Шпаргалка: Отрасли, методы исследования, задачи психологии
Совр психология представляет собой широко разветвлённую область знаний. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют:1)педагогическая – особенности обучения и воспитания 2) детская – изучение психики детей разного возраста 3)психология труда – изучение псих. особенностей труд. деят-ти с целью её рационализации, закономерности развития труд навыков 4)инженерная – соотношение техн. требований и псих возможностей 5)психология спорта – исследования псих особенностей спорт деят-ти 6)авиационная и космич – изучает особ-ти псих процессов в усл космоса 7)юридич - изучает псих особенности поведения участников угол процесса (психология свид показаний, псих требования к допросу и т д), псих проблемы поведения и формирование личности преступника 8)военная – изучает психологию солдат в разл формах воен действий 9)медиц – расстройства психики при разл заболеваниях 10)патологич – нарушения психики, связанные с недостатками строений и функций мозга 11)соц – соц-псих проявления чел, его взаимоотношения с людьми, с группой, псих совместимость людей, соц-псих проявления в больших группах 12)эконом 13)политич .
Билет №3
Психология и экономика.
Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с менеджментом. Теория менеджмента основана на психологич. Теориях. Осн задача менеджера – мотивация, формирование коллектива, стиль и принятие решений, переговорный процесс, подбор кадров. Маркетинг – теория поведения потребителей, основанная на психологии: сигментирование рынка, позиционирование товара, подбор торг персонала, приговорный процесс, продвижение товара на рынок. Эк-ка труда – создание техники и технологий, соответствующих чел, Обучение мастерству.
Билет №4
Методы исследований.
Бывают формализованные (по правилам) и малоформализованные (определяют общую тематику). К формализ относятся: 1) тесты 2)опросники (анкета) 3) проективные методики 4) метод эксперимента. К малоформ 1) наблюдение 2) беседы 3) интервью.Тесты – в пер с англ испытание, проверка) предназначены для установления количеств и качеств индивид псих различий между людьми. Показатели, хар тест: 1) надёжность – точность измерения псих хар-к личности; считается тест, если коэффициент креляции при повторных измерениях составляет 0,75 и выше) 2) валидность – показатель, хар насколько точно соответствует тест изучаемому св-ву, в пер с англ – пригодный.
Классификация тестов:
1) по предмету измерения : интеллект, способности, личность, межличностные отн-я 2) по хар-ру тест заданий : вербальные и образные 3) в зав-ти от кол-ва испытуемых : индивид и групповые 4) по форме предъявления заданий : бланковые, аппаратурные, рисуночные и устные.
Анкетирование
- процедура проведения опроса в письм форме с пом анкеты (с франц список вопросов). Виды анкет: 1) по направленности вопроса а) о личности респондента: пол, возраст, образование, сем положение б) выявление мнения: оценочное суждение и мотивы в) формы поведения: поступки и действия 2) по форме ответов/вопросов А) закрытые вопросы: а)дихотомич форма: да, нет б) полувариантная форма, предусматривающая меню ответов в) шкальная форма, когда необходимо определить отношение Б) открытые (респондент полностью формулирует ответ) 3) по функциям а) информац б) вопросы-фильтры, определяют опред группы, сегмент респондентов в) контр вопросы, позволяют оценить правильность ответа респондента.
Наблюдение.
Широко используется в эк-ке. Классификация: 1) в зав-ти от степени вовлечённости исследователя в изучаемую среду: включённые и сторонние 2) по хар-ру воздействия объектов: скрытое и открытое 3) по хар-ру восприятия: сплошное и выборочное
Интервью
От англ встреча, беседа. Имеет опред цель и осущ по опред плану. Считается наиболее субъективным, т к результаты зависят от личности кор- и респондента .
Билет №5
Понятие психики.
Традиционно психика опред-ся как св-во живой материи отражать своим состоянием окр мир. Психика – вирт сжатие природы, отражение объективного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж система.
Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся зеркальным мех кооперированием мира. Псих отображение сопровождается отбором инфы, кот подвергается специфич обработке. Псих отображение – субъективное избират отражение объект мира. Псих св-ва явл результатом нейрофизиологич деят-ти мозга, однако содержат в себе хар-ки внешних объектов. Психика – системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функц системы мозга, кот формир-ся у чел в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деят-ти и опыта чел-ва через собств акт деят-ть. Т о, психика чел включает в себя 3 составляющих внешний мир, природу, её отражение
Билет №6
Теории.
В наст время имеется неск теорий, пытающихся объяснить психику: 1) теория нейрофизиологич. Осн положения: психика тесно связана с деят-тью мозга; психику нельзя просто свести к нерв системе, возможно, психика имеет свой субстрат 2) теория тождества : псих процессы по своей сути есть психологич 3) теория психофизиологич параллелелизма : псих и физ составляют 2 ряда явлений, кот соответствуют друг другу, но вместе с тем никогда не пересекаются и не влияют друг на друга. Отсюда предполагается наличие души, кот связана с телом, но живёт по своим законам 4) теория единства: псих и физ процессы возникают одновременно, но качественно различны 5)совр представления: псих явления соотносятся не с отд структурами мозга и не с отд нейрофизиологич процессами и явл системным качеством мозга, реализуемые через многоуровневые функц системы мозга.
Билет №7
Структура психики
Осн формы проявления психики: 1) процессы а)познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание б) эмоционально-волевые: чувства, воля 2) состояние: творч подъём, устойчивый интерес, апатия, угнетённость 3) св-ва личности: темперамент, хар-р, способности, тип личности, направленность личности (ценностная ориентация). Сущ-ет специфич (физ восприятие) и неспецифич путь передачи инфы (подключает эмоции, возбуждает кору). Обычно выделяют 3 группы псих явл-ий, а именно псих процессы, псих состояния, псих св-ва. Псих процессы – динамич отражение действительности в разл формах псих явл-ний. Псих процессы вызываются как внеш воздействиями, так и раздражениями нерв системы, идущими от внутр среды организма. Все псих процессы подразделяются на познават (ощущения и восприятие, представления и память, мышление и воображение), эмоц – активные и пассивные переживания, волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т д Под псих состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень псих деят-ти, кот проявляется в повыш или пониж активности личности (бывают общее психологич состояние и эмоц сост-я). Под псих св-вами чел понимают устойч образования, обеспеч опред кач-количетв уровень деят-ти и поведения, типичный для данного чел. Псих св-ва не сущ-ют вместе, они синтезир-ся и образуют сложные структурные образования личности, к кот н/отнести: жизн позицию личности, темперамент, способности. Хар-р.
Билет №8
Развитие психики
Имеется 2 подхода на развитие психики: 1)материалистич и 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала матер и идеальное. Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодействуют между собой, но тем не менее развиваются по своим законам. Психика не есть св-во живой материи и не есть продукт её развития. Они как и материя имеют высшие и низшие формы развития, свои законы и свои движущие силы. По 1ому психика возникла в рез-те эволюции материи. Вся материя имеет св-ва отражения, т е способность отвечать на воздействие среды. Форма ответа – это движение. Формы отражения живой материи: 1) раздражимость – способность живого организма реагировать на биологически значимые стимулы. Простейшая форма отражения. Пример: тропизмы 2) чувствительность – появл с нервной системой. Потом формируется активный образ жизни. Это биологич признак возникновения психики. Возникает способность к обучению 3) дифференциация – появление ганглий – скопление нервных клеток 4) инстинкты – врождённая неизменяемая форма поведения , одинак у особей опред вида. Это алгоритм реакций в ответ на раздражители. И зафиксированы в мозге в виде жёстких программ поведения, кот передаются по наследству. Различают 3 уровней: низшие, средние (самосохранение, продолжительность рода, альтруизм, исследоват и, лидерство, свобода, сохранение достоинства) и высшие (вера, надежда, любовь, смирение, сострадание, воздержание, щедрость, справедливость). Низшие и, если получают акцептуацию, то в обыденной жизни их наз-ют отриц чертами хар-ра: гордость, тщеславие, зависть, скупость, уныние, гнев, блуд, чревоугодие. 5) навыки – в основе формирования – динамич программы 6) сознание – накопленный опыт формирует динамич программу поведения, кот корректирует жёсткую программу – так возникает интеллектуальная деят-ть.
