Шпаргалка: Специальная дошкольная педагогика и психология

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной патологией (наследственные дефекты), различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.).

Приобретенные дефекты могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.).

Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причем компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев влечет за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций). Любой дефект, то есть физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма.

Компенсация - это универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.

Принципы и физиологические основы компенсации. В основе сложного механизма компенсации лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Эта перестройка заключается в восстановлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма повреждена. Например, удаление одного легкого влечет за собой изменение функций дыхания и кровообращения, ампутация какой-либо конечности - изменения в координации движений, потеря зрения или нарушения деятельности какого-либо иного анализатора приводит к сложной перестройке взаимодействия сохранных анализаторов. Все эти перестройки осуществляются автоматически.

Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях центральной нервной системы, в том числе и анализатора. Таким образом, степень сложности механизмов компенсаторных явлений находится в зависимости от тяжести дефекта.

Формирование механизмов компенсации подчинено законам высшей нервной деятельности. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова. Эта теория, базирующаяся на трех основных принципах: причинность (детерминизм), единство анализа и синтеза и структурность, является естественно-научной основой тифлопсихологии.

2. Классификация задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.

Классификация ЗПР.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);

2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);

3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);

4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

3. Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности

К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.

Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу при возможности очковой коррекции.

Дети с косоглазием и амблиопией.

У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст - непосредственное эмоциональное общение.

Ранний возраст - это предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольный возраст - игровая деят-ть.

Учитывая, что при обучении и воспитании детей с нарушениями зрения необходим комплексный подход, важно говорить о всех видах деятельности данной категории детей - это трудовая деят., изобразительная, художественно - эстетическая деят., познавательная, физическая деят.

Игра - в игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников и взрослых людей, практическое овладение нормами и правилами поведения и приобщаются к жизни окружающих взрослых. (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и театральные)

Программой дошкольных учреждений предусмотрено проведение специальных пропедевтических (предупреждающие) индивид. И групповых занятий по обучению игре. Основной задачей является формирование действий с предметами и игрушками. Специальные наблюдения за деятельностью взрослых, занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединению их в единый сюжет. В игре дети учатся отображать жизнь взрослых, что помогает им утвердиться среди сверстников. Трудовая деятельность - играет большую роль в формировании у детей навыков самообслуживания. Поэтому в дошкольных учреждениях важно проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности(развитие навыков самообслуживания: одевание, раздевание, культурно-гигиенические навыки) для успешной социализации детей используется ручной труд, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Учитывая тяжесть зрительной патологии рекомендуется постоянное проговаривать все действия и отрабатывать их на практике. Познавательная деятельность. В процессе познавательной деятельности формируется представление о предметах окружающей действительности, навыки зрительной пространственной ориентации, проводится работа по развитию речи детей. Познавательная деятельность организуется не только на специальных занятиях (разв. речи, ознакомл. с окр. миром, формирование элементарных математическими представлениями), но и в повседневной деятельности, что способствует социальной адаптации детей. Художественно-эстетическая деятельность. (ИЗО, лепка, аппликация, рисование) которые способствуют формированию у детей реальных образов окружающего мира. Музыкальная деятельность - формируется слуховое восприятие у детей, развивается музыкальная восприимчивость - всё это способствует преодолению отрицательных восприятий обусловленных нарушением зрения, при этом используется игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические упражнения и слушание музыки. Физическая деятельность, здесь проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, преодолении недостатков физического развития. Физические виды деятельности позволяют решить ряд специальных коррекционных задач:

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений и физических качеств, а также ориентирование в пространстве и координации движения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 354
Бесплатно скачать Шпаргалка: Специальная дошкольная педагогика и психология