Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 3

1. Политические идеи Платона. Основные этапы развития идей (3 этапа). Лекция: 1) Период – сократический. Изложил социально-политическое устройство. Общество должно делиться на 2 сословия. 1 группа населения должна жить обычной жизнью. Эти работящие люди живут семейно, но имеют право распоряжаться только 2/3 того, что произведут. 1/3 надо отдавать наверх – 2 группа: войны и мудрецы. Управлять государством должны ученые (софисты), а защищать их войны (тимос). Эти два сословия не имели собственности. Нет собственности – нет семьи. Дети отдаются на попечение государства и воспитываются. Совокупность мудрых людей Платон называл аристократией. 2) Период – критический. Платон изучил старинные рукописи о государстве Атлантиды. Для создания общества 2 сословия необходима технология 3) Период – закона. Все надо регламентировать: права и обязанности и т.п. Таким образом, чтобы все было по справедливости. Был поставлен вопрос – можно ли с помощью закона создать справедливое общество.

Платон разработал схему теократического коммунизма и затем переосмыслив это, создал модель тоталитарного государства. Шпора: Платон (428-348 до Р.Х.) мечтал о создании иде­ального государства, так как наблюдал извращенные формы государственного устройства и правления. Извращения появляются, если есть: 1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свобод­ных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать; 2) скопление богатства у част­ных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое го­сударство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой; 3) победа бедня­ков - устанавливается демократическая форма прав­ления; 4) ненасытноестремление к свободе, опьяне­ние ею, потеря управления властью

ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей. Платон отказался от первого проекта и стал писать второй проект. Он ответил на вопрос: почему идет смена различных форм государства - из-за порчи че­ловеческих нравов? Где выход? В правлении мудрых людей. Проект правления мудрецов - второй проект. В по­нятии Платона мудрецы - философы. Земля объяв­ляется государственной собственностью. Все виды частной собственности ограничены законами. Граж­дан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. Они в большинстве своем, должны быть зем­левладельцы и земледельцы. Торговцы и ремеслен­ники - не граждане. В граждан превращаются по иму­щественному цензу. Общество должно быть разде­лено на четыре сословия. Кто разбогател, может пе­рейти в другое сословие. Производительность труда только за счет рабов. Государственная власть сме­шанная; форма правления - монархия плюс демо­кратия. Суть такой смешанной формы правления в выборной системе. Выборы происходят по большин­ству голосов. Платон один из первых предложил вы­бирать монарха, и делать это нужно по закону. Необ­ходимо учреждать народное собрание. Оно должно состоять из 90 представителей от каждого сословия, всего 360 человек. Из них выбираются 37 руководи­телей, практически власть сосредоточена в их руках. Они должны избираться на 20 лет. Самые главные в стране - 10 геронтократов. Они никому не подчиня­ются. Во втором проекте Платона, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, необходимо усмат­ривать спасение государства для того времени (V в. ДоРХ). Платона нельзя считать родоначальником право­вого государства по той причине, что для него госу­дарство первично, а народ вторичен. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Доктрина Аристотеля о среднем классе, политические выводы из нее. Политические вопросы рассматриваются Аристо­телем (384-322 до н.э.) в книге «Политика и афин­ская полития». Одна из известнейших фраз Аристо­теля, которая была сказана им после прочтения про­ектов идеального государства Платона: «Платон мне друг - но истина дороже».

