в эстетике и т. д. — это духовные, интеллектуальные, т. е. нематериальные потребности.
Потребности меняются, развиваясь вместе с человеком. Важнейшую роль в формировании и развитии потребностей играет технический прогресс.
Например, с появлением колеса сформировалась потребность в скорости и удобствах перемещения, с появлением Интернета — потребность в виртуальном общении, в скоростной передаче массивов информации и т. д.
В соответствии с разграничением потребностей блага также делятся на. материальные и нематериальные. Любые предметы, окружающие нас, — это материальные блага, а нематериальные блага — то, что удовлетворяет наши нематериальные потребности: научные знания, образование, достижения кинематографа, театральные спектакли и другие блага.
Экономические и неэкономические блага. В экономической теории блага имеют и другую классификацию. Они подразделяются на экономические и неэкономические.
Экономические блага — редкие блага, ограниченные относительно наших потребностей. Важно отметить, что люди вступают в экономические отношения только по поводу приобретения и использования именно редких благ.
Неэкономические блага не ограничены по сравнению с нашими потребностями, они находятся в общем пользовании и называются свободными благами. Например, Мировой океан, воздушное пространство и т. д. Однако это не означает, что неэкономические блага никому не нужны или не используются в производстве. Например, солнечная энергия — это неограниченное благо. Если она используется в солнечных батареях, то это не значит, что солнечный свет стал ограниченным, т.е. экономическим благом.
Но все же бывают случаи, когда неэкономическое, т.е. неограниченное, благо переходит в экономическое благо, становясь редким, дефицитным. Например, внедрение промышленных технологий может отрицательно повлиять на экологическую обстановку, что особенно серьезно сказывается на чистоте воздуха и содержании в нем кислорода в крупных урбанизированных городах. Когда благо становится редким, вокруг него возникают экономические отношения между людьми. Например, в Токио, когда в результате чрезмерной загазованности города исчез свежий, чистый воздух, подышать им можно было в специальных автоматах за деньги.
Так или иначе, понятие «благо» означает вещи, явления или средства, способные удовлетворить потребности человека.
Производственные и потребительские блага. В свою очередь экономические блага могут напрямую удовлетворять потребности людей. Такие блага называются потребительскими. К ним относятся конечные товары и услуги, которые уже прошли все стадии обработки и предназначены для конечного потребления.
Те блага, которые используются для производства конечных товаров и услуг, называются производственными благами. Они Удовлетворяют производственные потребности фирм. Это машины и оборудование, станки, материалы, производственные здания, технологии и т. д.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций социально-культурной сферы, виды предпринимательской деятельности
Легче всего решается проблема относительно коммерческого сектора сферы культуры: шоу-бизнеса, видеобизнеса, кино, казино, аттракционов, платных услуг, проката и т.п. В этом случае услуги оплачиваются непосредственно из кармана потребителя этих услуг. Платежеспособный спрос самого потребителя выступает регулятором объема и качества деятельности в этой сфере. Поэтому маркетинговые технологии и стратегии естественны для программирования, организации и реализации этой деятельности. Поэтому и первые отечественные попытки осмысления возможностей и перспектив маркетинга в сфере культуры начались именно применительно к платным услугам.
Обычно различают 6 групп услуг, оказываемых учреждениями культуры:
1. Платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественного, технического творчества, физической культуры.
2. Лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, аукционы, лотереи, обряды, ритуалы, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки, выставки-продажи и другие формы досугового характера.
3. Услуги обслуживающего плана: пошив одежды и костюмов, настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры.
4. Кино-, фото- и видеообслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тренажёрами, тирами, мастерскими.
5. Услуги по библиотечному обслуживанию (фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, составление библиографий, обслуживание личных библиотек, перевод и доставка литературы).
6. Оформление помещений, зданий, населенных пунктов по заказам организаций и граждан, различные виды помощи по культурно-бытовому обслуживанию населения.
Все эти виды услуг могут оказываться как в учреждениях, так и по месту жительства, работы, учебы, отдыха. Но каким бы обширным, ни был перечень услуг, — жизнь, потребности и спрос могут подождать и порождают новые услуги и товары. Достаточно вспомнить динамику развития видеопотребления: от коллективных просмотров — к прокату и изготовлению видеоматериалов.
Однако, ограничение применения маркетинга в культуре сферой платных услуг, с одной стороны, сужает возможности его применения, а с другой — не открывает для администраторов и менеджеров культуры, практиков сферы ничего нового. Они издавна работали на потребителя, занимались"«хозрасчетной»"(точнее— коммерческой) деятельностью, теснили на этом рынке конкурентов, заботились о рекламе и т. п., только не называли это маркетингом. Для них знакомство с маркетинговыми технологиями применительно к рынку платных услуг. лишь позволяет методически упорядочить то, чем они издавна занимались где-то интуитивно, где-то опираясь на опыт собственный или коллег, в общем, изобретая «маркетинговый велосипед»
Использование концепций маркетинга в современных условиях
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом - это управление спросом. Выделяют пять основных подходов (концепций), на основе которых коммерческие организации осуществляют свою маркетинговую деятельность.
1. концепция совершенствования производства;
2. концепция совершенствования товара;
3. концепция интенсификации коммерческих усилий;
4. концепция маркетинга;
5. концепция социально-этичного маркетинга.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--