Шпаргалка: Шпаргалка по Гражданскому процессуальному праву
1. ГПП-это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по ГД. Предметом регулирования ГПП является гражданский процесс - процессуальные действия и правоотношения суда с другими субъектами рассматриваемого гражданского дела без включения деятельности иных органов - предмет ГПП ограничен судопроизводством по гражданским делам в судах общей юрисдикции. Таким образом, предметом ГПП являются общественные отношения, возникающие в сфере гражданского судопроизводства (процесса), т.е. гражданские процессуальные отношения. Метод ГПП как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения - императивно-диспозитивный , в котором властеотношения сочетаются со свободой и равноправием заинтересованных лиц (определяют два обстоятельства: возникновение гр процесса, его развитие, переход из одной стадии в другую зависит от воли заинтересованных лиц; но - обязательным и решающим субъектом гражданских процессуальных правоотношений является суд, принимающий от имени государства властное решение, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению). Сочетание императивного и диспозитивного начал отражает, прежде всего, специфику суда как обязательного участника всех гр-процесс правоотношений, с одной стороны, и иных субъектов - с другой. Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все гр процесс отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда - органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и облеченного властными полномочиями. Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников гр процесса. Только суд как орган власти вправе применять предоставленные процессуальным законом меры принуждения. Диспозитивность отражает другой аспект воздействия ГПП: свободная реализация предоставленных прав и возложенных обязанностей, но в рамках закона; равенство прав и обязанностей применительно к одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны и прочее); гарантированность прав. Система ГПП определяется совокупностью гражданских процессуальных норм, регулирующих правосудие по ГД и обеспечивающих выполнение задач гр судопроизводства. В системе процессуального права условно выделяются две части - общая и особенная. Общую часть (имеет отношение ко всем стадиям судопроизводства) составляют основные институты, закрепленные в разделе «Общие положения» ГПК: принципы правосудия; подведомственность гражданских дел; лица, участвующие в деле, и представительство; доказательства; право на обращение в суд и др. Особенная часть - совокупность норм права, регулирующих различные стадии процесса, а также вопросы гражданского процесса с иностранным элементом. Система ГПП определяет структуру ГПК.
2. Источники гражданского процессуального права как внешняя форма выражения права — это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права.
Прежде всего, источником гражданского процессуального права является Конституция РФ. Конституция, будучи основным законом государства, определяет основополагающие начала существования и развития многих отраслей права. Применительно к гражданскому процессуальному праву Конституция РФ,во-первых, определяет судебную систему РФ, уполномочивая суды осуществлять правосудие;во-вторых, закрепляет межотраслевые принципы, относящиеся к судопроизводству и судоустройству, например осуществление правосудия в РФ только судом; независимость судей и подчинение их только закону; открытое разбирательство дел во всех судах.
Следующим важнейшим источником гражданского процессуального права является ГПК, принятый 14 ноября 2002 г. и вступивший в законную силу с 1 февраля 2003 г. Это основной законодательный акт, всецело посвященный детальному регулированию судопроизводства по гражданским делам в судах обшей юрисдикции.
Нормы гражданского процессуального права содержатся и в других законах , которые в разном объеме регулируют отношения в области гражданского процесса. В связи с этим источниками гражданского процессуального права являются:1)федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ»;2)федеральные законы. К примеру, Федеральные законы «Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре"», «О мировых судьях», «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О государственной пошлине».
Среди подзаконных актов к источникам гражданского процессуального права могут быть отнесены постановления Правительства РФ. Например, Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд действует в редакции постановления Правительства РФ от 2 марта 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Нормы международного гражданского процесса содержатся в международных конвенциях, многосторонних и двусторонних договорах. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Особое место среди источников гражданского процессуального права занимают разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Решения Конституционного Суда РФ.
Судебная практика является одновременно результатом применения норм права при осуществлении правосудия, а также источником дальнейшего развития гражданского процессуального права.
3. Под гражданским судопроизводством понимается рассмотрение и разрешение дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.
Выделяют 3 вида гражданского судопроизводства: 1)Исковое производство существует при обращении к суду за защитой нарушенных прав или интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных, земельных правоотношений, характеризующихся равенством правового положения сторон. По общему правилу исковое производство возникает при наличии материально-правового спора. Стороны в исковом производстве называются истец и ответчик.
2) Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, — вид гражданского судопроизводства, охватывающий рассмотрение дел: 1)по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; 2)по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3)по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 4)иных дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда.Объединяет эти дела то, что они возникают из отношений власти и подчинения.Стороны называются заявителями и другими заинтересованными лицами.
3)Особое производство не связано с разрешением спора о праве. К особому производству отнесены следующие дела:1)об установлении фактов, имеющих юридическое значение;2)об усыновлении (удочерении) ребенка;3)о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;4)об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;5)об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);6)о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;7)о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);8)о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;9)о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;10)по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;11)по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
4. Стадией гражданского процесса называется совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели: принятие заявлений, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и т.д.
1)рассмотрение гражданского дела по существу в суде первой инстанции;
2) обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция или кассация). До вступления судебного акта в законную силу, лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица), имеют право на его обжалование в вышестоящую судебную инстанцию. Решения и определения мировых судей обжалуются в апелляционном порядке в районный суд, решения, определения иных судов обжалуются в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам вышестоящего суда.
3)Однако иногда лица, участвующие в деле, считают постановление суда по тем или иным причинам неправильным после его вступления в законную силу, а поэтому просят его проверить и пересмотреть. В этих случаях возникает стадия гражданского процесса по пересмотру решении, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, т.е. в порядке надзора.
4)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Эта стадия встречается на практике редко и только в тех случаях, когда дело было рассмотрено без учета существенных обстоятельств, которые имели место в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны в то время заявителю или суду, а также в случае отмены приговора или решения, явившегося основанием принятия судебного акта.
5)стадия исполнения судебных постановлений. Без исполнения судебного решения не достигается цель процесса — защита нарушенного права.Поэтому традиционно в науке гражданского процессуального права исполнение судебных актов рассматривается как стадия процесса, независимо оттого, что исполнительное производство регламентируется в основном самостоятельным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принятым Государственной Думой РФ 4 июня 1997 г.
5. Норма права- общеобязательное, охраняемое от нарушений принудительной силой гос-ва правило поведения. 1) регулятивные нормы- предписания, направл-е на урегулирование отнош-й путем предоставл-я участ-ам процесса прав и возложенных на них обязанностей: а)обязывающие- устанавл-ют обязан-ти лица соверш-ть опред-е действия б) запрещающие- устан-ют обяз-ти лица воздержаться от определ-х действий в) управомочивающие- устан-ют субъет-е права на соверш-е опред-х дейст-й 2)охранительные нормы- регламен-ют гос.принудительные меры защиты прав участников процесса, т.е санкции 3)обобщающие нормы- имеют допол-й хар-ри не явл-я самост-й нормативной основой для возникновения правоотношений а)общие- фиксирование в обобщенном виде особенностей регулируемых отн-ий б) декларативные- предписания в кот-х сформул-ны правовые принципы лежащие в основе правового регулир-я отнош-й в опред-й области. Абсолютно-определенные нормы- в кот-х исчерпывающе формир-ся условия их действия, права и обязанности участ-в процесса. Относительно-определ-е- нормы кот-е не содержат исчерпывающих указаний об условиях действия, прав и обяз-ей сторон и представляют суду решить вопрос права с учетом конкретных обст-ств. источники ГПП.- форма выражения вовне гос-ой воли, направленной на регулирование определенных отношений. Виды: законные и подзаконные акты 1 конституция, в кот-й содерж-ся примерно 30 норм связанных с ГП, ФКЗ о судебной системе РФ, ФЗ О мировых судьях- определены компетенция мировых судей, порядок образования суд-х участков и иные вопросы. ГПК РФ от 14.11.2002- регламентирует движение дела по всем стадиям во всех видах судопроизводства, определяет полномочия и деят-ть суда, права и обязанности участников процесса, порядок доказывания, принятия постяновлений их обжалование и исполнение. Закон о гос.пошлине- регламентирует внесение установл-го законом обязат-го на всей тер-и России платежа, взимаемого за совершение юридически значимых действий (подача искового заявления). Закон об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан, закон о порядке разрешения трудовых и коллективных споров. Постан-я конст-го суда, и пленума верховного суда не относ-ся к источ-м права но они обязательны для применения всеми судами на тер-и России. Кодексы РФ т.ж относ-ся к источникам ГП. При отсутствии закона, регламентирующего определ-е отношения допустимо применение аналогии закона- применение закона регулирующего сходные отношения о при отсутствии сходных норм- аналогии права- решение вопроса исходя из общих принципов правосудия.
