Шпаргалка: Теория и методика преподавания БЖД

1. Перечислите основные документы планирования по курсу «ОБЖ». Составьте перечень нормативно-правовой документации по ОБЖ, регламентирующий деятельность педагога-организатора в области безопасности жизнедеятельности.

Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по Основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.

Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

При планировании учебного процесса изучаются действующие нормативно-правовые акты: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепция национальной безопасности Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области безопасности; анализируются действующие образовательные программы и учебные издания; изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.

Различают следующие документы планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ:

¾ план мероприятий школы по курсу ОБЖ на учеб­ный год;

¾ план-график распределения учебного материала по курсу ОБЖ на учебный год;

¾ тематический поурочный план на четверть;

¾ план урока ОБЖ.

При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

¾ Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;

¾ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;

¾ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;

¾ стандарт основного общего образования по ОБЖ;

¾ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

¾ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

¾ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования.

2. Раскроите связь школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими дисциплинами.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

В связи с этим содержание всех предметов общего образования должно быть привязано к приоритету жизнедеятельности. При этом изложения вопросов, относя­щихся к безопасности челове­ка, только россыпью по раз­личным предметам недоста­точно. Главные проблемы современности - бе­зопасность глобальная, нацио­нальная, личная - должны быть представлены учащимся взаимосвязанными, в комплек­се.

Однако дидактическая и методическая структуры интеграционных процессов в обучении основам безопасности до настоящего времени не исследованы. В практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях.

Далее представлена схе­ма возможного освещения про­блем безопасности в структуре школьного образования.


Проблемы безопасности Предметы общего (полного) образования ОБЖ (основные разделы)
Русский язык Литература Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Экономика Биология Физика Химия Экология Культурология Технология Физкультура
Природные катастрофы * * * * * Проблемы глобальной безопасности
Природа и безопасность биосферы * * * *
Эпидемии * * *
Пределы роста, устойчивое развитие * * * * * * * *
Самоуничтожение технологиями геологической мощности (ошибка, военный конфликт, терроризм) * * * * * * * * * *
Природные катаклизмы * * * * * *

Проблемы национальной безопасности.

Основы военной службы

Агрессия соседей (военная, экономическая, информационная) * * * * * * * * * * *
Социальная нестабильность (экономическое отставание, политическая, застой культуры) * * * * * * *
Экологические бедствия (загрязнения, разрушение природной среды, техногенные катасрофы) * * * *
Демографические бедствия (перенаселенность, вырождение) * * * *
Неблагоприятные природные условия * *

Основы ЗОЖ.

Безопасность и защита в ОС и ЧС.

Основы мед. знаний.

Чрезвычайные ситуации (природные, социальные, техногенные) * * * * * * *

Точками отме­чены вопросы, которые целесо­образно затронуть в имеющих­ся курсах. Показано, как обоб­щение всех проблем безопасно­сти может быть сделано в кур­се ОБЖ.

3. Одной из составляющих критериев работы учителя является анализ и опенка уроков. Предложите схему анализа урока из 10 пунктов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 456
Бесплатно скачать Шпаргалка: Теория и методика преподавания БЖД