Шпаргалка: Шпаргалка по дисциплине Антимонопольное (конкурентное) право
Регулирование конкурентных отношений, складывающееся на тов. рынках и рынках фондовых бумаг, известно праву всех промышл. развитых стран.
Основная цель зак-ва и практики государств с рыночной экономикой, кот. преследуется при регулировании этих отношений состоит в том, чтобы в условиях свободного предпринимательства обеспечить макс.-эффект. использование механизмов поддержания свободной конкуренции, предотвратить факты недобросовестной конкуренции для защиты законных прв и интересов как производителей, так и потребителей. Каждому гос-во гарантирует возможность вести бизнес в зак. рамках не злоупотребляя свободой.
В условизя существ. тнденции к монополизации рынка, осуществление права на своб. конкуренцию неизбежно наталкивается на сложившиеся в результате монополизации, препятствия. Это вынуждает гос-во непосредственно вмешиваться в процесс монополизации и пресекать его путем создания спец. норм. актов, регламентирующих конкуренцию,, предписывающих правила игры и получивших «названия «Антитрестовского законодательства» или «зак-ва по пресечению ограничительной хоз. деятельности».
Разработка и проведение антимонопольной политики явл. одной из важнейших функций нашего государства. Сейчас целями антимонопольной политики явл.:
Формирование единого экономического и правового пространства;
Обеспечение экон. свободы ПД;
Создание конкурентной среды.
Эти цели реализуются с помощью укрепления антимонопольного контроля за эконом. концентрацией; предовращения организации монопольных структур на тов-х и фин. рынках; предупреждения антиконкурентынх соглашений; преодоления админ. барьеров и т.д.
Основная цель курса – изучение матер.-проц. норм, регулирующих конкурентные и связ. с ним отношения, в т.ч. регулирующие и определяющие:
- структуру рынка;
- порядок определения доминирующего положения;
- прав. положение Sов конкуренции и монополий; антимоноп. орг-ов;
- отв-ть за нарушение соотв. з-ва;
- порядок предъявления антимон. органами исков в суд, из участие в суд. процессе;
- порядок обжалов. решений и предписаний антимон. орг-в и др. вопросы.
Категория «конкуренция» в системе рыночных отношений.
В литературе существует многообразие понятий «конкуренция». Сам термин происходит от лат. слова «сталкиваться». В экон. литературе преимущ. положение занимает определение, касающееся поведения Sв рынка. В словаре Брокгауза конкур. – соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели, конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключ. обладание то или иное благо, поэтому конкурениция всегда имеет характер борьбы.
Адам Смит впервые доказал, что конкуренция уравнивая нормы прибыли приводит а оптимальному разделению труда и капитала и поредил 5 основных условий финансирования кнкурнции:
конкурентиы должны действовать назвисимо, п не в сговоре;
число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) д.б. достаточным чтобы исключить экстраординарные доходы;
экон. суб-ты должны обладать необход. знаниями о возможностях рынка;
должна присутствовать свобода действовать в соотв. с этим знанием;
необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию из владельцев.
По его мнению сущность конкуренции предст. совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективы.
В начале ХХ в. взгляды на конкуренцию, ее роль в экономике изменились. Критике подверглась модель «совершенной» конкуренции, т.к. в то время она уделяла внимание только одному виду (ценовой конкуренции). Игнорировались роль инноваций, игнорировалось воздействие ч-ва, направленное на развитие и поддержку конкуреции.
В ХIХ в. монополия и конкуренция рассматривалась как противоположности. В нач. ХХ в мнение изменилос. Введено понятие « монополистическая» конкуренция и эти термины др. друга не взаимоисключают. В США в сер. ХХ в. понятие «конкуренции» ассоцииров. с наличием на рынке большого числа независ. покупателей и продавцов и возм-ю для них свободно выходить на рынок и покидать его.
В 70е г.г. ХХ в в качестве концептуальной основы подхода к понятию сущности конкуренции стала рассматриваться проблема распределения в мире огранич-х производственных ресурсов и борьбы за их эффективное использование.
В условиях значительного опережения возможностей производства относительно спроса был принят новый метод борьбы за свои конкурентные преимущества - концепция маркетинга. Их представители считают, что конкуренция – жто поведение компаний, направл. на борьбу за деньги потребителей и их мах-е удовлетворение. Все большее значение пробртает изучение потребительского поведения и борьбы за его удовлетворение.
Конкурентным явл. такой рынок, где контролирующими выступают интересы потребителей, а фирмы ведут борьбу за огранич. объем из платежеспособного спроса.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--