6. Институт аналогии в гражданском процессуальном праве - это процесс применения к общественным отношениям, требующим правового регулирования, прямо не предусмотренных законом правовых норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона) или общих начал и принципов отправления правосудия по гражданским делам (аналогия права).
В законодательстве трудно, а иногда и невозможно предусмотреть все многообразие ситуаций, которые могут возникнуть в процедуре рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела. В связи с этим в судебной практике довольно часто приходится преодолевать пробелы в правовом регулировании процессуальной деятельности и связанных с нею отношений между субъектами судопроизводства с помощью аналогии закона или права
7. Принципы гражданского процессуального права — это правовые основы, выражающие сущность и единство соответствующей отрасли права. Принципыправа вообще и гражданского процессуального права, в частности, отражают идеологию и социальные установки, господствующие в обществе. Все принципы гражданского процессуального права закреплены в его нормах текстуально (например, принцип гласности судебного разбирательства, независимости судей и др.) или по смыслу. Совокупность принципов гражданского процессуального права, положенная в его основу, составляет систему принципов гражданского процессуального права. Хотя каждый отдельный принцип может иметь определяющее значение только для какой-то определенной стадии процесса, но тем не менее он органически связан с остальными принципами и взаимодействует с ними.
Теоретики гражданского процессуального права по-разному классифицируют принципы гражданского процессуального права в зависимости от положенного в основу классификациипризнака. Любая из этих классификаций достаточно условна, так как все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Традиционной является классификация по нормативному источнику, в котором закреплен конкретный принцип: соответственно выделяются конституционные принципы гражданского Процессуального права и принципы гражданскогосудопроизводства, закрепленные отраслевым законодательством. Гурвич предложил классификацию, основанную на роли, которую принципы гражданского процессуального права играют в осуществлении правосудия. По этой классификации принципы были разделены на организационные (то есть принципы организации правосудия) и функциональные (определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса). Юдельсон классифицировал принципы в зависимостиот того, на какую область правовых отношений они распространяющей: 1) общеправовые принципы, относящиеся ко всем отраслям права; 2) межотраслевые, свойственные нескольким отраслям права; 3) отраслевые, свойственные только данной отрасли права; 4) принципы правовых институтов, выражающие содержание и особенности каждого института ГПП. Существуют и иные варианты классификации принципов. Рассмотрим традиционную классификацию, по которой принципы делятся на конституционные и отраслевые, закрепленные в законодательстве о судопроизводстве. К конституционным принципам относятся: 1) осуществление правосудия по гражданским делам только судом; 2) независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; 3) гласность судебного разбирательства; 4) равноправие перед законом и судом; 5) состязательность; 6) равноправие сторон. К отраслевым принципам гражданского процессуального права относятся: 1) сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел в судах; 2) национальный язык судопроизводства; 3) диспозитивность; 4) устность судебного разбирательства; 5) непосредственность в исследовании доказательств; 6) непрерывность судебного разбирательства.
