Шпаргалка: Теория государства и права (шпаргалка)
Б-1
1. Понятие и определение правового гос-ва.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
2. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются : существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на : абсолютную (такая форма правлен, при которой власть всецело принадлежит одному лицу), конституционная (ограниченная) власть ограничена представительным органом. Огранич монарх делится на дуалистическую (гос власть носит двойственный характер) и парламентарную (правит формир-ся из представит определенных партий получивших большинство на выборах).
3. Публичное и частное право. Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотн-ий между индивидуумом и гос.организ-ми структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное. К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное). К публичн праву относят отрасли государств, администр, уголовного прав
Б-2
1. Принцип разделения властей. Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-ро образующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга.
2. Правоотношение: понятие и виды. По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е в кот стороны связаны между собой взаимными юридич правами и обязанн-ми, охраняемыми государством и рег-мые нормами права. Структура правоотнош имеет 4 составл-их: субъект, объект, право и обязанность. Оно имеет сложный состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую – S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными; они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право требовать опр. повед-я от обязанного лица 3.право обратиться за защитой. Юр. обяз-ть: 1.обяз-ть д-вовать устан-ным обр. 2.обяз. претерпеть нежелат. последствия (понести ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-ть + юр. обяз-ть + S-тивное право.
Прав. отн-я класс-ся: 1.по отраслям права (гос-венное, …) 2.на охранит. и запретит. (база – мат. право) 3.регулятивное. Или 1.абсолютные (опр-ны обе стороны правоотн-й) 2.относит. (одна из сторон не опр.).. Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й. Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц, например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная (согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и немат. блага.
3. Право и религия. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Маркс утверждал, что “религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм”. Однако “история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за- собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия”. На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - “не убий” и “не укради”.
Б-3
1. Правовое гос-во и гражд-е общество.
Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.
2 . Материальное и процес-ое право. Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений) на материальные и процессуальные - это внутренняя, специальная проблема юриспруденции. К материальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социальные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм- нормы уголовного права по своей природе являются охранительными и при этом уголовно-правовые нормы — материальные. К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации материальных регулятивных норм. Все процессуальные явления – процедурные. Процедуру- порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Процедуры дел на: правотворческие и правореализующие. П равореализующие процедуры бывают материальные и процессуальные. Процессуальная процедура - это порядок реализации материальных охранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регламентирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (между нормами уголовного процесса и нормами уголовного права).
3. Нормативно-правовой акт – это официальн акт правотворчества в котором содержатся нормы права. Создается в результате правотв-ой деят-ти госуд-ва или всенародным голосованием (референдум). НПА классиф по различн основаниям: юридической силе (законы и подзак-ые); объему и характеру действия (общего, огранич, исключит); по субъектам их издающих (законод, исполн, судебн).
Б-4
1. Предмет ТгиП-основные общие закономерности возникн-я, функц-ия и развития государ. и права. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.
Методология ТГиП.- применен. совокупн. определ-ых теоретических принципов, логич приемов и способов исслед-я основных общих закономер-ей возникн и развития госуд.-правовых явлений. Для познания и объяснения основных закономерн государ.-правовых явлений широко используют логические приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция и гипотеза.
Вся совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же что диалектич. Логика II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-м или с-мный анализ. III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм.
В результате собирания, обработки, изучения и проверки фактич матер наука выявляет эфективность государ управ-ия и правового регулиров, вырабатывает конкретные рекоменд по их соверш-ию.
2. Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Режим определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности; антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; всеохватывающая милитаризация общественной жизни; игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
3. Право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Происхождение права. Правила поведения действ-ие в родовой общине, племени (нормы обычаев регулир труд, охоту, рыбалку, быт, семейн отношен.) Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разгр-ий прав и обяз-ей. Их исполн обеспеч-сь привычкой соблюдать укоренившиеся правила. При переходе от первоб.-общ. к государст. организ-ии обычаи превращ-ся в нормы и охраняются гос-ом, администр решения по конкретным делам которым придается обязат-ая юридич сила, издание гос-ом нормативных актов содер-их нормы права.
Б-5
1. Понятие государства. Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом, обесп-ет его интеграцию и обладает суверенитетом. Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги. Необходимо наличие 3 составл-их: совокупность людей–народ; господствующая над ними власть; территория как предел действия этой власти.
2. Предмет и метод правового регулирования–это наиболее существ основания для деления системы права на отрасли. П– это то на что воздействует право определенной отрасли (обществ отношения). М– это способы воздействия отрасли права на определ виды общ отношен. М. зависит от взаимного положения участников правоотношений (равенства сторон, обязывающ, запрещающ.)
3. Историческая школа права. Предст этой школы расматр право как выражение воли народа независимо от власти государства. Т.е. законодатель фиксировал лишь то что уже сложилось как право в результ историч развития (язык не возник из договора и не дан от бога а развивается сам собой). Немец юристы: Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта. Ист шк сильно преувелич место обычия в системе правового регулиров обществ отношен, ставя его над законом, отрицала законодат путь изменения существующего права.
Б-6
1. ТГиП в с-ме обществ. наук. ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--