Шпаргалка: Ответы на вопросы к экзамену "Клиническая психология"

Преподаватель Корсакова

БИЛЕТ1

Предмет и задачи КП

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи могут быт определенны след. образом: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установлении степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич. нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.

Нарушения операциональной составляющей мышления

Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется эта способность. Выделяют два варианта нарушения операциональной стороны мышления, которые чаще всего наблюдаются у больных эпилепсией, энцефалитом и олигофренией, сосудистых заболеваниях мозга и его травмах: 1. снижение уровня обобщения а)в виде нарушения аналитико-синтетической функции (в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами; а при ярко выраженном снижении больным вообще недоступны задачи на классификацию) б) в виде нарушения актуализации ассоциаций (отдельные детали не увязываются, не синтезируются, ситуации в целом не осмысливаются; возникающие ассоциации обусловлены лишь отдельными, изолированными элементами). 2. искажение процесса обобщения (в суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей; живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуясь реальной обстановкой; подходят к незначительным, обыденным явлениям с «теоретических» позиций (резонерство).

Т.о., в мышлении больных этой подгруппы доминируют словесно-логические связи, которые не контролируются непосредственно данными, конкретными отношениями и недостаточно опираются на чувственные представления. Единый процесс отражения искажается как бы с двух сторон. Если содержание ассоциаций больных при снижении уровня обобщения не выходит за пределы частных, единичных связей, если полученные ими непосредственные впечатления не синтезируются и словесно-логические связи не имеют доминирующего значения, то у больных с искажением процесса обобщения происходит обратное.


БИЛЕТ2

1. Задачи КП

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи могут быт определенны след. образом: участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установлении степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич. нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.

Психологические параметры дизонтогенеза

Перечисленные выше параметры (см. билет 12 - 1) по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы. Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами: 1. недоразвитие: ранее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития (например, олигофрения) 2. задержанное развитие: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (например при задержки эмоциональной сферы - инфантилизм) 3. поврежденное развитие: (органическая деменция) 4. дефицитарное развитие связанно с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем, опорно-двигательных систем. 5. искаженное развитие - сложное сочетание 1, 2, 3 и 4 типов (например ранний детский аутизм) 6. дисгармоничное развитие (ряд психопатий). Как показывают данные клинического анализа, перечисленные выше варианты дизонтогенеза не являются самостоятельными образованьями, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.


БИЛЕТ3

Значение КП для общей психологии

Зейгарник выделяет несколько аспектов влияния КП на развитие общетеоретич. Y: решение проблемы соотношения социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психич. процессов; освещение вопроса о соотношении развития и распада психики; установление роли личностного компонента в структуре различных форм психич. деятельности. Общая - накка о стр механ формир возр динам псих проц и психики и КП помог решать часть этих вопросов тк она распол собств моделью нарушений этих функций, КП разрабатывает представления на моделях, патологии изучив в каком виде и как происх. эти нарушения и поэт явл метод общепси исслед. КП имеет в основе зания общепс. и работая уточняет и проверяет эти знания. Общая исследовала произ непроиз запомин и благод нейропси исследования доказали, что это разные проц и за их реализацию отвеч. разные системы (непроизв. - левое полушарие). Следовательно, КП позвол провер общепси принципы (единство сознания и деятельности). Обшая изучает эмоции ... , а КП - патологию Нарушение фактора как пример . Итого

метод-эксперим исследовани

КП возвращает проверенные на практике общепсих. представления

Психолог. проблематика в соматической клинике

Ее рассматривают в разделе психосоматики: а. соматогнозогнозия и б. психосоматозы. Содержание психосоматического подхода заключается в привлечении психолог. данных для лучшего понимания физ. симптомов и патофизиоолг. проц., для лучшего понимания и лечения психич. р-в. Зарождение психосом. медицины связанно с работами Фрейда. Соматонозогнозия - влияние телесных заболеваний на психику больного, особенности личности. Психосоматозы - влияние псих. факторов на формирование телесных изменений. Проблема соотношения биологического и психического. Группы риска б-ных, у кот. под влиянием экстремальных обстоятельств могут возникнуть сомат. расстройства (профили личности). Условно в психосоматической медицине можно выделить несколько направлений: 1. психоаналитическое: здесь сделан важный шаг в сторону дифференциации психосомат. расстройств на явления истерии и вегетативные неврозы (вытесненные эмоции символически выражаются в симптоме, последний и выступает в качестве соматического выражения неосознанного псих. конфликта; вегетативный симптом - физиологический коррелят вытесненной эмоции. Другие психоаналитики вообще не делают принципиальных различий между основными группами психосомат. расстройств (конверсионными истерическими явлениями, органными неврозами, психосоматическими заболеваниями). Важным критерием для понимания их природы является вид вытеснения . Так например, у больных первой группы конфликты вытесняются путем легкого вытеснения. 2. антрополог. : в этом случае к изучению психосоматики подходят с позиции анализа бытия. Болезнь здесь рассматривается как экзистенциональное бедственное состояние во внутренней истории жизни человека.


