Шпаргалка: Шпаргалка по Финансам 3
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Финансы — это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж. Денежный платеж – отношения субъектов, следовательно, финансы как экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они образовывают экономическую категорию. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: 1) распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды); 2) перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); 3) регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);4) контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары). Другая трактовка заключается в том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, а остальные являются производными от распределительной функцию. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении. Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы. Контрольная функция . Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
2.ЗНАЧЕНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
Финансы представляют собой важную часть рыночных отношений , которые находят свое проявление в банковской системе, в внешнеэкономических связях, ценообразовании. Одновременно финансы – это важный инструмент реализации гос-ной политики, а при реализации некоторых экономических теорий – основной и преобладающий инструмент. Понятие финансов ассоциируется с процессами , которые проявляются в разных формах и сопровождаются движением денежных средств как в наличных, так и в безналичной формах. Безналичная форма движения денежных средств проявляется в распределении прибыли, перечислении налоговых платежей, во внесении средств в благотворительные фонды и внебюджетные фонды. Ф. выражают отношения на различных уровнях и в различных сферах между: 1.предприятиями 2.предприятиями и выше стоящими организациями (напр. при создании централиз. фондов и их распределении) 3. гос-вом и предприятиями (при уплате налогов) 4. гос-вом и гражданином 5.между эмитентами бюджетной системы 6. органами имущественного и личного страхования (при уплате страх. взносов и возмещения ущерба) и др.
7.ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах. Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся: ФПУО; страховые отношения; государственные финансы и т.д. Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся: финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); налоговые инспекции. Функциональные элементы управления:
1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов. 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах. 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
8.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФК. МЕТОДЫ ОСУ-ИЯ ФК
Финансовый контроль – форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. Методы а)ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод); б)инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте ); в)обследование (изучение недостатков); г)наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии). Организация ФК решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации. В зависимости от субъектов, ФК бывает: I. Государственный ФК: а). общегосударственный ФК (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности). б). ведомственный ФК (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. IV. Независимый (аудиторский) контроль. Он осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Внутрифирменный аудит и внешний аудит.
13.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Бюджетная система РФ согласно Бюджетному кодексу РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она состоит из трех уровней:1)федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;2)бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3)местных бюджетов. Бюджетная система рф состоит из трех блоков: экономического, юридического и непосредственно бюджетного. Первый объединяет экономические отношения структурных уровней России (федерального, субъектного и местного), второй - юридические положения федерации, субъектов и органов самоуправления, и третий - совокупность бюджетных элементов государства. Чем согласованнее бюджетная система, тем эффективнее она функционирует. Федеральный бюджет - главное звено бюджетной системы РФ, представляющее собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций. Субъектные (республиканские, краевые, окружные и областные) бюджеты. В их задачи входят обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функции государственно-национальных и административно-территориальных образований, экономическое воздействие на производственную деятельность организаций в рамках их территорий, а также решение социально- экономических и культурных задач. Местные бюджеты Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами органы местного самоуправления, реализацию местных социально экономических задач, а также выполнение ряда функций, делегированных от вышестоящих органов власти в области социально культурных и политических мероприятий. Гос-ые внебюджетные фонды сюда входят федер. Пенсионный фонд РФ, Фонд соц. страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Их задачами явл-ся финансирование конкретных соц.-экономических целевых мероприятий: страхования, пенсионного обеспечения, медиц. страхования. Гос. внебюдж. фонды организационно могут состоять из федеральных и территориальных. Т.о. бюджетн. система РФ представляет собой сложную экономич. категорию, выражающую совокупность эконом. отношений между органами гос. власти, негос-ми экономич. субъектами и физ. лицами по поводу формирования и использования ден. фондов различных органов гос. власти.
14.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОС. БЮДЖЕТА
Гос. бюджет создается для финансового обеспечения функций гос-ва. Экономическую базу образования бюджета составляет многообразие форм собственности, а его условиями выступают товарно-денежные отношения общества. Механизм бюджета- это система формирования и использования ден. фонда. Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей эконом. субъектов и ряда спецефических поступлении. Расходы бюджета- это инвестиции ден. средств на финансирование гос-ых нужд. Соотношение доходов и расходов принимает одну из 3 форм: баланса, дефицита, профицита Сущность гос. бюджета проявляется в его функциях. Основная функция бюджета- перераспределение фин. ресурсов от субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам потребителям. Реализуется она через механизм формирования и использования бюджетного фонда. Аккумулируя часть ден. средств субъектов производственной сферы общества, гос. бюджет осуществляет вторичное распределение или перераспределение национального дохода и богатства страны. При этом запросы неимущих субъектов удовлетворяются в определенной последовательности. Сначала производят ассигнования на содержание и нужды гос-го аппарата, органов правопорядка и вооруженных сил, затем на нужды неимущих и нетрудоспособных граждан, далее- нуждающихся сфер производства и регионов и, наконец, непроизводственной сферы.
