Шпаргалка: Шпаргалка по общей теории права
28. Закон – нормативно–правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни. Обладает высшей юридической силой. В зависимости от значимости законы делятся на: а. основные т.е. конституции (Регулируют основы государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, образование и деятельность высших органов государства); б. Конституционные (законы дополняющие конституцию, или издающиеся по отдельным, указанным в конституции наиболее важным вопросам); в. органические (законы определяющие организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции); г. обычные (все остальные законодательные акты).
28. Понятие и виды норм. актов (НА). Признаки НА.
Нормативно-правовой акт - официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права. Создается в результате нормотворческой (законодательной) деятельности органов государства. Является основным источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга лиц. Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности.
Подразделяются по отраслям права.
По юридической силе подразделяются на:
· законы - принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке высшим прдставительным органом государства или путем референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа гос. власти : конституционные, обыкновенные, чрезвычайные.
· подзаконные акты - указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов управления
30. Действие НА во времени (вступление в силу и утрата силы).
Действие НА во времени продолжается с момента вступления его в силу (ВС) до момента утраты им силы (УС). Существуют НА, содержащие нормы процессуального права, которые определяют и порядок ВС и УС остальных НА.
случаи ВС: 1) с момента официального опубликования. 2) по истеч. нескольких дней после оф. опубл.; 3) с конкретной даты. Случаи УС: 1) прямая отмена; 2) по истечении срока, установленного в НА. 3) при вступлении в силу другого НА, регулирующего те же правоотношения.
По общему праву НА не имеют обратной силы, обр. силу имеют только законы, устраняющие или смягчающие уголовную и административную ответственность и некоторые законы гражданского права.
31. Действие НА в пространстве Действие НА по кругу лиц.
В пространстве : 1) на всей территории государства; 2) на точно определенной части государства; 3) вне территории государства. Под терр. госуд. понимается: суша, недра, воды (граница от 3 до 12 мор. миль; если река - режим междунар. значения), воздушное пространство (над территорией государства до высоты, на кот. поднимался самый лучший летательный аппарат любого гос-ва)
По кругу лиц: 1) физические лица - граждане обладающие правоспособностью (способностью иметь права и обязанности, частично возникающей с момента рождения) и дееспособностью; 2) юридические лица - предпр., учрежд., организ., имеющие обособленное имущество, сомост. баланс, имущественные и неимущественные права, права истца и ответчика в 3 судах (обычном, арбитражном и третейском); 3) лица не юрид., но явл. субъектами права; 4) органы государства; 5) органы местн. самоуправления; 6) должностные лица; 7) лица без гражданства, иностранные граждане (нет допуска к военн. службе, некот. гос. должностям и гос. тайнам). Для некоторых категорий иностранных граждан существуют ограничения по применению к ним норм уголовного и административного права, но дополнительно на них распространяются нормы международного права (послы, посланники, члены их семей)
11. Форма гос-ва. Формы правления.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Монархии : восточная деспотия - первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. власть – царь или король – неогрнич. суд., исполнит., верх. власть; ограниченная монархия – сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом (на Руси - боярская дума); раннефеодальная монархия – феод. раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип – вассал моего вассала – не мой вассал; констит. монархия – власть монарха ограничена законами, принцип – царствовать, но не властвовать. Республики : такая публичная власть, кот. осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания. Президентск., парлам.респ-ка (различия – по осн. объему полномочий) – в през. респ-ке президент им. право распустить законодат. орган. Президент формирует осн. ключ. посты в прав-ве. Президент им. право издавать всеобщ. законы, нормат. акты. президент – главком. В парлам. респ-ке осн. объем полномочий – у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.
4. Признаки государства.
Каждое гос-во обладает рядом признаков, позволяющих отличать гос-во от других организационных структур. Обязательные : социальный подход – 1) народ – союз или совокупность граждан, объединенных одной целью; 2) власть; 3) территория; юридический подход - 1) организация власти построена по адм.-террит. делению; 2) публичная власть, отделенная от осн. массы народа; 3) гос. аппараты управления и принуждения; 4) налог. система – необх. для поддержания аппарата гос-ва; 5) наличие системы права; 6) суверенитет – относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешн. отношениях. Кроме норм нац. права на публ. власть действуют нормы межд. права. Приоритет – межд. праву. Сущ-ют межд. соглашения. Там есть правило - гос-во, не являющеесяся участником межд. отношения или договора, обязано соблюдать нормы межд. отношений. Независимость во внешн. отношениях – тоже относительна. Ни одно гос-во на межд. арене не имеет права развяз-ть войны, совершать идеологич., экон., политич. агрессию. Факультативные : 1) офиц. язык – на кот. публикуются все законы, акты и т. п.; 2) наличие символов власти - флаг, герб, гимн гос-ва. Др.орг.структуры: 1) полит. партии и объед-я – юр. лица.; 2) обществен. объед-я – не юр. лица (стачкомы, ветеранские объед-я). Юр. лица – предпр-я, учр-я, организации, имеющ. обособлен. имущество, самост. баланс, личн. имущ.и неимущ. права и права истца и ответчика в трех судах – обычн., арбитражн. и третейском. Нации и народности (этносы) - им присущи многие признаки государства: наличие выборн.власти; соподчиненность нижестоящих вышестоящим, орг. единство, система взносов (ден.обяз-в).
10. Экон теория пр. гос.
Марксистская: разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Классы – большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разное место на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствам производства, разное отношение к распределению продуктов производства, разное отношение к потреблению (количество и качество). Государство будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в государстве. Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого «обобществление» собственности. Отпадает необходимость в государстве. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением.
5. Теологическая: государство - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до «винтика» в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский.
8. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) : выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать аппарат, схожий с государством. Внутр. насилие – порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего государства. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих.
9. Органическая (Ч. Спенсер): все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом.
7. Правовая (естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы – в догос. состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием, осуждением.
6. Патриархальная (Аристотель): государство – разросшаяся семья. Здесь есть отец семейства, все остальные – его дети.
13. Политич.гос.режим.
Политический режим - понятие широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для современного государства характерны тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--