Т о развитие психики происходит в неск этапов (поведение) 1) элементарная чувствительность: и, врождённые формы реакции 2) предметное восприятие: навыки, поведения формир-ся в рез-те индивид опыта 3) отражение межпредметных связей: интеллектуальное поведение.
Билет №9
Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС и периферич нс (соматич и вегетативный: пара- и симпатич). ЦНС содержит спинной и головной(продолговатый, средний, промежуточный, большие полушария, мозжечок) мозг. Соматич отдел регулирует скелетную мускулатуру, а вегетат – работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – двигат функции. Симпатич – регуляция обмена в-в. ЦНС начинается со спин мозга: проводниковая и рефлекторная. Продолговатый мозг - нах-ся в головной коробке, продолжает ф-цию спин мозга. Средний мозг: рефлект и проводник ф-ции выполняет простейшие рефлексы. От сред мозга выходят нервы, регул мышцы глаз и лица. Там наход-ся первичные зрит и слух центры. 2 системы передачи и: специфич н с и в основе сред мозга и частично-продолговат – ретикулярная формация – сеточка Регулят деят-ть регулирует и активирует кору головного мозга. В таламич обл-ть приходит вся инфа из сред мира, происходит оценка инфы. Отобранная инфа (значимая, интересная, новая, необычная) идёт в кору голов мозга. Гипоталамус участвует в формировании эмоций. Кора гол мозга неравнозначна. Лобная часть: программные ф-ции, затылочная – зрит центры, височная – центры слуха, речи и память. Мозг ассиметричен в выполнении своих ф-ций: в лев части происходит разложение инфы на части, не м/интегрировать инфу в образ. Пр полушарие – эмоц окраска инфы, производится идентификация с эталоном и создание образа.
Билет№12
Осн положения бихевиоризма.
Основоположник амер Уотсон. Датой рождения явл-ся публикация в 1913г статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном псих журнале «Психологич обозрение». Предмет психологии с т зр бих-ма - поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций (R) на внешние стимулы(S). Задача психологии – понять и объяснить поведение без субъект категорий. Объяснить поведение следует по 3 направлениям: 1)описать поведение 2)выяснить те физич силы, о кот оно зависит 3)установить связи между стимулом и поведением (стимул порождает реакцию). Методом исследований явл-ся поведенч эксперимент. Сыграл опред роль в теории менеджмента и в рекл продукции.
Билет №13
Осн положения гештальтпсихологии.
Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и выдвинувшее в кач-ве осн объяснит принципа психологии целостное объединение Эл-тов психич жизни, несводимое к сумме составляющих, - гештальт. Гештальт – образ, структура. Представители: Келер, Вертгаймер, Дункер. Стимул напрямую не вызывает реакцию (S->0->R). У каждого из нас имеются эталонные образы. Т рассматр соотношение целого и части в формировании психики. Психика – целостное образование разл составляющих частей (ощущений). Эта Т внесла опред вклад в понятие механизма познават процесса. Содержание зрит, слух и др ощущений явл более полным, чем их образы, выраженные в понятиях и возникшие в психике. В формировании психики опред роль играют не отд ощущения, а их взаимосвязь, формир образ, предметы или явл-ния. Созданный образ в свою очередь влияет на хар-р протекания ощущений.
Билет №14
Осн положения психоанализа.