Аристотель утверждал, что бытию человеческого общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, кото­рые имеют досуг. Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал за­щитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: «Частная собственность, и только она спо­собна сплачивать народ». В отличие от Платона Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допус­тить до государственного правления. Средний класс - это прежде всего рабовладельцы. Он назы­вает их земледельческим демосом. Чем многочис­леннее средний слой, тем стабильнее государство и правление. Аристотель задумывается о том, как найти вариант наилучшего политического строя, что взять за крите­рий. Он разработал классификацию государств по их форме. Критериями для разграничения ему послужи­ли: 1) количество властвующих в государстве; 2) осу­ществляемая государством цель. По 1-му признаку Аристотель различает правление одного, правление немногих и правление большинства. По 2-му призна­ку он делит все государственные устройства на: пра­вильные - устройство, где общее благо достигнуто; неправильные ~ где преследуются

частные интере­сы. К основным правильным формам государства Аристотель относит: монархию, аристократию, поли­тию. К основным неправильным формам: тиранию, олигархию, демократию. Аристотель был склонен к политии. Она позволяет проявить себя среднему классу. Аристотель разрабатывает понятие полноправных граждан - это абсолютно справедливые мужи. Это те лица, которые допущены к важной законосовеща­тельной и жреческой функциям. К не гражданам сле­дует относить земледельцев и ремесленников, так как они лишены досуга, а он нужен для возникнове­ния добродетели и для занятия государственными делами. Устройство государства: 1) личность; 2) се­мья; 3) община; 4) государство (оно должно стоять на первом месте). ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Цицерон о праве, классификация права Цицерона. Лекция: Законы бывают 3-х видов: 1) обычай; 2) священный храмовый закон; 3) право. Шпора: В области государства и права размышления Ци­церона (106-43 до н.э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает опреде­ление, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только об­щего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (об­щий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собствен­ности. Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государствен­ного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заяв­лено Цицероном. Цицерон обращался и к проблеме идеального гра­жданина. Обязанности идеального гражданина обу­словлены необходимостью следования таким добро­детелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага. Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог раз­мышлений Цицерона: 1) общины возникают от при­роды, следовательно, государство возникает от при­роды; 2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного ра­зума; 3) государство - охрана имущества граждан; 4) законы должны соответствовать общественному порядку; 5)

частной собственности не бывает от при­роды, она возникает на основании давнего завладе­ния, победы в войне, закона или соглашения. Идеал государственного устройства, по Цицеро­ну, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления: 1) царская власть - монархия; 2) власть отымал - аристократия; 3) власть народа - демократия. Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естествен­ным правом (правом народов) и правом римских гра­ждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободны­ми римлянами. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Аврелий Августин. В своем главном произведении «О Граде Божием» А. Августин (354-430) объясняет, что существуют два града: град божий - церковь, град земной - госу­дарство. Церковь странствует по земле, но цель име­ет на небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится принуждением. Государство - большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые на­чинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Аве­ля. Те, которые от Авеля, - христианские государст­ва. Их суть - забота о подчиненных. Государство су­ществует в помощь небесному граду, чтобы направ­лять мир земной к небесному. Августин первый призвал обращать всех в христи­анство насильственными методами. Источник зла - свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бед­ных и богатых, установил частную собственность. Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых. Он считает, что несовершенство земной жизни че­ловека - результат, порожденный «великим преступ­лением» Адама и Евы. Их греховность породила гре­ховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность - естественный порядок человече­ской жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот поря­док не будет вечным, он прекратится со вторым при­шествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви. Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о зем­ных правах в конечном итоге

определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христиан­ской вере. Августин затрагивал и проблему естест­венного права, которое, как он считал, люди изна­чально получили от Бога, его разума и воли. Следует отметить, что в учении Августина просле­живается и прогрессивное начало, связанное с реа­листическим подходом к оценке возможностей и спо­собностей человека, его законных устремлений под­ниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Развитие юридической мысли в средневековой Европе 12-14 века. (Болонская школа юристов, право в Парижском университете, «постглоссаторы» 14 века). Общество жестко регулировалось, строилось на церковном авторитаризме, доходящим иногда до тоталитаризма. В конце 10 века основные западно-европейские страны могли начать расширенное производство в больших масштабах. Феодальный строй мог возникнуть только тогда, когда в стране было достаточно продовольствия. Образовались излишки продуктов. Эти излишки помогли становлению городов, где жили ремесленники. Город стал развиваться. Деревня и город стали обмениваться. Город – сосредоточие торговли, ремесла, обмена. Возникли торговля и обмен – следовательно, стала возрождаться частная собственность. Особенно бурно этот процесс происходил в Италии, в северной части старые законы стали неспособными регулировать новые отношения (в отличие от мусульман; Коран регулирует и ростовщичество производство). Эрнерий обратил внимание на то, что в итальянских городах в церковных архивах хранятся кожаные рукописи (пергаменты). Это были сборники римских законов (своды гражданского права Юстиниана и др.). Европа, враставшая в мелкотоварные рыночные отношения нуждалась в новых законах. Так в городе Болонья на севере Италии возникла I юридическая школа повышенного типа, где стали преподаваться римские законы. Преобладали тексты Юстиниана (530-540 г.г.). Когда было собрано лучшее из законов Юстиниана, это почти не использовалось т.к. появились уже в 7 веке законы, более отвечавшие требованиям нового времени. Фактически римское право начало использоваться в 11-12 веке благодаря Эрнерию. А в середине 12 века ученики Эрнерия от Фридриха I Барбароссы получили документы, на основании которых возник Болонский университет. Получили право выдавать документ об окончании курса обуче

ния. Так началось существование юриспруденции в средневековой Европе. Болонский университет имел право владеть движимым и недвижимым имуществом. 2 ступень образования: медицинское, юридическое, теологическое. Появились комментаторы (постглоссаторы). Первоначально эта школа комментаторов возникла в 1 половине 14 века в Италии (Бартоле и его ученик Бальда)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Фома Аквинский о божественном, естественном, церковном праве. Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил нау­ку с религией. До него церковь не соглашалась на су­ществование науки как отрасли знания. Религия пер­вична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой. Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основ­ных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) ес­тественный - человеческий, 3) человеческий - поло­жительный; 4) божественный - положительный. Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель -божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон на­правлен на самосохранение и продолжение рода че­ловеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, кото­рый устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, спо­собных творить зло, проявлять нечестность, руково­дствоваться ложным пониманием правды. Человече­ский закон служит претворению в жизнь естественно­го закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит есте­ственному, то он признается несостоятельным и под­лежит отмене. Суть теории: предписания человече­ского закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех. Власть от Бога не значит, что каждый князь, по­ставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монар­хию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними.

В целях придания своему учению большей досто­верности и привлекательности он предпринял попыт­ку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды

Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквин-ского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквин­ский утверждает, что государство - результат естест­венного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потреб­ностей. Цель государства - общее благо, т.е. созда­ние необходимых условий для достойной жизни че­ловека. Эта цель, по мнению Аквинского, предпола­гает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчи­нение властям. «Всякая власть от Бога», поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положе­нием, не нарушает законов. В противном случае на­род имеет право на восстание и свержение его, но лишь при согласии на это церкви и папства ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Произведения Николая Макиавелли «О Государе». Его историческое значение. Труды "Государь", "Рассуждения о 1й декаде Тита Ливия", "История Флоренции". Никколо Макиавелли (1469-1527) является основателем светской политической науки. Первопричина политики, государства и права - объективная историческая необходимость и закономерность. Религию он рассматривает с т.з. государственных интересов - не отвергает, а ставит на службу государства. Обосновал подход к политике как к опытной науке. Критерий истинности в политике - не Библия, а исторический опыт. Политическими процессами движет не мораль, а выгода и сила. Необходимо изучать политические процессы и на их основе строить государство. Народ - это пассивная масса, объект для действий власти. Государственные формы делит по числу правящих (один, немногие, весь народ) и по цели правления (общее благо, и благо одного или группы). Соответственно выделяются монархия, аристократия и демократия, а также тирания, олигархия и распущенность.

Отделял вопросы государства от этики. Главная цель власти - сохранение и упрочение государства. Фундамент прочной власти - законы и войско. Нет упоминаний о справедливости, общем благе. Нет упоминания о правах и свободах, об их гарантиях. Прагматизм.

