Шпаргалка: Шпаргалка по Экономической теории 8
1)Предмет экономической теории
-изучает причины материал благосостояние
-является рыночным сектором где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения
-занимается распредел ограниченных ресурсов для удовлетворит конкурирующ целей
-это наука об определенном типе социал поведения(поведения не только на рынке,но и в области политике,семье...)формир вне рыночн поведения
2)Общественное воспроизводства:производства,распределение,обмен и потребление
Осн элементы процесса пр-ва: рабочая сила-совокуп физич, интел,, дух способностей чел кот он исп в процессе труда. Труд-сознательная целесообразная деят чел направленная на преобразование предмета для получения благ с целью удовл своих потребностей. Предметы труда-это то, на что направ труд челов и что потом превращ в конечный продукт его деят.(сырье,материал,полуфабрикаты)Средства труда-они бывают актив и пассив, то, с помощью чего чел воздействует на предметы труда. Активные средства труда(орудия)-машины, оборуд, агрегаты.Пассивные-здания, сооружения, коммуникации, кот создают усл труда.
В совокупности средства труда и предметы труда образуют средства производства.Человек во взаимоотношении со средствами производства образует производительные силы общества-это взаимоотношение средств производства и людей
Потребление не всегда явл усл производства. Иногда выступ в кач производства(раб сила).базис-сист эк отн+производит сила общества.надстройка-вся система соц-дух отн.(политика,культера,ценности,нац интересы)
3) экономические интересы. Цели и средства их достижения
Решение задач рационального использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью получения максимального количества необходимых благ в конечном счете связано с экономическими интересами каждого индивида, коллектива, социальных групп и общества в целом. Именно экономические интересы людей выступают движущей силой социально-экономического прогресса. В связи с этим огромное значение приобретает проблема приоритетов, ранжирования, упорядочения индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
В условиях рыночных отношений превалируют личные (частные) интересы. Именно личная заинтересованность в получении тех или иных благ, в улучшении собственного благосостояния, благополучия родных и близких побуждает человека к активным действиям, максимальному приложению усилий, использованию всех своих потенций.
Обеспечивая собственное благополучие, люди тем самым создают условия для улучшения благосостояния коллектива, социальных групп и общества в целом. Дело в том, что коллективы, группы и общество состоят из индивидов. Поэтому улучшение социального положения каждого объективно обусловливает продвижение к благополучию всех.
Важное значение имеют и групповые интересы, например, интересы работающих на отдельно взятом предприятии. Наращивание выпуска продукции, постоянное повышение ее качества, потребительских свойств в соответствии с запросами покупателей и снижение затрат (себестоимости) ведут к процветанию предприятия. Если даже взять чисто капиталистическое предприятие, где имеются работодатель и наемные работники, то совершенно очевидно, что получение прибыли зависит не только от предпринимательских способностей хозяина предприятия, его менеджера и управленческого аппарата, но и от того, в какой степени сами наемные работники будут заинтересованы в достижении поставленных предприятием целей. Насколько адекватно будут вознаграждены трудовые усилия работников, их творческий подход к выполнению порученного дела, насколько предприниматель заботится об условиях их труда и быта, повышении квалификации, продвижении по служебной лестнице, настолько, очевидно, будут наемные работники отвечать своей трудовой активностью.В настоящее время во всех западных странах особое внимание обращается на формирование благоприятного микроклимата в трудовых коллективах и, что самое примечательное, на формирование коллективистских начал в психологии работника. Все большее распространение получает система человеческих отношений. Осуществляя переход к рыночной экономике, нам надо не растерять те коллективистские начала, которые заложила прежняя социально-экономическая система в психологию наших людей. Поэтому, очевидно, развивая индивидуальный, даже эгоистический экономический интерес в каждом работнике, необходимо сочетать его с коллективными интересами, интересами предприятия.
Решение крупных социальных, экономических, экологических проблем порой становится под силу только обществу в целом, государству как выразителю общественных интересов. Речь идет о защите окружающей среды, развитии образования, высшей школы, науки, культуры, здравоохранения, обороны и т.п. Можно поставить вполне резонный вопрос о совместимости процесса стимулирования и даже провоцирования частного, индивидуального и коллективного эгоизма с интересами всего общества. Несомненно, здесь кроется серьезная проблема. Однако нельзя забывать о том, что говорилось выше об индивидуальных и коллективных интересах. Суть дела заключается в том, что чем большие доходы будут получать отдельные работники, отдельные коллективы (предприятия), тем легче будет обществу решать общегосударственные экономические, социальные и экологические проблемы. Через различные формы отчислений, и прежде всего через налоговую систему, от более зажиточных людей и преуспевающих предприятий общество получит соответственно большие возможности для формирования государственного бюджета, из которого в основном и происходит финансирование важнейших крупномасштабных народнохозяйственных программ. Конечно, в реальной действительности не все так однозначно, как в теоретических концепциях.Если придерживаться принципа, что «все течет, все изменяется», то, очевидно, с развитием человеческого общества не может не модифицироваться, не видоизменяться система взаимосвязей разноуровневых экономических интересов. Это диалектически противоречивый, но единый и неразрывный социально-экономический процесс.
4)Ограниченность ресурсов,проблема выбора оптимального решения и граница производственных возможностей
Производ возможности эк системы огранич редкостью исп ресурсов.об-во всегда располаг огранич кол труда, сырья, земли, оборуд, машин и тд. Огранич ресурсов возрвст по мере развития об-ва. В силу этого исп-ия ресурсов предполаг из рац применение. Кривая происвод возм-й.
n1-машины;n2-оборудование
График границы произв возможностей иллюстр нац эк, кот полностью реализ имеющиеся ресурсы.и не может увелич произв одного прод не уменьшив произв другого.
Функционир экон на границе своих возможностей свид об её эффективности.(В,С,Д)
Кол-во оборуд и машин соотв точке K, говорит о том, что данное произв невозможно.
Выпуск машин и обор в точке L говорит о нерац исп имеющихся рес.
всегда возникает необходимость выбора.решаю проблему удовл потребностей об-во руководствуется законом замещения или альтернатив выбора, согл кот расширение произв одних благ объективно огранич возм-ти и ведётк сокр выпуска др благ
5) Методы экономической теории
Методы эк теории -совокупность способов приёмов позн эк отн-ий людей и воспр-ва их в системе эу категорий, зоконов и принципов. В процессе теоретич позн путём мышления выраб научные абстракции-отлисённые от конкрет явлений, но отраж их сущностные, основополаг черты. Метод познания-это проникновениеи раскрытие сущности эк явлений и процессов.
Живое созерцание>абстрактное мышление>хоз практика
В результате метода познания происходит движ-ие от конкретного к абстрактному, от абстрак к конкрет. Метод изложения-метод, кот призван полученные результаты исслед-иявоспр в логически стройной и непротиворечивой системе эк законов и категорий. Инструменты метода познания:анализ-происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфич, что отлич их друг от др. синтез-происходит мысленное объединение расчленённых анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое.индукция-представ собой исследование, при кот знание действит-ти совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспеч возможность сделать обобщающие выводы и сформулир общие положения. Дедукция-представ собой способ исследования, при кот знания о процессах и явлениях формулир в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям.
6) система эк категорий и законов и их историч хар-р.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--