Шпаргалка: Шпаргалка по Философии 3

1. Мировоззрение: определение, основные характеристики и формы.

Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Существуют типологии мировоззрений

Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философия (любовь к мудрости) Философия – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

Осн.характеристики

В структуре мировоззрения можно выделить 4 компонента:

- Познавательный, базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных.

- Ценностно-нормативный, включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия. Ценность – свойство того или иного предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Жизнь – главная ценность человека. Нормы – средство сближения ценностно-значимого для человека с его практическим поведением.

- Эмоционально-волевой, превращение ценностей и норм в личные взгляды, убеждения, верования и выработка установки на действие.

- Практическая направленность – реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах.

2. Философия как форма мировоззрения. Соотношение философии с другими формами познания мира.

Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата, появилась новая форма освоения мировоззренческих проблем, которая носила теоретический характер . На смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Первоначально она занималась поиском мирской мудрости. Философия – любовь к мудрости (с греч.).

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако решение мировоззренческих проблем в философии проходило под другим углом зрения, с позиций рациональной оценки, с позиций разума. То есть философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Это существенно сближает философию и науку в целом. Философия – мать наук.

С появлением наук смысл философии несколько поменялся. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее всеобщих оснований бытия .

Универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности. Также характерным признаком является – субстанционализм. Субстанция – сущность, лежащая в основе. Философы попытались объяснить происхождение мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Последней характерной чертой философского мировоззрения является сомнение . То есть пересмотрение всех принятых норм, с целью избавления от устаревших.

3. Специфика предмета философии. Основные философские проблемы.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее.

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный.

Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

В современной ф илософии по-разному рассматривается предмет философии. В западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предмето - мир в целом.

Можно выделить две группы проблем философии

К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними.

Ко второй - вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования.

Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Так представитель субъективного идеализма как И.Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 249
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по Философии 3