19.СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные .Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. виды внебюджетных фондов: государственное социальное страхование . Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью. Пенсионный фонд . Задачи пенсионного фонда: сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела, участие в финансировании региональных программ. Государственный фонд занятости.
Всего в РФ работают на каком - либо производстве порядка 80 млн. чел. 2 – 3 % являются безработными, которых необходимо кормить, пока они ищут подходящую работу. Для этого необходим государственный фонд занятости. Для получения пособия необходимо: причина, независящая от работника (ликвидация или реорганизация предприятия); необходимо находится на учете в государственном фонде занятости и осуществлять поиск работы; обучение. Фонд обязательного медицинского страхования. Создается с целью усиления заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и предприятия, учреж., организации и гос-ва в охране здоровья работника. Сейчас есть у россиянина следующие права в этой области: выбора врача, выбора поликлиники; выбора больницы.
20.ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Это система эконом. отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью региональных финансов гос-во выравнивает уровни экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Региональная система финансов состоит из 3 частей:1)регион. бюджеты,2)средства субъектов хозяйствования,3)регион. внебюджетн. фонды. Регион. бюджеты явл-ся главной составной частью регион. финансов. Местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов. Средства субъектов хоз-ия как 2-ая составляющая представляет собой фин-ые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также фин. ресурсы предприятий, фирм, направленные ими на финансирование соц.- культурных и жилищно-коммуникационных объектов. Регион. внебюдж. фонды- важная часть территориальных финансов. Они формируются из добровольных взносов предприятий и населения и специальных сборов. При формировании регион. бюджетов учитывается принцип территор. формирования источника. В соответствии с ним доходы регион. бюдж. формируются за счет закрепленных и регулируемых источников. Закрепленные доходы- средства поступающие в регион. бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они полностью принадлежат территориям. Регулируемые доходы включают всю совокупность ден. средств, которые передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. Основная цель передачи- регулирование. т.е. сбалансированность доходов и расходов регион. бюджетов.
21.СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ
Страхование- это совокупность особо замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет ден. взносов целового страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования или выравнивание потерь в семейных доходах. Его функции: 1)рисковый – перераспределение риска между участниками страхования ,2)предупредительной – использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая ,3)сберегательной – страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие) ,4)контрольной – контроль за формированием и использованием страховых фондов.
27.СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ.
Сущность налогов характеризует денежные отношения, кот. складываются у гос-ва с юр. и физ. лицами. Налоги явл. основным методом мобилизации дохода при рыночных отношениях. В организационно-правовом аспекте налог представляет собой обязат. платеж в бюджетный фонд в определенном размере и в обусловленном размере установленным законом. Налоги рассматриваются как финансовая и экономическая категория. Как фин. категория выражают общие св-ва присущие всем финансовым отношениям. Как экономическая категория налоги выполняют 2 функции: 1. эконом-производственную (регулирующая и стимулирующая) 2. фискальную. На основе ф-ции 1 гос-во оказывает влияние на воспроизводство, стимулирование, развитие или наоборот расширяет и сокращает накопленный капитал. С помощью ф-ции 2 формируется бюджетный фонд. Эта ф-ция обеспечивает реально возможное перераспределение части стоимости национального дохода. Налоги и их функции составляют основу налоговой политики, кот. реализует применение таких инструментов как: налоговые ставки, методы обложения, льготы, дифференциация временных интервалов. Эти инструменты представляют комплекс организационных, правовых норм и методов налогооблажения.
28.ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.Однократное обложение 2.универсализация налогооблажения 3.рациональное сочетание 4.дифференциация ставок 5.стабилизация ставок налогооблажения 6.исп. Налоговых льгот, стимулирование инвестиции и соц. Защищенности 7.четкая дифференциация налогов по бюджетам разных уровней 8.научная обоснованности ставок налогов 9.строгий порядок ведения и отнесение налогов, их ставок. Налоговая система имеет след. особенности: 1.основывается на юридических и правовых нормах 2.становиться более стабильной 3.включает новые налоги 4.соблюдает четкую последовательность при уплате 5.строится по единому принципу 6.обеспечивает единый налоговый контроль 7.учитывает и отражает мировую практику. Налоговая система классифицируется по след. признакам: 1. по характеру и содержанию 2. по их использованию 3. по уровню управления
3.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ
Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Это важнейший источник расширения и обновления производства, улучшение материального и духовного уровня жизни народа. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансовые источники делятся на: источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства); источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).Источники ФР на макроуровне : ВВП (первая группа финансовых источников); доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.); национальное богатство; привлеченные (заемные) ресурсы. Источники ФР на микроуровне: источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия); средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении); привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке — рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.); источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств. Основные виды ФР на макроуровне: Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка; налоги; отчисления во внебюджетные фонды; платежи населения в местный бюджет; прочие. Основные виды ФР на микроуровне: прибыль; амортизация; кредитные инвестиции; страховые возмещения; выручка от реализации выбывшего имущества; устойчивые пассивы; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов; доходы от продажи собственных ценных бумаг; финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур; бюджетные субсидии; прочие.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--