Государь может отступать в случае необходимости от принципов морали, нарушать слово, обещание, закон. Функции политика - военная, охранительная, и покровительство предпринимательской деятельности. Деятельность государя - это сложное сочетание наказаний и благодеяний. Прямые обязанности правителя должны считаться благодеянием. К наградам нельзя приучать. Наказания должны быть мгновенными и жесткими. Предпочтительнее правление при помощи страха, что объясняется антиобщественной природой человека.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Жан Боден о суверенитете. Жан Боден (1530-1596 гг.) создал теоретическое обоснование того, как королевская власть может быть способна в любом случае защищать общегосударственные интересы, которые выше религиозных распрей. Главный труд - "6 книг о республике" (т.е. о государстве вообще). Государство - это управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву". Ячейкой государства у Бодена выступает семья; власть главы семьи - прообраз государственной власти. Государственность возникает посредством договора. Высшая цель государства - гарантировать мир внутри общности и заботиться об истинном счастье индивидов (познание бога, человека и природы). главного признака государства суверенитета, то есть "постоянного и абсолютного власть государства". Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянство государственного суверенитета означает, что ему власть предоставляется на неопределенный срок; тогда только она принадлежит не тому, кто ее передал, а тому, кто ее получил. Диктатор в Риме в период республики имел временные полномочия и потому не являлся сувереном. Абсолютность власти состоит в том, что облеченное ей лицо может по своей воли издавать и изменять законы. Суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств (но, невправе отступить и должен подчиняться Божественному и естественному закону). Его власть неограниченна никакими условиями. Боден делает одно лишь изъятие из этого правила. Частная собственность основана на законах Бога, природы и общечеловеческих законах. Следовательно, суверен не может произвольно облагать людей налогами без их согласия: "ибо никто не имеет право брать чужое достоя

ние без воли владельца". Последнее спорно, так как верховная власть всегда имеет право облагать подданных налогами по собственному усмотрению, иначе ей пришлось бы спрашивать согласия у каждого налогоплательщика. Если же для взимания налогов требуется согласие народного представительства, то последнее само является участником верховной власти. Единство и неделимость суверенитет Баден связывает с принадлежностью власти только одному себе, лицу или органу. Непрерывность и безусловность суверенитета - может передать власть кому захочет. Признаки суверенитета: • право издавать закон; • право войны и мира; назначение высших сановников; правосудие в последней инстанции; право помилования; чеканка монет; определение меры весов; взимание налогов и податей; В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет 3 формы государства. Демократия - государство, в котором "все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми" При аристократии "меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности". В монархии верховная власть принадлежит одному. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Гуго Гроций – основоположник современного международного права. Гуго Гроций (1583-1645) - первый крупный теоре­тик естественного права. Его главный труд - это три книги «О праве войны и мира». В них объясняются естественное право и право народов, а также прин­ципы публичного права. Под естественным правом он подразумевал то, «что возникает из самой природы» в отличие оттого, что является следствием волеустановленного (на­пример, возникновение государства путем договора, его прав и законов). Естественное право, которое по­коится на основе требований здравого разума, счи­тал Гроций, облекается в научную форму. Волеустановленное право изменчиво во времени, неодинако­во в разных местах. Но надо стремиться к тому, что­бы волеустановленное право исходило из естествен­ного права. Не будучи в полной мере свободным от теократических подходов, Гроций предполагает, что божественное право есть проявление волеустанов­ленного права. Но Богу чужда неправда, поэтому он не может предписать что-либо противное естествен­ному праву. Гроций исследовал раннюю историю человеческо­го общества, именуемую им как «естественное со­стояние без государства и частной собственности». Стремление людей к общению, а не божественное установление побудило их заключить договор о соз­дании государства, цель которого - защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы. Важнейшим признаком государства является верхов­ная власть, непосредственным носителем которой, в зависимости от формы правления, может быть одно лицо, группа лиц или собрание либо их сочетание. Международное право Гроций рассматривает с позиции общей оценки права, отличительным при­знаком которого является сила. Поэтому война, как состояние борьбы силы, не противоречит естествен­ному праву. Но это не означает, что все войны допус­тимы. Г. Гроций первый из идеологов ставит на научно-

