Шпаргалка: Основные понятия анатомии и физиологии человека

1. Предмет и содержание анатомии и физиологии. Значение этих наук в психолого-педагогической подготовке будущего учителя

Анатомия человека (от греч. aná — вверх и tomé — режу) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия изучает организм человека по системам. Соответственно она состоит из разделов. Например, учение о костной системе — остеология; учение о нервной системе — неврология и т.д.

Физиология (от греч.— природа и — знание) — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё. Физиология подразделяется на общую и частную. Общая физиология изучает закономерности деятельности возбудимых тканей, законы их раздражения, возбуждения и т. д. Частная физиология изучает жизнепроявления различных органов и их взаимодействие в системных организациях целого организма. Физиология включает также в себя такие разделы, как сравнительная физиология, физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология, клиническая физиология и др. Функциональные изменения организма при болезненных процессах изучает патологическая физиология

Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, учитель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.

Изучение анатомо-физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.


2. Анатомическое строение клетки. Ткани, их виды и свойства

Кле́тка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии.

I. Наружная клеточная мембрана.

· трехслойная, состоит из белков и жиров, полупроницаемая;

Основные функции:

· ограничивает клетку;

· обеспечивает метаболизм, молекулярный транспорт.

· Экзоцитоз – выделение, эндоцитоз – внутрь, диффузия – пассивный транспорт, активный транспорт – Na, Cl, пиноцитоз – поглощение жидких молекул, фагоцитоз – поглощение твердых частиц.

II Ядро.

Покрыто двумя мембранами (внешней и внутренней) с ядерными порами, прикрытыми особыми тельцами; внутри – ядерный матрикс, состоящий из ядерного сока, ядрышек, рибонуклеопротеидных комплексов и нитей хроматина. Внешняя мембрана связана с ЭПС.

· Ядрышка содержат РНК. Их функция – синтез рибосом.

· Нити хроматина – хромосомы в период между делениями клетки (дезоксирибонуклеиновые комплексы). Хромосомы – ядерные структуры, в которых находятся гены, состоят из ДНК и белка. Кроме того, в состав хромосом входят ферменты и РНК

Ф-ии ядра: сохранение и передача генетической информации, организация и регуляция процессов обмена веществ.

III. Цитоплазма.

· Содержимое клетки; внутренняя полужидкая среда в состоянии геля с микротрубочками и микроферментами.

Ф-ии: содержит органоиды, поддерживает химический и водный баланс клетки.

IV. ЭПС

· Система канальцев, пронизывающих всю клетку.

Ф-ии: синтез белка, транспорт веществ, нейтрализация токсичных продуктов.

V. Комплекс Гольджи.

· Система канальцев, сложенных друг на друга с отходящими трубочками.

Ф-ии: накопление, преобразование, синтез веществ, образование лизосом.

VI. Лизосомы:

· Одномембранные пузырьки, внутри которых находятся гидролитические ферменты.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 350
Бесплатно скачать Шпаргалка: Основные понятия анатомии и физиологии человека