Основоположник – Фрейд. Есть теория и метод психоанализа. Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из без- , сверх- и сознат (интуиция). У каждого чел активность этих 3 выражена не в одинак степени. Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание – хорошо автоматизир навыки, глубоко усвоенные нормы. Подсоз-ие защищает сознание от изм-ний работы. Сознание оперирует знанием, кот м/быть переданы другим. В сверхсозн-ие без контроля сознания возникают новые связи. Фрейд выделил 2 инстинкта, регул поведение: самосохранение и секс и или либидо. Бессознат насыщено энергией либидо, слепого и, не знающего ничего, кроме принципа удовлетворения. Сознание в силу запретов общ-ва препятствует этому и энергия либидо ищет обходные пути, прорываясь в сознат или телесные действия (эйфория) – создание худ образов в сновидениях. Т о в псих реакциях чел ничего случайного нет, всё причинно обусловлено.
Билет №15
Осн положения когнитивной психологии.
Когнито (знание). Это направление возникает с развитием инфы. Основоположник – амер Келли. Гл источником развития личности явл среда, соц окружение. Осн положения: 1) чел – система по восприятию и переработке инфы 2) каждый чел воспринимает и интегрирует внешний мир через свой внутр (конструкты) 3) восприятие, мышление, память, речь, межличностные отн-ия опред-ся конструктами примерно также, как устройство организма генотипом. Конструкты функционируют по признаку дихотамии. Конструкты изменяются под влиянием опыта, т е чел развивается в течение жизни. Конструкты есть основополагающие, т е наиболее часто употребляемые, и периферийные.
Билет №16
Осн положения гуманистич психологии.
Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом изучения кот явл уникальная, целостная личность чел. Основатели: Маслоу и Роджерс. Сторонники считают, что каждый чел м/самоактуализироваться, но не каждый это умеет. Поэтому задача общ-ва создать соц усл-ия, в кот каждый чел мог бы раскрыть свои возможности. Цель жизни – реализовать весь свой врождённый потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т е человеком, кот использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. В наст время гуманистич. Психология превратилась в обл-ть практич психологии.
Билет №17
Информац-энергетич модель психики.
Особенности: 1)чел – система по восприятию и переработке инфы 2) организм чел фунционирует по законам бытия 3) для норм функционирования организма необходимо поддерживать состояние целостности (баланс организма и внешней среды). Целостность организма определяет наше функц состояние, здоровье 4)причина нарушения психологич баланса – это ЭГО (в пер сознание). Эго отличается от Я, я - это природа, а эго постоянно нуждается в признании и поддержке. Согласно этой модели любая мысль или действие вызывает каскад реакций в окр мире 5) мозг явл мощным энергетич генератором 6) сознание организовано на принципах, стереотипах. Стереотип – это шаблон, защищает мозг от избыточной неупорядоч инфы. Всякий прорыв стереотипа приводит к нарушению баланса сознат-го и бессознат-го. У чел возникает состояние тревоги, беспокойства, транса. В таком состоянии чел внушаем 7) бессознат – пространство, где происходит взаимодействие инфы. Здесь формир-ся инстинкты, желание, влечение. Не прорвавшиеся в сознание импульсы устремляются к нему обходными путями (посредством снов, оговорок, движений). Бессознат имеет структуру: коллективное бессознат и индивид бессознат. В бессознат отсутствует ф-ция времени, время явл-ся его функцией и сущ-ет в сознании. Коррекция бессознат: эмоции, связ с событиями, кодируются мозгом в виде некот информац матриц. Усилением воли м/вывести инфу на уровень сознания и изменить к ней отношение. Человек—система, кот м/рассчитать, прогнозировать. На чел оказывают, определяют карму: влияние рода, сила поведения, сила воли.
Билет №25
Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-индивид, индивидуальность, личность. Чел – вид животного. Индивид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индивидуален и неповторим. Личность – чел, проявляющийся в обществе. Формирование чел как личности начинается ещё внутриутробно (по одной версии – Гроф), с первых дней жизни – классики. Понятие зрелой личности – личность, кот имеет свою неподдельную т зр на эти или иные явл-ия жизни. Зрелость зависит от опыта (примерно 33 года). Структура личности
Психич процессы – воображение, ощущение, восприятие. Темперамент – явл биологич, характер – соц. Опыт и знания основаны на 2 предыдущих, но зависит от соц факторов. Направленность – ценности, жизн позиция личности.
