Шпаргалка: Теория и методика преподавания БЖД
1. Перечислите основные документы планирования по курсу «ОБЖ». Составьте перечень нормативно-правовой документации по ОБЖ, регламентирующий деятельность педагога-организатора в области безопасности жизнедеятельности.
Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.
Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.
При планировании учебного процесса изучаются действующие нормативно-правовые акты: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепция национальной безопасности Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области безопасности; анализируются действующие образовательные программы и учебные издания; изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.
Различают следующие документы планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ:
¾ план мероприятий школы по курсу ОБЖ на учебный год;
¾ план-график распределения учебного материала по курсу ОБЖ на учебный год;
¾ тематический поурочный план на четверть;
¾ план урока ОБЖ.
При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
¾ Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
¾ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;
¾ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;
¾ стандарт основного общего образования по ОБЖ;
¾ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
¾ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;
¾ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования.
2. Раскроите связь школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими дисциплинами.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
В связи с этим содержание всех предметов общего образования должно быть привязано к приоритету жизнедеятельности. При этом изложения вопросов, относящихся к безопасности человека, только россыпью по различным предметам недостаточно. Главные проблемы современности - безопасность глобальная, национальная, личная - должны быть представлены учащимся взаимосвязанными, в комплексе.
Однако дидактическая и методическая структуры интеграционных процессов в обучении основам безопасности до настоящего времени не исследованы. В практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях.
Далее представлена схема возможного освещения проблем безопасности в структуре школьного образования.
Проблемы безопасности | Предметы общего (полного) образования | ОБЖ (основные разделы) | |||||||||||||||
Русский язык | Литература | Иностранный язык | Математика | Информатика | История | Обществознание | География | Экономика | Биология | Физика | Химия | Экология | Культурология | Технология | Физкультура | ||
Природные катастрофы | * | * | * | * | * | Проблемы глобальной безопасности | |||||||||||
Природа и безопасность биосферы | * | * | * | * | |||||||||||||
Эпидемии | * | * | * | ||||||||||||||
Пределы роста, устойчивое развитие | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||||
Самоуничтожение технологиями геологической мощности (ошибка, военный конфликт, терроризм) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||||
Природные катаклизмы | * | * | * | * | * | * |
Проблемы национальной безопасности. Основы военной службы | ||||||||||
Агрессия соседей (военная, экономическая, информационная) | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||
Социальная нестабильность (экономическое отставание, политическая, застой культуры) | * | * | * | * | * | * | * | ||||||||||
Экологические бедствия (загрязнения, разрушение природной среды, техногенные катасрофы) | * | * | * | * | |||||||||||||
Демографические бедствия (перенаселенность, вырождение) | * | * | * | * | |||||||||||||
Неблагоприятные природные условия | * | * |
Основы ЗОЖ. Безопасность и защита в ОС и ЧС. Основы мед. знаний. | ||||||||||||||
Чрезвычайные ситуации (природные, социальные, техногенные) | * | * | * | * | * | * | * |
Точками отмечены вопросы, которые целесообразно затронуть в имеющихся курсах. Показано, как обобщение всех проблем безопасности может быть сделано в курсе ОБЖ.
3. Одной из составляющих критериев работы учителя является анализ и опенка уроков. Предложите схему анализа урока из 10 пунктов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--