Шпаргалка: Основные понятия анатомии и физиологии человека
1. Предмет и содержание анатомии и физиологии. Значение этих наук в психолого-педагогической подготовке будущего учителя
Анатомия человека (от греч. aná — вверх и tomé — режу) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия изучает организм человека по системам. Соответственно она состоит из разделов. Например, учение о костной системе — остеология; учение о нервной системе — неврология и т.д.
Физиология (от греч.— природа и — знание) — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё. Физиология подразделяется на общую и частную. Общая физиология изучает закономерности деятельности возбудимых тканей, законы их раздражения, возбуждения и т. д. Частная физиология изучает жизнепроявления различных органов и их взаимодействие в системных организациях целого организма. Физиология включает также в себя такие разделы, как сравнительная физиология, физиология труда, спорта, авиационная и космическая физиология, клиническая физиология и др. Функциональные изменения организма при болезненных процессах изучает патологическая физиология
Зная физиологические и анатомические особенности организма школьника, учитель сможет правильно организовать учебный процесс, а изучение гигиенической роли факторов внешней среды поможет учителю укрепить здоровье детей.
Изучение анатомо-физиологических особенностей организма младшего школьника позволяет познать исторический процесс становления и преобразования форм и функций развивающегося организма.
2. Анатомическое строение клетки. Ткани, их виды и свойства
Кле́тка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии.
I. Наружная клеточная мембрана.
· трехслойная, состоит из белков и жиров, полупроницаемая;
Основные функции:
· ограничивает клетку;
· обеспечивает метаболизм, молекулярный транспорт.
· Экзоцитоз – выделение, эндоцитоз – внутрь, диффузия – пассивный транспорт, активный транспорт – Na, Cl, пиноцитоз – поглощение жидких молекул, фагоцитоз – поглощение твердых частиц.
II Ядро.
Покрыто двумя мембранами (внешней и внутренней) с ядерными порами, прикрытыми особыми тельцами; внутри – ядерный матрикс, состоящий из ядерного сока, ядрышек, рибонуклеопротеидных комплексов и нитей хроматина. Внешняя мембрана связана с ЭПС.
· Ядрышка содержат РНК. Их функция – синтез рибосом.
· Нити хроматина – хромосомы в период между делениями клетки (дезоксирибонуклеиновые комплексы). Хромосомы – ядерные структуры, в которых находятся гены, состоят из ДНК и белка. Кроме того, в состав хромосом входят ферменты и РНК
Ф-ии ядра: сохранение и передача генетической информации, организация и регуляция процессов обмена веществ.
III. Цитоплазма.
· Содержимое клетки; внутренняя полужидкая среда в состоянии геля с микротрубочками и микроферментами.
Ф-ии: содержит органоиды, поддерживает химический и водный баланс клетки.
IV. ЭПС
· Система канальцев, пронизывающих всю клетку.
Ф-ии: синтез белка, транспорт веществ, нейтрализация токсичных продуктов.
V. Комплекс Гольджи.
· Система канальцев, сложенных друг на друга с отходящими трубочками.
Ф-ии: накопление, преобразование, синтез веществ, образование лизосом.
VI. Лизосомы:
· Одномембранные пузырьки, внутри которых находятся гидролитические ферменты.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--