БИЛЕТ4

Диагностика как задача психодиагностики; виды диагностики.

Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:1. Клинические (дифференциально-диагностическую,топическую); 2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической функции; 3. Диагностику личностных особенностей пациента; 4.Диагностику аномалий развития в детском возрасте; 5.Экспертизы (военно-врачебную, врачебно-трудовую, судебно-психиатрическую); 6.Медико-педагогическую; 7.Реабилитационную; 8. Психокоррекцию. психопатологические проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики. Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Но эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа. Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).

2.Внутренняя картина болезни (ВКБ) и ее связь с этапами развития заболевания.

(+см. 15 билет) В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения б-ни б-ным (ВКБ).Это понятие было введено Лурией. Сегодня во ВКБ рассматривают три уровня: 1.сенситивный (идентиф. ситуацию к-л. неблагополучия, сравнивая его с тем, который был до заболевания; отдельные симптомы сигнализируют о причинах неблагополучия. 2.оценочный (переработка, интеграция и оценка данных, полученных на 1-ом этапе. 3.этап сложившихся отношений (полное становление ВКБ. Формируется деятельность, направленная на излечение. Если такая деятельность не формир ®то ВКБ не счит. завершенной®неврозы). ВКБ зависит от стадий течения б-ни: 1. начальная (в ВКБ преобл. чувств. компонент; возникает реакция стресса®запускаются механизмы адаптации). 2. разгар (взаимодействие с б-нью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к б-ни; острые / подострые / хронические состояния) 3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - б-нь уходит, а ВКБ остается; Задержка структуры ВКБ может привести к глубокой формам неврозов и тп.; проблема эвтаназии; фазы умирания: непринятие прогноза®фаза протеста®введение торга или самогипноз®примирение). Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний - при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнош-я - при отрицании)


БИЛЕТ5

1.Предмет и задачи нейропсихолог.

Это наука о роли отд. мозговых зон в поведении в целом. + наука о связи мозга и поведения (т.е. изучает не болезнь). Ее задача- выявл. в чем именно закл. этот вклад; какие услов\факторы внос. кажд. уч-ток в протек. псих. процессов и как они пораж. при травмах разл. уч-ков мозга. Ее методом является синдромальный анализ - явления душевной жизни рассматриваются во взаимосвязи, в динамике развития, в определенной иерархии) Основ. ее пробл: а) локализации (выяв. и классиф. разл. областей и зон м., облад. специф. механ. работы, а также их вклад в протек. псих. ф-ций; б) проблема метода (нахож. методики, позвол. измен. и протекан. разн. пф; в) пр. объекта исследов.(исслед. нормы, детей и тд). + см. 9 (симптом, синдром)

2.Экспертиза как задача КП

Экспертиза - относится к одному из типов практических задач, реализуемых в рамках КП (другие типы диагностик - клиническая, диагн. личностных особенностей, диагн. аномалий развития в детском возрасте, диаг. стр. и степени выраженности наруш. псих. функции). Виды экспертизы : 1.военно-врачебную (отбор в армию, установочное поведение) 2. врачебно-трудовую - профориентация людей, с КП нарушениями (подходящий вид труда, возрастной фактор, личностные особенности; при это важно не создавать у человека установку об инвалидности); 3. судебно-психиатрическую (проблема вменяемости, степень умственного развития, категория «частичной вменяемости», аффективное поведение) ; 4.медико-педагогическую (прогноз обучаемости, выбор путей общеобразов. и трудового обучения; уровень знаний и навыков соотв. возрасту; т.е. не столько коррекция отдельных псих. функций, а коррекция в целом нарушенного развития р-ка).


--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 313
Бесплатно скачать Шпаргалка: Ответы на вопросы к экзамену "Клиническая психология"