8.Взаимосвязь ГПП с конституционным правом может быть выявлена в двух аспектах: общность источников обеих отраслей права. Конституция РФ является основным источником КП, но в этом же акте фиксируются важнейшие принципы правосудия; взаимосвязь с отдельными подотраслями КП, речь идет о судоустройстве и прокурорском надзоре. С судоустройством ГПП имеет общие принципы (независимость судей и подчинение их только закону, осуществление правосудия только судом и проч.). В прокурорском надзоре определяются полномочия прокурора по участию в судебном рассмотрении гражданских дел. ГПП и указанные подотрасли КП имеют некоторые общие источники права. Наиболее тесная и разносторонняя связь ГПП с отраслями материального права. ГПП служит формой принудительного осуществления гражданских, семейных, трудовых, административных и других обязанностей, формой защиты субъективных прав. Суд разрешает гражданское дело на основе норм материального права, однако отрасли материального и процессуального права самостоятельны и различны по предмету и методу правового регулирования (для материального права предмет - поведение сторон в соответствующих областях отношений; для процессуального - отношения в сфере правосудия по гражданским делам; метод в материальной отрасли - диспозитивный, основанный на равноправии субъектов; в процессуальном праве - императивно-диспозитивный).Одно из условий возникновения гражданского процесса - наличие подведомственного суду материально-правового спора (в исковом производстве). Иными словами, нарушение норм материального права приводит в действие ГПП, если есть обращение к суду за защитой. С помощью ГПП лицо принуждается совершить определенные действия или воздержаться от них для восстановления не только нарушенных субъективных прав, но и законности. Существование норм ГПП, регулирующих уплату государственной пошлины, отражает взаимосвязь с финансовым правом. ГПП теснейшим образом связано с УПП, так как обе отрасли являются процессуальными и определяют порядок деятельности одного и того же органа по осуществлению правосудия - суда. Обе отрасли имеют много общих принципов деятельности (принцип устности, непосредственности, непрерывности и проч.), сходство в процессуальной форме, во многих правовых институтах (доказывание, рассмотрение дел по первой инстанции, пересмотр судебных актов в кассационном и надзорном порядке и проч.).Однако ГПП и УПП имеют различия , определяющие их отраслевую самостоятельность: предметом рассмотрения в гражданском судопроизводстве является гражданское дело, а в уголовном процессе - преступление. Между ГПП и АПП много сходства (общность принципов, процессуальной формы), общее проявляется в наличии одноименных правовых институтов и т.д. По сравнению с УПП в ГПП и АПП более сходен характер спора, рассматриваемого в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. Но гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право регламентируют деятельность разных видов судов. Наличие разнообразных взаимосвязей ГПП с другими отраслями права обусловлено системностью права, предполагающей взаимодействие ее составных частей.
9. Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. Правом рассматривать гражданские дела по законодательству РФ наделены: суды; органы исполнительной власти; органы, создаваемые, назначаемые или избираемые сторонами спора.
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную. Множественная подведомственность подразделена на: 1) Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда. 2) Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом. Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки. При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу. 3) Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. В ряде случаев сложилась и «тройная» подведомственность, когда одно и то же юридическое дело может быть предметом судебного разбирательства в трех различных судах. Это касается соотношения подведомственности Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и конституционных судов, поскольку им одновременно подведомственны дела о соответствии Конституции РФ, федеральным законам, либо Конституции, уставу субъекта РФ законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. 4) Смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим видам подведомственности (императивной и альтернативной).
10. Подсудность — относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда. Подсудность можно классифицировать по следующим видам: 1)функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; 2)родовая (предметная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции; 3)территориальная (пространственная, местная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену. Территориальная подсудность подразделяется на: • общую; • альтернативную; • исключительную; • подсудность по связи дел; • договорную.
Общая подсудность определяется местом жительства ответчика. Если ответчик - юридическое лицо, то по месту нахождения его органа или имущества. При альтернативной подсудности истцу предоставляется право по своему усмотрению предъявить иск не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в другой суд или суды, указанные в законе. При исключительной подсудности дела определенных категорий могут рассматриваться лишь судами, указанными в законе. Перечень исков, подпадающих под действие правил исключительной подсудности, исчерпывающе определен ст. 30 ГПК РФ. Помимо этого исключительная подсудность установлена также для дел, возникающих из публичных правоотношений (подача заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных служащих, должностных лиц), и дел особого производства. Подсудность по связи дел состоит в том, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Статья 31 ГПК РФ устанавливает процессуальные правила, которыми следует руководствоваться при определении подсудности нескольких связанных между собой дел: иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца; встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска;гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, подсуден суду, в котором разбирается уголовное дело, независимо от территориальной подсудности гражданского иска. Если такой иск не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, он должен быть предъявлен для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по общим правилам о подсудности, установленным ГПК РФ.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--