теоретическую основу проблему о справедливых и несправедливых войнах. Справедливые войны -оборонительные, для сохранения целостности госу­дарства, защиты имущества; несправедливые - за­хватнические, в целях овладения чужим имущест­вом, покорения других народов. Конечной целью вой­ны должно быть заключение справедливого, осно­ванного на естественном праве мира. Разработанная Гроцием теория естественного права и общественно­го договора быстро приобрела сторонников в других странах. А его учение о мире, основанное на принци­пах равенства и сотрудничества между народами и государствами, на идее международного правопо­рядка, дало основание считать Г. Гроция «отцом ме­ждународного права». ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Томас Гоббс о происхождении и сущности государства. Идея государственного абсолютизма в учении Т. Гоббса. Томас Гоббс (1588-1679), виднейший представитель естественно-правового учения, был убежденным сторонником абсолютной монархии. Среди трудов Т. Гоббса следует выделить: "Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве", "О гражданине", "О теле", "О человеке", "Левиафан"

В "Левиафане" Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Государство распоряжается силами и способностями отдельных лиц в интересах общего блага. Общественным договором люди отказались от своих естественных прав в пользу государства. Власть государственного суверена является абсолютной. Т. Гоббс был убежденным противником всяческих революций. Поэтому после победы английской буржуазной революции и казни короля ему пришлось уехать в политическую эмиграцию в абсолютистскую Францию. Особенности теории происхождения государства Т. Гоббса. Т. Гоббс – основоположник механистического материализма. Математический (геометрический) метод Т. Гоббс считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббса выражаются в его взглядах на природу государства. Т. Гоббс рассматривал государство как единый грандиозный механизм, Левиафан (библейское чудовище). Верховная власть – душа государства. Судьи и чиновники – его суставы. Советники – его память. Законы – его разум и воля. Награды и наказания – его нервы и т.д. За Г. Гроцием Т. Гоббс пытается исследовать природу человека и вывести из нее понятие государства. Основа природы человека, по Т. Гоббсу, - страх, вытекающий из человеческого эгоизма. Человек ищет всегда не общения, а господства над другими. По природе, люди равны друг другу, поэтому в естественном состоянии каждый человек имеет право на все, поэтому все

борются друг против друга. Нужно выйти из естественного состояния в поисках мира (первый естественный закон Т. Гоббса). Из этого вытекает обязанность проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к другим людям и т.д. (естественные и вечные законы Т. Гоббса). "Все, что эти (естественные – С.Г.) законы запрещают, никогда не может быть дозволено" (Т. Гоббс). Общественный договор заключается каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобразуется в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объединяет и выражает волю всех. Организация государственной власти может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Эти формы отличаются друг от друга лишь количеством власть предержащих. При этом наилучшей формой правления Т. Гоббс считает, естественно, монархическую. Теория государственного суверенитета Т. Гоббса. Государственная власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражданским законом и подобна человеческой душе в государственном теле. Только верховная власть вправе решать, что хорошо, а что хорошо для государства. Власть государственного суверена является абсолютной. По мнению Т. Гоббса, даже мысли и религиозные чувства подданных должны быть подчинены воле суверена. Подданные – рабы государства. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Самуэль Пуфендорф о естественном праве. Взгляд Пуфендорфа на природу естественного права проистекал из его убеждения, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее - стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии. Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, догосударственного общества. В естественном общежитии нет “войны всех против всех” (как считал Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идеалистической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей. Остор?

К-во Просмотров: 94
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 3