Шпаргалка: Шпаргалка по Социологии 3

1. Предмет социологии.

Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество; традиционное (национальное) общество; микросообщество (социальная группа, семья и др.); отдельная личность. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.

2. Место социологии в системе общественных наук.

Социология – это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Место социологии в системе наук: а) в отличие от других общественных наук социология изучает общество в целом; б) социология выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками. Но социология не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой. Место социологии в других науках. * Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни. * Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения. * Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе. * Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком.

3. Социологическая наука в России.

Только во время хрущевской “оттепели”, в конце 50-х годов начинается новый период в развитии социологии. В конце 50-х — начале 60-х годов происходит “второе рождение” социологии как науки в нашей стране. В начале 60-х годов, как и в 30-е годы, КПСС второй раз объявила социологию враждебной марксизму наукой. Встала задача “вернуть” социологию опять в марксизм, при этом постараться не нарушить существующих идеологических законов. Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, социологические исследования получили законные права гражданства, а с другой стороны, социология как наука не признавалась. В связи с этим в указанный период в научном обиходе под социологией понималась наука, которая занимается проведением конкретных социологических исследований. К 1965 г. уже сложилось мнение, что социология — это наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом выступало исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей (закономерностей развития и становления социальных отношений людей, а также различных форм их взаимодействия). Была разработана трехуровневая концепция социологии: — общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методологической основой всего обществознания; — частные социологические теории (они рассматривались как разделы научного коммунизма, также считающегося философской наукой); — конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации. Под социологом понимали человека, “бегающего с анкетами”. Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское знание: социологическим исследованиям дали право гражданства, а социологии как самостоятельной науке — нет. Хотя эта концепция и способствовала утверждению статуса конкретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии. Многие ученые (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Б. А. Грушин, Ю.А. Левада, В.Э. Шляпентох и др.) стали понимать, что социология должна иметь свой собственный категориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. И только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно.

4. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик).

5. Социальный статус и роль в обществе.

Социальные статусы. В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Приписываемые и достигнутые статусы . Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса. Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение. Социальные роли. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает, когда он это делает и где. Роли дают возможность предполагать, что в некоторых отношениях мы можем игнорировать отдельные различия и говорить, что практически люди взаимозаменяемы. Итак, роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Так, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, может попасть в ролевой конфликт, принимая решения о том, кого поставить в защиту – своего сына или более талантливого игрока. Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль. Для примера рассмотрим отношения между врачами и пациентами. Считается, что врачи должны быть мягкими, человечными, жертвенными спасителями больных, и в то же время от них ожидают поведения мелких предпринимателей, торгующих в розницу знаниями, которые они приобрели ценой больших затрат и усилий.

6. Социальная стратификация. Страты и классы.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий современной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества. Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. В ходе общественного развития каждое общество устанавливает жесткую иерархию групп общества. Группы, различающиеся между собой по ранговым параметрам, называют статусными группами общества. Различают два основных вида статусных групп — страты и социальные классы.

Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт. Слово «страта» латинского происхождения, в переводе означает слой. Социальная стратификация в этом смысле означает иерархически организованную систему социального неравенства. Согласно теории стратификации, современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Стратификация имеет два существенных момента, отличающих ее от простого расслоения: Во-первых, верхние слои в таком обществе находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям. Во-вторых, верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества. Существуют одномерная и многомерная стратификации. Одномерная стратификация описывает отношения неравенства в рамках одного рангового параметра. Например, можно стратифицировать общество отдельно по доходам, престижу или власти. Принято рассматривать три вида одномерной стратификации общества экономическую, политическую (по показателю власти), профессиональную (профессия в данном случае связывается с доходом и престижем). Более сложной задачей является построение многомерной стратификации общества, требующее определения обобщенного статуса индивида в обществе. Обобщенный статус устанавливается с помощью построения статусного профиля индивида, включающего наиболее значимые ранговых параметры отдельного индивида или группы. Характер стратификации в каждом обществе связан с действием многих факторов, влияющих на процесс стратификации. В частности, необходимо учитывать общее количество ресурсов общества, уровень культуры, уровень развития производительных сил и многие другие факторы.

7. Социальное равенство и социальная справедливость.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определенной области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей. Социальная справедли́вость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия, между этими сущностями оценивается как несправедливость. Начиная с Аристотеля принято выделять справедливость уравнительную и распределительную. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и его цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником». Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации. Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

8. Общая характеристика социальных институтов.

Социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Так происходит институционализация. Известный исследователь Г.Ленски определил ключевые социальные потребности, которые порождают процессы институционализации: Потребность в коммуникации (Семья), Потребность в производстве продуктов и услуг. Потребность в распределении благ. Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия. Потребность в поддержании системы неравенства. Потребность в социальном контроле за поведением членов общества (Религия).

9. Классификация социальных институтов.

Социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур. Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов: 1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи); 2) потребности в безопасности и порядке (государство); 3) потребности в добывании средств существования (производство); 4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования); 5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества: 1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества. 2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти. 3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный - институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей. 4) Военный - институт, организующий законное наследие и осуществляет защиту членов общества от физической опасности. 5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы. 6) Социальная -- отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. 7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

10. Государство – важнейший политический институт.

ГОСУДАРСТВО – важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства: 1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти. 2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния». 3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими. 4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье. 5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противоположность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях. 6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий». Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм). Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр. Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др. В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей. Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

11. Семья – как социальный институт.

Семья – основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально существующий институт. Выделяют два типа семейной структуры : Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества. Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие. Рекреационная функция – Семья становится "оазисом" спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение. Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.

12. Функции государства.

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.). Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно представлены все социальные группы населения данного государства.

Социальное государство

Внутренние функции

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 179
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по Социологии 3