Билет №26
Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
Темперамент (в пер с лат – смесь, соразмерность) – индивид особенности чел, опред динамику протекания его псих функций и поведение. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность псих процессов. Темперамент – биологич основа, на кот формируется личность, как соц явление. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель учения о Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жидкостей организма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о Т Гиппократа получили частичное подтверждение в совр эндокринологич исследованиях. По мнению Лесгафта, в проявлении темперамента лежат св-ва кровообращения:толщина и упругость стенных сосудов, диаметр их просвета, строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпераменты чувств (сангв, меланх) 2) действия (хол, флегмат). Совр. Представления о Т: согласно концепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая роль принадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипоталамус, миндалины. Предполагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат в основе индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик, миндалины и гипокамп – меланхолик, гипоталамус и гипокамп – сангвиник, миндалина и лобная кора – флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1) миндалины – гипоталамус – потребностно-мотивац структура (интроверт) 2) кора – гипокамп – информац структура (экстраверт). От соотношения этих подструктур зависит экстра- и интроверсия.
Билет №27.
Холерический темперамент.
+-+ . Сильный неуравновешенный тип личности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик. Он имеет точные доминирующие цели и интересы, его действия, направлены на преодоление тех или иных препятствий, на достижение цели. Человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключит страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным эмоц вспышкам, резким сменам настроения. Высокая работоспособность нерв системы, м/работать долго, с высокой отдачи. Он относится с энтузиазмом к той деят-ти, кот ему нравится. Он не любит контроля, чтобы его хвалили (контролировать м/только результат). Преобладает гнев, ярость, агрессия. Взаимоотношения с людьми: он прямой, категоричный, часто конфликтный. У холерика возбуждение сильнее торможения. Не носит долго гнева. Пётр I, Пушкин, Суворов, Павлов, Жириновский.
Билет №28.
Сангвинистический темперамент.
Сильный, уравновешенный тип личности. Преобладает гипоталамус и гипокамп. Чёткие доминанты: открытый, живой, подвижный, быстро отзывающийся на окруж события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, любознательный, доминируют положит эмоции. Сильная нервная система, высокая работоспособность. Душа общ-ва, преобладают положит эмоции. Рассудит человек, холодное внимание. Думает одно, а говорит другое (хорошее). Лермонтов.
Билет №29.
Флегматический темперамент.
+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина и лобная кора. Хорошо сбалансированные потребности, без выделения доминанты, тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако медленно воспринимают инфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист. Воспринимает блоками, материал очень хорошо систематизирован. Настойчивый и упорный. Работа качественна, труженик жизни. Медлит, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. С людьми: равнодушный, но если возникает негатив—это надолго. Крылов, Кутузов.
Билет №30.
Меланхолический темперамент.
- Слабый тип. Преобладают миндалины и гипокамп. Из множества событий трудно выделяет доминирующие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешительность, бесконечные колебания, высокая чувствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высокую и длит работоспособность. Ему нельзя менять работу. Легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначит неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее. В общении: замкнутые, необщительные. Они ни во что не верит, всё боится, во всём видит недоброе, злое. Чайковский, Гоголь.
Билет №31.
Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, соционика м/не только описывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при решении сугубо практич задач, формир устойчивых коллективов, решение сем проблем, проблемы воспитания детей. Соционика м/спрогнозировать какие отношения сложатся между чел и окружающими. Юнг установил, что социотип – совокупность псих качеств проявл-ся в одинаковом образе мышления и поведения. Социотипы отличаются друг от друга способами восприятия мира и способами обработки инфы.
Билет №32.
Модель Юнга.
Социотип
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--